краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
Рекомендовано Школьным методическим объединением | | Согласовано зам. директора по УР М.А.Мурзина | | Утверждено: Директор КГОБУ «Гражданская КШИ» |
_____________ | | ______________ | | ____________Н.Г.Ивасик |
Протокол №___ от «__»_____2025г. | | «___» ___2025г. | | «___ » ____2025г. |
| | | | |
Рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
курса внеурочной деятельности
«Люби и знай свой край родной»
9 класс
Учитель: Голавачёва Марина Алексеевна
с.Гражданка
2025-2026 уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 курса внеурочной деятельности «Люби и знай свой край родной» предназначена для учащихся третьих–четвертых классов бюджетной общеобразовательной школы.
На изучение курса отводится 34 часов в год (1раз в неделю).
Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у обучающихся.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Актуальность программы характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов школьников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края.
Направленность программы: туристическо-краеведческая.
Цель и задачи программы Цель программы:
уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, села, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Занимаясь кружковой деятельностью, учащиеся должны не только увидеть красоту нашей земли, но и узнать о людях, живущих рядом с нами сейчас и о тех, кто жил раньше. Расширение кругозора и систематизация знаний учащихся в области национальной культуры, развитие национального сознания и самосознания, толерантности, творческого потенциала учащихся , формирование нравственных и эстетических качеств личности учащихся путём приобщения их к традициям родного народа, других народов, достижениям общечеловеческой и национальной культуры, способствуют формированию у учащихся желаемых интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств, т.е. общечеловеческих ценностей.
Содержание программы
Описание места в учебном плане.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год).
Учебный план программы
№ | Дата | Названия разделов, тема | Количество часов |
1 | | «С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом» | 1 |
2 | | «Государственные символы России» Беседа «Флаги стран» | 1 |
3 | | «Символика Приморского края Викторина «Знай свой край!» | 1 |
4 | | История образования Приморского края | 1 |
5. | | Освоение Приморья. Первые русские поселения. | 1 |
6. | | Первооткрыватели Приморского края. | 1 |
7. | | Лес – богатство нашего края. | 1 |
8 | | Разнообразие растений Приморского края. | 1 |
9 | | Составление альбома. Растительный мир Приморья | 1 |
10 | | Лекарственные растения Приморского края. | 1 |
11 | | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 |
12 | | Разнообразие животных Приморского края . | 1 |
13 | | Животный мир Приморья. | 1 |
14 | | Хозяин тайги. | 1 |
15 | | Птицы Приморского края. | 1 |
16 | | Красная книга Приморского края (Растения) | 1 |
17 | | Растения, занесенные в красную книгу. | 1 |
18 | | Красная книга Приморского края (Животные) | 1 |
19 | | Составление своей Красной книги. | 1 |
20 | | Заповедники Приморского края | 1 |
21 | | Морские обитатели Японского моря | 1 |
22 | | Водные объекты Приморского края | 1 |
23 | | Народы, проживающие на территории Приморья | 1 |
24 | | Города Приморского края | 1 |
25 | | г. Владивосток-столица Приморья | 1 |
26 | | Полезные ископаемые Приморского края | 1 |
27 | | Промышленность Приморского края | 1 |
28 | | Сельское хозяйство Приморья. | 1 |
29 | | История родного села | 1 |
30 | | Экскурсия в школьный музей | |
31 | | Поэты, писатели и художники района и края. | 1 |
32 | | Водопады Приморья | 1 |
33 | | Люди Приморского края | 1 |
34 | | Викторина. Знатоки Приморья. | 1 |
Итого: | 34ч |
Содержание учебного плана
Тема 1«С чего начинается Родина?!» Конкурс рисунков «Мой дом». Познакомить с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
Тема 2. «Государственные символы России». Беседа «Флаги стран» Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; оценивать свои достижения на занятии.
Тема 3. «Символика Приморского края Викторина «Знай свой край! Сравнивать, различать и описывать герб и флаг Приморья; — рассказывать о малой родине; отвечать на итоговые вопросы
Тема 4. История образования Приморского края. Рассказать о древних государствах на территории Приморья
Тема 5. Освоение Приморья. Первые русские поселения. Рассказать, как осваивали Приморье поселенцы.
Тема 6. Первооткрыватели Приморского края. Рассказать о первооткрывателях (Арсеньев, Хабаров, Комаров)
Тема 7. Лес – богатство нашего края.
Рассказать о разнообразии широколиственных и хвойных лесов.
Тема 8. Разнообразие растений Приморского края. Познакомить детей с разными видами растений.
Тема 9. Составление альбома. Растительный мир Приморья. Составить альбом с растительным миром Приморской тайги.
