Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы (протокол от «___»2021г.№___) Руководитель МО _________ З.Р.Ибрагимова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №42 им.Эшрефа Шемьи-заде» ____________________________ «___»___________2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №42 им.Эшрефа Шемьи-заде» _______Э.Э.Османова Приказ от «___»____2021г. №___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по русскому языку
6 Г, Д класс
на 2021/2022 учебный год
«Занимательная грамматика»
Направление: общеинтеллектуальное
Учитель: Арман Фадме Рустемовна
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Симферополь
2021
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Данная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика» составлена для учащихся 6 класса на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413
(с изменениями) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями) https://минобрнауки.рф/документы/.../приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (с изменениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/
Примерные основные образовательные программы и адаптированные основные образовательные программы www.fgosreestr.ru
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021г. № 287 «Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 10.06.2019 №286) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103020043
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, сред-него общего образования» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.
Региональные документы
Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.05.2017 №1140 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.03.2018 №663 «О мерах по развитию региональной системы оценки качества образования в Республике Крым».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №1503/01-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих основные образовательные программы, на 2021/2022 учебный год».
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2021 г. № 1018 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных организациях Республики Крым»
Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №42 им.Эшрефа Шемьи-заде».
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 42 имени Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.
Учебный план составлен с учетом рабочей программы воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №42 имени Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.
Актуальность программы – в реализации новой идеи, предусматривающей учёт в преподавании многофункциональности самого языка.
Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.
Цель программы «Занимательная грамматика» - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Грамматику.
Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют это сделать. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.
Внеклассная работа по русскому языку помогает восполнить этот пробел, т.к. она побуждает узнавать что-то новое о русском языке, развивать самостоятельность учащихся, их творческую инициативу.
Задачи:
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;
- формирование общепредметных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета
(т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для учащихся 6-х классов, способствует расширению знаний учащихся по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике, стилистике, помогает им лучше овладеть нормами орфоэпии и культуры речи. Вооружает учащихся навыками использования научно-популярной литературы по языкознанию.
Русский язык в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во-первых, он является предметом изучения и обучения ему и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.
Главной целью программы является пробуждение интереса к занятиям русским языком: выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного курса используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в русском языке.
В этой связи, данная программа способствует совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
В организационном отношении занятия ведутся в группе учащихся из 10—15 человек.
Занятия ведутся по учебному плану. На первых занятиях чаще всего применяются игровые методы. Учащиеся с удовольствием разгадывают шарады, решают занимательные задачи, декламируют стихи с юмористическим содержанием. Лишь через некоторое время предлагаются задания повышенного уровня.
II. Планируемые результаты освоения курса
В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении и языковом общении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;
по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (им. сущ., им. прил., глагол, личное местоимение); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;
по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;
по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;
по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
по связной речи: определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).
Характеристика методических особенностей обучения
Форма организации учебного процесса:
-индивидуальная
-групповая
-фронтальная.
Учебная деятельность строится в основном по такому принципу: введение в тему, изложение нового материала, отработка теоретического материала, практикум по выполнению упражнений.
На занятиях используются следующие технологии:
гуманно-личностные,
технология развития критического мышления,
технология организации самостоятельной работы учащихся. В данном классе ведущими методами обучения предмету являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный.
Виды работ
Индивидуальная, анализ текстовых отрывков, определение признаков текста
Групповая
Творческая
Самостоятельная работа.
