СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская поэзия XIX века.Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русская поэзия XIX века.Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»»





Конспект открытого урока по русскому языку

в 5-ом классе

по теме: «Русская поэзия XIX века. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»»















Составила

Учитель русского языка и литературы

Козырева Татьяна Владимировна











Дмитровка

2015

Класс: 5

Тема: Русская поэзия XIX века.Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Весенние воды»

Тип урока: Открытый урок

Цели:

Обучающие: предоставить учащимся сведения о жизни и творчестве Ф. И. Тютчева; учить выразительно читать его стихотворения, анализировать их.

Развивающие: способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике; развивать логическое мышление.

Воспитательные: формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом; воспитывать чувство ответственности при работе в группах, доброжелательное отношение друг к другу, интерес к русскому языку.

Формы урока: беседа, выразительное чтение, анализ стихотворений, групповая и индивидуальная работа

Методы и приемы:

Практические:выразительное чтение стихотворений ; динамическая пауза, творческое задание «Иллюстрация кстихотворениям» (изображение детьми зимнего пейзажа);

Наглядные: демонстрация репродукций картин Шишкина с зимним пейзажем, рассматривание детских рисунков; оформление группы «Зимний лес».

Словесные:  рассказы детей о зимнем лесе; беседа; чтение художественного произведения


Оборудование: карандаши, краски, листы формата А4; «Картинная галерея»: И. И. Шишкин «Зима»; И. Левитан «Большая вода»; эпиграф (на доске), презентация, компьютер, мультимедийная доска, проектор



ХОД УРОКА

I.Оргмомент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Беседа

♦ Какие роды литературы вы знаете?

♦ К какому роду литературы относится жанр рассказа?

♦ К каким родам литературы относится баллада? (Лирическому и эпическому)

♦ Что такое лирика?

  1. Опрос по домашнему заданию

Чтение учащимися выразительно стихотворений Ф. И. Тютчева

♦ Чем стихотворения отличаются от прозы?

♦ Что удалось передать учащимся, прочитавшим нам стихотворения?

♦ Что важно в лирическом произведении?

Запись в тетради

Стройная, мелодичная и упорядоченная стихотворная речь наиболее способна передать чувство и мысль поэта. Когда в стихах рассказывается о людях, животных, событиях, явлениях, в них прежде всего передаются чувства.

- Значит, на что будем в первую очередь обращать внимание, читая стихи?

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

— Давайте познакомимся с еще одним представителем поэтического искусства — Федором Ивановичем Тютчевым.

Родился Тютчев в 1803 году в родовом имении Орловской губернии. Был членом Общества любителей российской словесности. Позднее состоял на дипломатической службе. Жил 22 года за границей. Обе жены Тютчева — иностранки, не знавшие русского языка. Сам поэт писал статьи на французском языке, общался на нем же, но стихи писал на родном — русском.

- Как вы думаете, почему?

2. Чтение биографии писателя по учебнику

3. Запись в «Словарь...» значения понятия олицетворение.

- Какие художественные средства вам уже знакомы?

Еще один троп (художественное средство) — это олицетворение.

4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою...»



5. Творческая лаборатория

Задание

а) Нарисуйте картины природы, которые видел и описывает поэт.Какие чувства они будят в вас?

- Что вы подметили в стихотворении поэта и отразили в своем рисунке?

6. Анализ стихотворения «Чародейкою Зимою...»

  1. Какова тема этого стихотворения?

  2. Какова идея?

  3. Какие художественные средства использовал поэт в стихотворении?

Запишите примеры. (Эпитеты: снежная бахрома, неподвижная, чудная жизнь, волшебный сон, пуховая цепь, луч косой, ослепительная краса; олицетворения: чародейка Зима, немая бахрома, лес не мертвец, лес сном очарован)

  1. Почему слово «Зима» автор пишет с большой буквы?

  2. Расскажите о своем впечатлении от этого стихотворения.

7. Чтение стихотворения «Весенние воды»

8. Анализ стихотворения «Весенние воды»

- Какова тема этого стихотворения? идея?

- Какие художественные средства использовал поэт в стихотворении? Запишите примеры.

(Эпитеты: сонный брег, молодая весна, тихие, теплые дни, румяный, светлый хоровод; олицетворения: воды будят сонный брег, гласят: «Мы молодой весны гонцы...»; весна идет)

- Чем это стихотворение отличается от стихотворения « Чародейкою Зимою...»?

- Мы говорили: о том, что в каждом стихотворении отражены какие-то чувства. Какие чувства вы заметили в стихотворениях? Отличаются ли они? Состояние покоя, чувство прекрасного, любование; состояние энергичности, чувство бодрости, движения.)

IV. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Какое стихотворение вам больше понравилось?

-Какие эмоции вызвали у вас стихотворения?

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

1) Выучить наизусть стихотворение «Чародейкою зимою» или «Весенние воды» (на выбор).

2) Написать сочинение-описание (миниатюру) на тему «Зима», используя художественные средства Ф. И. Тютчева, добавив свои.