Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 – 2022 учебный год
по литературному чтению
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 класс__
Общее количество часов ___40___
Количество часов в неделю ___4___
Учитель начальных классов Марченко Ирина Петровна________________
Квалификационная категория высшая
Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа»
(Стандарты второго поколения), издательство М- «Просвещение» 2012 год
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературному чтению» является частью Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Советской СОШ, утверждённой Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 125 и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
-УМК: Учебник «Литературное чтение» 1 класс 1-2 ч. Авторы: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой , М., «Просвещение»,2020 г
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
-совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
-развитие интереса к чтению и книге;
-формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
-формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
-формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
-воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
-работать с различными типами текстов;
-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
Планируемые результаты по литературному чтению 1 класса
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Издательство «Просвещение» 2020 г. с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты
В результате работы по разделу «Жили – были буквы»
обучающийся научится:
-использовать понятия «автор», «писатель», «произведение» в речи, понимать и различать их значения;
-составлять картинный план;
-находить заглавие текста, называть автора произведения, в процессе выборочного чтения находить ответы на вопросы;
-выразительно читать произведение, понимать содержание прочитанного;
-отвечать на вопросы по содержанию;
-читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости).
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать свои двустишия о буквах;
-инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре;
-подбирать рифму, передавать интонационно героев;
-создавать иллюстрированную книгу в соответствии с заданной тематикой.
В результате работы по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
обучающийся научится:
-подбирать книги, в которых содержатся сказки и загадки, рассказывать о книге и ее содержании;
-читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости);
-делиться впечатлениями по поводу прочитанного;
-пересказывать текст известных писателей;
-высказывать свои впечатления о прочитанном.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку;
-определять характер героев;
-пересказывать по картинному плану;
-познакомиться со звукозаписью.
В результате работы по разделу «Апрель, апрель, звенит капель... »
обучающийся научится:
-подбирать книги, в которых содержатся стихи и загадки о весне;
-рассказывать о книге и ее содержании;
-определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию;
-читать целыми словами с элементами слогового чтения;
-понимать содержание прочитанного;
-находить заглавие текста, называть автора произведения;
-различать в практическом плане рассказ, стихотворение;
-приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. рассказывать наизусть стихотворение (по выбору).
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст «своими словами» и с опорой на картинку;
-различать литературные жанры;
-познакомиться с рифмой;
-познакомиться со сравнением и олицетворением, с устаревшими словами.
В результате работы по разделу «И в шутку и всерьез ... »
обучающийся научится:
-работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;
-читать целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы;
-понимать содержание прочитанного;
-различать жанры литературы;
-находить заглавие текста;
-называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение.
Обучающийся получит возможность научиться:
-познакомиться со звукоподражанием и рифмой;
-оценивать мотивы поведения героев;
-пересказывать текст «своими словами» и с опорой на картинку;
-давать характеристику герою по его поведению.
В результате работы по разделу «Я и мои друзья... »
обучающийся научится:
- работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками;
-читать целыми словами;
-понимать содержание прочитанного;
-различать жанры литературных произведений;
-рассказывать наизусть 1–2 стихотворения, содержание произведений, отвечать на вопросы по тексту;
-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
-приводить примеры художественных произведений по изученному материалу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказать текст «своими словами» и с опорой на картинку;
-оценивать поведение героев;
-высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.
В результате работы по разделу «О братьях наших меньших... »
обучающийся научится:
-подбирать книги, в которых содержатся рассказы о животных, рассказывать о книге и ее содержании;
-читать целыми словами с элементами слогового чтения;
-понимать содержание прочитанного;
-читать целыми словами с элементами слогового чтения;
-определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-пересказывать текст «своими словами» и с опорой на картинку;
-делить текст на смысловые части;
-составлять план;
-работать с иллюстрациями;
-анализировать тон настроение произведения;
-высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
-осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
-сохранять учебную задачу урока;
-планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин;
-контролировать выполненные задания с опорой на эталон или по алгоритму, данному учителем;
-оценивать результаты собственных учебных действий;
-определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме;
-фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Познавательные УУД
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
-понимать устройство слова, различать его содержание и форму с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
-сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них под руководством учителя;
-сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
-анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради»;
-строить рассуждение по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя;
-осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры;
-осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему;
-понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
-спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя;
-формулировать вопросы к собеседнику;
-строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
-строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.);
-осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске;
-оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Личностные результаты
-иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;
-осознавать свою принадлежность к определённому народу;
-проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа;
-выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о
произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
-проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и политологов со сверстниками и взрослыми по нравственно-
эстетической проблематике читаемых произведений;
-проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения,
желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях,
различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
-осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к
уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради,
проявлять высокий уровень учебной мотивации;
-пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке;
-осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки;
-проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
-проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно;
-проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;
-называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения;
-оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения;
-осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
-соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Содержание программы по учебному предмету «Литературное чтение», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 1 класса рассчитано на
4 часа в неделю в году 40 часов. В связи с праздничными днями количество уроков сокращено до 38 часов. Программа будет выполнена за счёт объединения уроков.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Жили – были буквы. Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. | 8 ч | |
2. | Сказки, загадки, небылицы. Ведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. | 7 ч | |
3. | Апрель, апрель, звенит капель... Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. | 5 ч | |
4. | И в шутку и всерьез. Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. | 6 ч | |
5. | Я и мои друзья. Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. | 7ч | |
6. | О братьях наших меньших. Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. | 7 ч | |
| Всего | 40 | |
Календарно- тематическое планирование
| | | Дата |
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | проведения |
план | факт |
Жили – были буквы (8 ч) |
1 | Введение в раздел. В мире книг. | 1 | 05.03 | |
2 | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | 09.03 | |
3 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"». | 1 | 10.03 | |
4 | Г. Сапгир «Про медведя, | 1 | 11.03 | |
5 | И. Гамазкова «Кто как кричит?», И.Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука». | 1 | 14.03 | |
6 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | 16.03 | |
7 | Рубрика «Поговорим о самом главном», «Как хорошо уметь читать» | 1 | 17.03 | |
8 | Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы» | 1 | 18.03 | |
Сказки, загадки, небылицы (7ч) |
9 | Введение в раздел. Русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси – лебеди» | 1 | 31.03 | |
10 | Русская народная сказка « Теремок». Е. Чарушин «Теремок». | 1 | 01.04 | |
11 | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | 04.04 | |
12 | Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | 06.04 | |
13 | Загадки, небылицы. Английские народные песенки и небылицы.«Рифмы Матушки Гусыни», «Дом, который построил Джек» | 1 | 07.04 | |
14 | Рубрика «Как хорошо уметь читать»,«Поговорим о самом главном». | 1 | 08.04 | |
15 | Повторение и обобщение по разделу « Сказки, загадки, небылицы ». | 1 | 11.04 | |
Апрель, апрель, звенит капель... (5ч) |
16 | Введение в раздел. В мире книг. | 1 | 13.04 | |
17 | А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна». А. Плещеев «Травка зеленеет». Т. Белозеров «Подснежники», | 1 | 14.04 | |
18 | С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает» Е. Трутнева «Голубые, синие…» | 1 | 15.04 | |
19 | Рубрика «Как хорошо уметь читать», «Поговорим о самом главном». | 1 | 18.04 | |
20 | Повторение и обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель...». | 1 | 20.04 | |
И в шутку и всерьез ( 6ч) |
21 | Введение в раздел. В мире книг. | 1 | 21.04 | |
22 | И.Токмакова «Мы играли в хохотушки», И. Пивоварова «Кулинаки- пулинаки» | 1 | 22.04 | |
23 | Г. Кружков «Ррры», К.Чуковский «Федотка»,«Телефон». | 1 | 25.04 | |
24 | Н.Артюхова «Саша-дразнилка» | 1 | 27.04 | |
25 | Рубрика «Как хорошо уметь читать»,«Поговорим о самом главном». | 1 | 28.04 | |
26 | Повторение и обобщение по разделу «И в шутку и всерьез». | 1 | 29.04 | |
Я и мои друзья (7ч) |
27 | Введение в раздел. В мире книг. | 1 | 04.05 | |
28 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок». | 1 | 05.05 | |
29 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». | 1 | 06.05 | |
30 | Р. Сеф «Совет», В. Орлов «Если дружбой дорожить...»,И Пивоварова «Вежливый ослик» | 1 | 11.05 | |
31 | С. Маршак «Хороший день». | 1 | 12.05 | |
32 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». | 1 | 13.05 | |
33 | Рубрика «Поговорим о самом главном». Повторение и обобщение по разделу «Я и мои друзья». | 1 | 16.05 | |
О братьях наших меньших (6ч) |
34 | Введение в раздел. В мире книг. | 1 | 18.05 | |
35 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак...», И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | 19.05 | |
36 | Н. Сладков «Лисица и Еж». В. Берестов «Лягушата». | 1 | 20.05 | |
37 | В.Осеева «Плохо», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». | 1 | 23.05 | |
38 | Повторение и обобщение « О братьях наших меньших». Рубрика «Поговорим о самом главном». | 1 | 25.05 | |
Лист коррекции календарно-тематического планирования
№ п/п | Предмет | Учитель | Класс | Причина коррекции (корректировки) | Способ коррекции (корректировки) | Дата, тема урока | Кол-во часов по плану за год | Кол-во фактичес ких часов с учётом коррекции (корректи ровки) |
1. | Литературное чтение | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 20.05.22г. Н. Сладков «Лисица и Еж». В. Берестов «Лягушата». | | |
2. | Литературное чтение | Марченко И.П. | 1-б | Праздничные дни | Объединение тем уроков | 23.05.2022г. В.Осеева «Плохо», М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». | | |
| | | | | | | 40 | 38 |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021 г. 27.08.2021 г.___________ Старун Е.С.
_________ Марченко И.П.