Поисковая
Групповая работа по тестам курса
Составление и решение лингвистических задач
Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №42 им. Эшрефа Шемьи-заде» на 2021/2022 учебный год.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1ч. |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1ч. |
3. | Тайна фонемы. | 1ч. |
4-5. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2ч. |
6-7. | Коварные словарные слова. | 2ч. |
8. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1ч. |
9. | Проверь себя. Тест№1. | 1ч. |
10. | Опасные согласные. | 1ч. |
11. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1ч. |
12. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1ч. |
13. | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | 1ч. |
14-15. | Слитно, раздельно, через дефис. | 3ч. |
16-17. | Сколько н писать? | 2ч. |
18. | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. |
19. | Решение орфографических задач. | 1ч. |
20. | Проверь себя. Тест№2. | 1ч. |
21. | История образования и правописания числительных. | 1ч. |
22. | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1ч. |
23. | Орфографические головоломки. | 1ч. |
24. | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1ч. |
25-26. | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 2ч. |
27. | Кто командует корнями? | 1ч. |
28. | Проверь себя. Тест№3. | 1ч. |
29. | Суффиксы-большие молодцы. | 1ч. |
30. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. |
31. | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. |
32. | Проверь себя. Тест №4. | 1ч. |
33. | Значение орфографии. | 1ч. |
34. | Итоговое занятие. | 1ч. |
IV. Календарно-тематическое планирование
6-Д класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Форма проведения занятия |
по плану | по факту |
1 | | | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | Лекция |
2 | | | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | Лекция |
3 | | | Тайна фонемы. | Лекция |
4 | | | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | Лекция |
5 | | | Ударение-волшебник. | Тренинг |
6 | | | Коварные словарные слова. | Работа со словарём |
7 | | | Запомни, как писать! | Лекция |
8 | | | Орфографический словарь - наш главный помощник. | Лекция |
9 | | | Проверь себя. Тест-игра. | Тестирование |
10 | | | Опасные согласные. | Тренинг |
11 | | | Звонкие и глухие «двойняшки» | Тестирование |
12 | | | Старые знакомые Ъ и Ь | Тренинг |
13 | | | Большие и маленькие(правописание имен собственных) | Лекция |
14 | | | Слитно, раздельно, через дефис. Почему мы так пишем? | Лекция |
15 | | | Что за знак дефис и его функции. | Тренинг |
16 | | | Омонимичное правописание слов. | Лекция |
17 | | | Сколько н писать? (правописание слов с одной н). | Тренинг |
18 | | | Сколько н писать? (правописание слов с нн). | Тренинг |
19 | | | Сколько н писать? | Тестирование |
20 | | | Решение орфографических задач. | Тестирование |
21 | | | Проверь себя. Тест №2. | Тестирование |
22 | | | История образования и правописания числительных. | Лекция |
23 | | | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | Лекция |
24 | | | Орфографические головоломки. | Поисковая |
25 | | | Приставки-труженицы (классификация приставок) 1группа. | Лекция |
26 | | | Приставки-труженицы (классификация приставок) 2группа. | Тестирование |
27 | | | Приставки-труженицы (классификация приставок) 3группа. | Тестирование |
28 | | | Кто командует корнями? | Лекция |
29 | | | Проверь себя. Тест №3. | Тестирование |
30 | | | Суффиксы-большие молодцы. | Групповая |
31 | | | Волшебный клубок орфограмм. | Игра |
32 | | | Путешествие в страну русского языка. | Игра |
33 | | | Значение орфографии. | Тренинг |
34 | | | Итоговое занятие: «Орфография в нашей жизни». | |
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения учебного процесса.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение
Литература
1. Пасхалова А.П., «Занимательная грамматика», НЦ ЭНАС, 2007
2. В.В. Белова, «Дополнительное образование: вопросы программирования...», Москва, 2002
3. Учебный комплекс под ред. М. М. Разумовской - М.,2006г.
4. Р.И. Аванесов, «Русское литературное произношение», М., 2000г.
5. Б. Ю. Лотман, «Язык - знакомый незнакомец» - М., 1987г.
6. Словари
7. Электронный образовательный ресурс по русскому языку для 6класса.
8. Раздаточный материал, подготовленный учителем.
Список литературы для обучающихся
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика. [Текст] / Н.Ф. Александрович. – Минск, Народная асвета, 1965. – 157 с.
2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. [Текст] / А.Т. Арсирий – М.: Просвещение, 1995. – 245 с.
3. Вартаньян, Э.А. Путешествие в слово. [Текст] / Э.А. Вартаньян.– М.: «Просвещение», 1987. – 183 с.
4. Григорян, Л.Т. Язык мой – друг мой. [Текст] / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1976. – 207 с.
5. Успенский, Л.В. Имя дома твоего. [Текст] / Л.В. Успенский. – Л.: Детская литература, 1976. – 191