СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская литература XVIII века (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин). Из русской литературы XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская литература XVIII века (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин). Из русской литературы XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)»

Русская литература XVIII века (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин).

Из русской литературы XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)

Вариант 1

1. Новаторство Н. М. Карамзина как писателя заключалось в том, что...

а) он привлек внимание публики к внутреннему миру простых людей.

б) он черпал сюжеты из российской истории

в) он критиковал существующий строй

г) он впервые показал отрицательного героя-дворянина

2.Укажите, какая из перечисленных проблем не была поставлена в повести "Бедная Лиза".
а) проблема несчастной любви

б) проблема человеческого достоинства

в) проблема отцов и детей

г) проблема внесословной ценности человеческой личности

3. Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим:

а) сентиментализм, классицизм, реализм, романтизм

б) классицизм, реализм, сентиментализм, романтизм

в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

г) романтизм, сентиментализм, реализм, классицизм

4. Кого из русских писателей XVIII в. относят к сентименталистам?

а) Д. И. Фонвизин б) М. В. Ломоносов

в) Н. М. Карамзин г) Г. Р. Державин

5. Определите, какой конфликт является основным в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

а) любовный конфликт б) конфликт поколений

в) конфликт общественный (между представителями «века нынешнего» и «века минувшего»)

г) конфликт психологический, происходящий в душе главного героя

6. Что называется лирикой:

а) Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя.

б) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого.

в) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.

г) Род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идет о событиях, предполагаемых в прошлом.

7. Назовите годы жизни А.С. Пушкина:

а) 1802-1841

б) 1789-1829

в) 1799-1837

г) 1805-1840

8. Чаадаева и Пушкина объединяли

а) мечты о свободе, революции, свержении самодержавия;

б) они вместе учились в Лицее;

в) они были членами тайного общества.

9. Какое из стихотворений посвящено теме бессмертия поэзии А.С.Пушкина?

а) «Анчар»; б) «Пророк»; в) «Памятник».

10.Какие поэтические жанры наиболее характерны для творчества В. А. Жуковского?

а) сатира

б) ода

в) элегия

г) баллада

11.Что спасает героиню баллады?

 а) волшебное слово                 в) вера в Бога  

 б) помощь друзей                    г) бегство домой

12. А.С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека…». Кого имел в виду писатель?

А) Фамусова,   Б) Молчалина,   В) Чацкого.

13. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий:

а) 3 месяца,   б) 3 года,   в) 5 лет.

14. Дайте речевую характеристику героев комедии (кому из героев какие фразы принадлежит):

1)Чацкий; 2)Скалозуб; 3)Лиза; 4)Молчалин.

а) «Два-с», «по-прежнему-с», «ангельчик»;

б) «Покудова», «кличут», «започивала», «доложусь»;

в) «Раболепство», «предрассудки», «дым отечества»;

г) «Треснулся», «дал маху», «фельдфебель», «ушибена».

15. Установите очередность появления героев в пьесе:

а)Чацкий; б)Репетилов; в)Лиза; г)Фамусов; д)София.

16. К какому сословию принадлежал Г. Р. Державин?

а) мещанин

б) крестьянин

в) купец

г) дворянин

17. К какому литературному направлению могут быть отнесены следующие черты: культ разума, "подражание природе", гражданско-просветительский пафос, человеческие характеры рисуются прямолинейно (деление на положительных и отрицательных героев), строгая иерархия жанров?

а) сентиментализм

б) романтизм

в) классицизм

г) реализм

18. В русле какого литературного направления создавал свои произведения Г. Р. Державин?

а) романтизм

б) реализм

в) сентиментализм

г) классицизм

 19. В подавлении какого восстания участвовал Г. Р. Державин?

а) восстание под предводительством Ивана Болотникова

б) восстание под предводительством Е. Пугачева

в) восстание под предводительством С. Разина

г) восстание под предводительством К. Булавина

 20. Укажите, какова тема стихотворения "Властителям и судиям".

а) тема любви

б) тема поэта и поэзии

в) тема гражданского служения

г) тема природы

21. К какому виду гадания прибегает Светлана?

22. Какому литературному герою отец завещал «угождать всем людям без изъятья»?

Назовите фамилию героя, автора и название литературного произведения.

23. Назовите основную мысль стихотворения «Анчар».

24. Финалом какого произведения являются следующие строки? 
Вот баллады толк моей:  

"Лучший друг нам в жизни сей- 
Вера в провиденье». 

25. Кем по профессии был А.С. Грибоедов?

26. Назовите имя убийцы А.С. Пушкина.

27. Назовите имя и девичью фамилию жены А.С. Пушкина.

28. Дайте понятие «сентиментализм»

29. Дайте понятие «романтизм»

30. Дайте определение оды как литературного жанра














Русская литература XVIII века (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин).

Из русской литературы XIX века (В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин)

Вариант 2

1.К какому сословию принадлежала Лиза ("Бедная Лиза")?

а) к крестьянству

б) к купечеству

в) к мещанству

г) к дворянству

2. Главная идея сентиментализма выражается:

а) в проповеди внесословной ценности человеческой личности

б) в утверждении, что разум выше чувства

в) в изображении исключительного героя в исключительных обстоятельствах

г) в изображении типического героя в типичных обстоятельствах

3. Кульминация – это:

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.

б) Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.

в) Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

4. В каком городе родился А.С. Пушкин?

а) Петербурге

б) Киеве

в) Москве

г) Орле

5. Из какого стихотворения взяты строки:

Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья…

а) «К Чаадаеву» б) «Вольность» в) «Деревня» г) «Поэт»

6. Какова основная мысль стихотворения «Анчар»?

а) жизнь человека отдана ради смерти других людей;

б) страшное дерево «Анчар губит все живое»;

в) протест против неограниченной власти одного человека над другим.

7. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»?

а) Н. Олениной; б) А. Керн; в) Н. Гончаровой.

8. Какое из трех стихотворений посвящено Н.Н. Гончаровой?

а) «Я помню чудное мгновение»; б) «Я вас любил»; в) «Мадонна».

9. В какое время года происходят события в балладе «Светлана»?

     а) лето              б) осень                 в) зима               г) весна

10. По профессии Грибоедов был:

а) дипломатом,     
б) литератором,
в) чиновником Министерства внутренних дел.

11. Укажите произведение, главный герой которого «служить бы рад – прислуживаться тошно»:

а) «Недоросль» Д. И. Фонвизина б) «Женитьба» Н. В. Гоголя

в) «Ревизор» Н. В. Гоголя г) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

12. Назовите ведущий жанр классицизма:

а) элегия б) ода в) послание г) лирическое стихотворение

13. Кого из русских писателей считают основоположником русского романтизма?

а) Н. М. Карамзин б) М. В. Ломоносов

в) В. А. Жуковский г) Д. И. Фонвизин

14. Определите авторов следующих высказываний.

1) Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья,-

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

2) Ученье – вот чума,

Ученость – вот причина,

Что ныне пуще, чем когда

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

3) Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

4) Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окружённый слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

А) Скалозуб Б) Чацкий В) Фамусов Г) Молчалин

15. Кто из названных поэтов был лицейским товарищем А. С. Пушкина?

а) Иван Пущин б) Антон Дельвиг

в) Вильгельм Кюхельбекер г) Пётр Чаадаев

16. Установите соответствие. Определите жизненные цели героев комедии:

1)Молчалин; 2)Скалозуб; 3)Чацкий;

а) «Мне только бы досталось в генералы»

б) Убедиться, что по- прежнему любим Софьей, жениться;

в) «И награжденья брать, и весело пожить»

17. Установите последовательность событий в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»:

а) известие о сумасшествии Чацкого;

б) бал в доме Фамусова;

в) решение отправить Софью в Саратов;

г) Молчалин открывает свое истинное лицо;

18. Что стало причиной отставки Г. Р. Державина с поста министра юстиции?

а) интриги при дворе

б) недобросовестное исполнение обязанностей

в) "строптивый" характер поэта-министра

г) болезненное состояние поэта

19. При каком императоре Г. Р. Державин занимал пост министра юстиции?

а) Екатерина I

б) Павел I

в) Екатерина II

г) Александр I

20. Назовите характерную черту державинского стиля.

а) строгое соблюдение теории "трех штилей"

б) свободный переход от "высокого штиля" к просторечию и наоборот

в) включение большого числа неологизмов в поэтическую речь

г) ориентация на старославянский язык Александр I

21. Укажите, какому жанру соответствует следующее определение: "Торжественное стихотворное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события".

а) песня

б) ода

в) былина

г) элегия

22. Какой теме (в целом) посвящено стихотворение "Памятник"?

а) теме поэтического бессмертия

б) теме величия царской власти

в) теме величия народа

г) теме русской природы

23. С каким литературным направлением связано творчество В. Жуковского?

24. Как звали жену А.С. Пушкина?

25.  В каком образе является Светлане  "ангел-утешитель"? (баллада Жуковского)

26. Кем по профессии был А.С. Грибоедов?

27. «И золотой мешок, и метит в генералы…» Назовите героя, автора и произведение.

28. Дайте понятие «классицизм»

29. Дайте понятие «романтизм»

30. Дайте определение баллады как литературного жанра