Тема 10. Лекарственные растения Приморского края. Познакомить с лекарственными растениями Приморья.
Тема 11. Съедобные и несъедобные грибы. Изучить грибы съедобные и ядовитые
Тема 12. Разнообразие животных. Познакомить с разными видами животного мира.
Тема 13 Составление альбома. Животный мир Приморья. Составить альбом животного мира Приморской тайги.
Тема 14. Хозяин тайги. Рассказать о уссурийском тигре. Численность этого животного.
Тема 15. Птицы Приморского края.
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 16. Красная книга Приморского края (Растения) Рассказать и показать Красную книгу Приморья
Тема 17. Составление альбома. Растения, занесенные в красную книгу. Составить книжку малышку с растениями из Красной книги.
Тема 18. Красная книга Приморского края (Животные) Показать и рассказать о животных, обитающих на территории Приморского края \
Тема 19 Составление своей Красной книги. Составить книжку-малышку «Животные Красной книги»
Тема 20. Заповедники Приморского края. Познакомить с заповедными зонами Приморского края.
Тема 21. Морские обитатели Японского моря.
Рассказать о морских жителях, обитающих в наших акваториях.
Тема 22. Водные объекты Приморского края Рассказать о реках, озерах Приморского края.
Тема 23. Народы, проживающие на территории Приморья Рассказать о народах, заселяющих Приморский край.
Тема 24. Города Приморского края
Познакомить с городами, достопримечательностями
Тема 25. г. Владивосток-столица Приморья Рассказ о г. Владивостоке.
Тема 26. Полезные ископаемые Приморского края Какие полезные ископаемые добывают в Приморье.
Тема 27. Промышленность Приморского края Рассказать о заводах, фабриках, комбинатах.
Тема 28. Сельское хозяйство Приморья. Рассказать,что выращивают на полях Приморья. Тема 29. История родного села Рассказать об истории создания с.Гражданка.
Тема 30 Экскурсия в школьный музей Познакомиться с историей села
Тема 31. Поэты, писатели и художники района и края. Рассказать о культуре Приморского края.
Тема 32. Водопады Приморья. Знакомство с водопадами. Виртуальная экскурсия
Тема 33. Люди Приморского края Рассказать об известных людях Приморья
Тема 34. Викторина. Знатоки Приморья. Обобщить знания о Приморском крае.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, края, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные предвосхищать результат. адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные .
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. установление причинно- следственных связей.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
историю своего населённого пункта, различных учреждений историю народов, проживающих в своём крае и их традиции основные краеведческие термины и понятия
основные этапы и ключевые события истории Приморского края с древности до наших дней
изменения природной среды края в результате деятельности человека особенности природы, населения
специфику географического положения и административнотерриториального устройства
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем важнейшие достижения культуры и системы ценностей
уметь:
рассказывать о важнейших событиях истории края, образование района и своего населённого пункта
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы ,работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
описывать традиции народов своего края показывать на карте границы и географический центр Приморского края. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов края составлять краткую характеристику родного населённого пункта, описывать флору и фауну, водные объекты.
Информационно-методическое обеспечение программы
Литература:
1.Авченко, Агафонов, Безделева: Приморье. Современный путеводитель Издательство: PressPass, 2016 г.
2.Бражник Ю.Н. «Мои путешествия по северу Приморского края». Владивосток 2018
3.Водопады: Стихия и поэзия/автор-сост. П.Ф.Бровко./ Владивосток 2018
4.Народы Приморского края .Иллюстрированный историко-этнографический справочник. Владивосток 2016
5.Приморье: народы,религии,общество/отв.ред.Т.И.Табунщикова,М.В.Мухина-Владивосток .2018
6. Растительный и животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель. Владивосток 2017.
Интернет-Ресурсы о Приморье и Дальнем Востоке:
primorsky.ru – официальный сайт администрации Приморского края http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России.
Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России». Порталу исполнилось 5 лет. Является региональной мегаэнциклопедией. Постоянно находится в стадии обновления.
http://www.primkray.ru/ - исторические очерки о Приморье. http://primhistory.freehostia.com/ - история Приморского края http://www.oldvladivostok.ru/ -
исторический портал города
Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях. http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев http://art.bdk.com.ru/ - исторические очерки о Приморье
www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного
объединенного музея им. В.К. Арсеньева www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека) http://vladivostokeparhia.ru – официальный сайт Приморской епархии РПЦ. Приморье православное. http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.
http://www.vld.ru/ppx/ - Электронная библиотека приморских поэтов, прозаиков и художников «ПОПЫХИ»
http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья