СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

  • Ребята, какие сказки вы знаете?
  • Откройте учебник «Родную речь». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?
  • Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.
  • Отгадайте, из какой это сказки:

Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Гуси-лебеди»»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение целей урока

II. Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

  • Ребята, какие сказки вы знаете?

  • Откройте учебник «Родную речь». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

  • Верно, у этих сказок нет автора, их сочинял и переделывал народ. Поэтому эти сказки и называются народными.

  • Отгадайте, из какой это сказки:



  1. «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь». (Фла-нелеграфия; лиса.Журавль, кувшин.)

  2. «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

- Что сказочное в этих сказках?

III. Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

  • С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

  • Кто помог девочке спасти братца?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

- Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Что понравилось в сказке?

  • Что понравилось более всего?

  • С какими чудесными предметами встречается девочка?

  • Кто помог девочке спасти братца?

  • На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV. Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по «сю­
жетным вехам».

Сейчас мы будем читать сказку по плану (план на доске):

  1. Начало действия (завязка).

  2. Развитие действия.

  3. Переломный момент (главное действие).

  4. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

  5. Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ем практического представления о сказке, о жанре.

- Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

  • Почему сказка так называется?

  • Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

  • Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

  • Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V. Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

  • Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

  • Как сестра догадалась, кто унес братца?

  • Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

  • Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­могли девочке?

  • Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

  • А почему в этот раз они помогли девочке?

  • Почему не сразу помогли ей?

  • Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI. Выборочный пересказ, близкий к тексту

  1. Представьте себя на месте девочки.

  2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?

  3. Как вела себя девочка в избушке?

VII. Подведение итога работы над сказкой

  • Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

  • Когда и почему девочка меняется к лучшему?

  • Подходит ли к этой сказке пословица «Недорого начало, а похвален конец». Объясните.

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.