Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Уроки нравственности » создана на основе авторской программы Л.В. Мищенковой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития и разработана на основании: Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785); Положения о рабочей учебной программе дополнительного образования ГБОУ СОШ №49, Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Минобрнауки России.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Цель программы
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
Познавательная ( беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
составлять сообщения в устной и письменной форме;
анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников;
Результативность реализации программы внеурочной деятельности
«Уроки нравственности».
Обобщённый результат реализации программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности» фиксируется в портрете ученика, закончившего 3 класс:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
любящий свой край, свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;
влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка;
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
« Уроки нравственности».
Реализация программы «Уроки нравственности» будет способствовать:
В результате прохождения программы «Уроки нравственности» к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Раннее изученные заповеди поведения.
Правила вежливости.
Требования этикета к разговору, в том числе и телефонному. Отличия понятий «этика» и «этикет».
Содержание прочитанных притч и сказок.
Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте.
Правила общения с разными людьми.
Уметь:
Соблюдать правила вежливости;
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;
Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи, уметь разговаривать по телефону;
Заботиться о животных, птицах;
Уважать чужое мнение, будучи не согласным с ним;
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении;
Быть сострадательным к чужому горю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
3 класс – 34 часа.
Раздел 1: Культура общения. (8 часов).
Этикет разговора. Общение с разными людьми.(2 часа)
Вежливый отказ, несогласие.
Этикетные ситуации.(2 часа) Афоризмы, разговор по телефону.
Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание. (7 часов).
Понятия: Что значит быть « вежливым» ?
Мои достоинства и недостатки.( 2 часа)
Большое значение маленьких радостей.(2 часа)
О хороших и дурных привычках.
Афоризмы о самовоспитании.
Раздел3:Общечеловеческие нормы нравственности . (11 часов).
Заповеди и как мы их исполняем.
О сострадании и жестокости.(2 часа)
Лгать нельзя, но если…?(2 часа).
Всегда ли богатство счастье?(2 часа) .
Спешите делать добро. (2 часа)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.(2 часа)
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 часов)
Как сердцу высказать себя?
В трудной ситуации попытаемся разобраться.(2 часа).
« И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать.»
« Думай хорошо - и мысли созревают в хорошие поступки» .
Диалоги о хороших манерах, о добре и зле. Афоризмы. (2 часа)
Чему мы научились на уроках нравственности..
5