Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока
II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию
Ребята, какие сказки вы знаете?
Откройте учебник «Родную речь». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?
Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.
Отгадайте, из какой это сказки:
«С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». (Фла-нелеграфия; лиса.Журавль, кувшин.)
«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»
3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».
- Что сказочное в этих сказках?
III. Пересказ сказки. Первичное восприятие
Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это произошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью картинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):
С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?
Кто помог девочке спасти братца?
1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.
- Попытаемся объяснить значение слов:
кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.
2. Проверка первичного восприятия.
Понравилась ли вам сказка?
Что понравилось в сказке?
Что понравилось более всего?
С какими чудесными предметами встречается девочка?
Кто помог девочке спасти братца?
На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?
IV. Анализ сказки
Первая ступень анализа:
1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по «сю
жетным вехам».
Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):
Начало действия (завязка).
Развитие действия.
Переломный момент (главное действие).
Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
Конец действия (развязка).
2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:
3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублением практического представления о сказке, о жанре.
- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:
а) Жили-были мужик да баба - зачин.
б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.
4. Работа над словом «гуси-лебеди»:
Почему сказка так называется?
Что за птицы «гуси-лебеди»?
5. Словесное рисование:
Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?
Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?
V. Актуализация знаний
Выборочное чтение с наглядным комментированием и ответы на вопросы.
Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.
Как сестра догадалась, кто унес братца?
Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?
Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не помогли девочке?
Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.
А почему в этот раз они помогли девочке?
Почему не сразу помогли ей?
Как изменилось поведение девочки при второй встрече?
VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту
Представьте себя на месте девочки.
Что она могла чувствовать на пороге избушки?
Как вела себя девочка в избушке?
VII. Подведение итога работы над сказкой
Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?
Когда и почему девочка меняется к лучшему?
Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален конец». Объясните.
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.