Русская архитектура
в 18 столетии перешла от средневековых форм к современным и синхронизировалась с мировым искусством.
То же происходило и с изобразительным искусством.
Древняя Русь
Изобразительное искусство
Какие произведения этого вида искусства дошли до нас со времен Древней Руси?
Иконопись
Ангел Златые власы
Новгородская икона 12 века
РМ
- Какую роль в понимании изображения играет знание Евангельского сюжета?
- Задачи иконописи далеко выходят за рамки простого иллюстрирования Священного Писания и священного предания. «Философствование осуществлялось на Руси в формах иконописания». Что и позволило князю Е.Н.Трубецкому назвать икону «умозрением в красках»?
- На вершинах своего расцвета икона совмещала строгое богословие и высокое художество, То есть в иконописи воплощалось православное вероучение, ставшее с момента принятия христианства на многие века стержнем, смысловой доминантой всей русской культуры. Какую роль при этом могла играть личность иконописца?
Богоматерь Владимирская 12 век
- В образе, созданном Рублевым из композиции исключено изображение Авраама и Сары, а внимание сосредоточено на трех ангелах, символизирующих Бога, и их молчаливой беседе. Мастерство иконописца проявилось и в том, как передана тишина, и в том, как передано единство, и в том, как играют краски. Какие еще символы можно обнаружить в этом образе? И какие особенности самого образа вы найдете? Чтобы немного облегчить вашу задачу, я предлагаю вам разделенную на несколько частей небольшую статью, описывающую икону Рублева. Вы тоже разделитесь на группы и каждой достанется свой фрагмент. В соответствии с заданием в тексте, каждая группа постарается выделить из своего фрагмента либо символы и их толкование, либо особенности, средства создания художественного образа в этой иконе.
Работа в группах.
- Что получается? Мы говорим о таком средстве художественной выразительности как цвет и обнаруживаем его символичность, говорим о евхаристическом символе – жертвенной чаше на столе и обнаруживаем ее контуры, □ образованные фигурами ангелов – часть образа, созданного мастером. Мы говорим о том, как передано ощущение молчаливой беседы и понимаем, что это тоже символ – вечности. А круг, в который вписана □ композиция – разве не символ? А треугольник, □ образуемый взглядами ангелов – что это композиционный прием или символ Бога?
- Можем ли мы отделить символическое значение иконы от его художественной основы, знаки, которые здесь зафиксированы от самого образа? Как нераздельна и неслиянна сущность Троицы, так нераздельны и неслиянны религиозный символ и художественный образ иконы.
Троица
А. Рублев
15 век
Спас Нерукотворный
Новгородская икона 12 века
Спас Нерукотворный
Симон Ушаков 17 век
Изобразительное искусство
Парсуна - (от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета.
Техникой исполнения и образным строем мало отличается от иконы.
Русское искусство 18 века
Изобразительное искусство
появляется новый жанр
Портрет
парадный
камерный
И.П.Аргунов
Портрет неизвестной в русском костюме
(в кокошнике)
И.Н.Никитин
Портрет Петра I
1720-е г.г.
А.М.Матвеев
Портрет супругов
Придворный живописец Екатерины 1.
Русское искусство 18 века
Изобразительное искусство
главным жанром становится
парадный портрет
В нем персонаж предстает в наилучшем свете, во всем блеске своей общественной, государственной роли.
Легко можно представить памятник человеку, изображенному на парадном портрете.
Русское искусство 18 века
Дмитрий Григорьевич
Левицкий
1735 - 1822
Д.Г.Левицкий
Екатерина II законодательница в храме богини Правосудия
ГРМ
Д.Г.Левицкий
П.А.Демидов
ГТГ
По инициативе Екатерины II в 1764 г. в Петербурге открывается учебное заведение для девочек - Смольный институт благородных девиц. По заказу императрицы Левицкий выполняет серию портретов его первых выпускниц.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BA%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE
Д.Г.Левицкий
Е.И. Молчанова
ГРМ
Д.Г.Левицкий
Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская
ГРМ
Д.Г.Левицкий
М.А. Львова
ГТГ
В доме Львовых собирался «просветительский кружок», литературно-художественный и даже театральный. К этому кружку были причастны и сослуживцы Львова по Измайловскому полку.
О Николае Львове, ее муже, свидетельствует современник: «в его волшебном миру препроводил он бурные лета, в которых другие преданы единственно чувственным впечатлениям, гонятся за убегающими веселиями. Способен к глубоким размышлениям, приучал он себя благовременно к наблюдению человеческого сердца». Вместе с тем: « Обхождение его имело в себе нечто пленительное , и действие разума его , многими приятностями украшенного, было неизбежно в кругу друзей ».
Также см.: http://www.liveinternet.ru/users/5158761/post352608482/
Русское искусство 18 века
Фёдор Степанович
Рокотов
1735 - 1808
Александра Петровна
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Н.Е. Струйский
Русское искусство 18 века
Владимир Лукич
Боровиковский
1757 - 1825
В.Л.Боровиковский
Екатерина II в парке
ГТГ
В.Л.Боровиковский
Сёстры Гагарины
ГТГ