Доклад на тему «Руководство процессом физкультурного образования обучающихся на уроке»
В связи с тем, что физкультурное образование – это освоение достижений физической культуры, призванное сформировывать у детей устойчивость мотивов здорового образа жизни и потребность бережного отношения к своему здоровью, своим физическим и психическим качествам, способности творчески использовать разнообразные средства физической культуры.(Слайд 1-3)
Руководство процессом физкультурного образования обучающихся направленно на усиление просветительно-образовательной деятельности учащихся, в сфере физической культуры. Потому как высокий уровень образовательной ориентированности и направленности влечёт за собой процесс обогащения важными знаниями и навыками, которые, в свою очередь, ведут к сознательному, творческому отношению к целям, средствам, методам, задачам и формам в данной деятельности и формированию ценностного отношения к физической культуре.
В первую очередь, данная деятельность осуществляется с помощью урока, который является наиболее распространенной формой реализации базовой программы ДНР по физическому воспитанию для осуществления основ физкультурного образования.(Слайд 4) Именно, разнообразные по своему виду, уроки дают возможность повышать физкультурную образованность, направленны на общую физическую подготовленность к любой деятельности и отличаются большей содержательностью. От них зависит физическая подготовка учащихся. Непосредственно во время уроков обучающиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают высокого уровня развития двигательных качеств, приобретают первоначального представления о видах спорта.
Факторы, которые влияют на особенность уроков физической культуры в школе (Слайд № 5):
Основная направленность и конкретные задачи (на уроках учитель создает максимальные условия для решения всех задач физического воспитания и направляет самостоятельную работу учащихся).
Численность, возрастные особенности и возможности детей (на уроках присутствует постоянный состав учащихся, обладающих возрастная однородность. Деятельность учеников четко регламентируется, а нагрузка строго дозируется в соответствии с их индивидуальными возможностями).
Как по сути, так и по организации уроки физической культуры имеют свои отличительные особенности. Они проводятся в местах, где дети практически не ограничены в движениях, что в свою очередь влияет на организацию и проведение урока. Уроки физической культуры отличаются большим многообразием двигательных ощущений , которые влияют на организм учащихся. Поэтому, учитель должен находить индивидуальный подход к ученикам.
В руководстве процессом физкультурного образования необходимо постоянно учитывать образовательные задачи(Слайд 6), которые в свою очередь заключаются в обучении учащихся выполнения физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для решения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других - достаточно одного урока.
К образовательным задачам относится также получение основных знаний о физической культуре и спорте, способах сохранения здоровья, необходимости соблюдения режима дня, о ведении ЗОЖ ,закаливании , правильном выполнении физических упражнений.
Выполнение образовательных задач неразрывно переплетается с решением воспитательных и оздоровительных задач.
Актуальным вопросом в руководстве процессом физкультурного образования является вопрос о рациональном построении урока, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Решение, которого заключается в сбалансированной структуре урока, которая помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильное расположение материала и определении допустимой нагрузки на уроке. Построение урока зависит от поставленной задачи, определяется в соответствии с последовательным вы учением программного материала. Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Успешность руководства процессом физкультурного образования обучающихся на уроке зависит от правильной организации и построения урока . В свою очередь, в построении каждого урока выделяют три части, а именно:
I часть - организационная, которая готовит учащихся к выполнению самых трудных задач урока, условно называется вводной;
II - направлена на выполнение основных задач урока, условно называется основной ;
III, во время которой организовано завершается урок, условно называется заключительной.
Фундаментом для проектирования структуры являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, что предопределяет и соответствующую логику развертывания образовательного процесса, который предусматривает:
- последовательное вовлечение учащихся в познавательной деятельности;
- постепенное достижение необходимого уровня физической и психической работоспособности;
- решение предусмотренных для определенного занятия образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;
- обеспечение оптимального после рабочего состояния организма, который способствовал бы успешной последующей деятельности учеников.
В своей практике в руководстве процессом физкультурного образования опираюсь на подбор оптимального содержания урока, методически правильного его построения, с выделением основных частей, а также с созданием оптимальной моторной плотности, при этом учитывая величину нагрузки для учащихся, исходя из их индивидуальных возможностей. (Слайд 8)