СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»»

5 класс

Тема. Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Тип: Урок изучения нового материала

Цель:

Личностные:

формирование представлений о познании как гуманистической ценности;

Метапредметные:

- умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Предметные:

- умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала, с основой на домашнее задание.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Обращение к домашнему заданию. Вопросы к статьям (по вариантам).

• В творчестве каких поэтов нашел дальнейшее развитие жанр басни?

• Чьи сюжеты использовали русские баснописцы?

• Кто изображал в баснях события из жизни России?

• Где родился М.В. Ломоносов?

• Как проходило детство будущего ученого?

• К какому времени относятся первые стихотворные опыты М.В. Ломо-

носова?

• Обращение к портрету М.В. Ломоносова в электронном приложении.

• Где М.В. Ломоносов приобрел обширные знания в области химии, физики, механики?

• В каких научных областях М.В. Ломоносов сделал открытия?

• Что явилось одним из важнейших деяний М.В. Ломоносова

3. Сообщения о Копернике и Птолемее.

• Обращение к гравюре. Клавдий Птолемей (предполагаемый портрет).

Гравюра XVII в.

Биография Птолемея достоверно не изучена в силу нескольких причин. Так случилось, что его современники (ученые, философы и писатели) не упоминали в своих трудах Птолемея. Поэтому все факты биографии Птолемея полностью не подтверждены. О его вкладе в науку и судьбе можно судить лишь по трудам самого автора. Единственные упоминания о Птолемее в работах того времени связывают его с династией Птолемеев. Но современными учеными было доказано, что он не относится к этой династии. Птолемей являлся Римским гражданином.

Клавдий Птолемей (Птолемей) (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческий ученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую вычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву систему мира. Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» — энциклопедии астрономических знаний древних. Стоит выделить его географические работы. Ученый собрал все географические знания того времени в единую книгу, которая содержала точные координаты. Также Птолемей занимался оптикой. В своих астрономических наблюдениях он учитывал величину преломления света.

• Обращение к репродукциям. Ян Матейко. Астроном Коперник. Разговор с Богом (1872). А. Лессер. Смерть Коперника.

Николай Николаевич Коперник (1473—1543) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Наблюдая движение небесных тел, Н. Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном Католической церковью с 1616 по 1828 г.

Рассказ и цель – вот в чём сущность басни;

сатира и ирония – вот её главные качества.

(В.Г.Белинский)

4 . Просмотр видеофильма М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»

Лексическая работа

5.Беседа

• В чем проявляется условность персонажей басни?

В басне встретились ученые, которые в реальной действительности

встретиться не могли. Таким образом, в басне противопоставлены две си-

стемы — гелиоцентрическая и геоцентрическая.

6.ФИЗМИНУТКА

7.Слово учителя

М.В. Ломоносов был первым русским философом-материалистом.

В своих исследованиях, каких бы сфер знания они ни касались, Ломоносов

придерживался строго научного подхода. Гелиоцентрическое учение было официально запрещено Синодом, но Ломоносов не посчитался с этим; он

писал о строении Вселенной, опираясь на учение Коперника.

Басню «Случились вместе два Астронома в пиру...» Ломоносов ввел

в полемическую часть своей работы, посвященной описанию сделанных

им наблюдений во время редкого астрономического явления прохождения

Венеры по видимому диску Солнца и открытию им наличия атмосферы

на этой планете. В конце басни использован странствующий литератур-

ный мотив, известный по роману Сирано де Бержерака «Иной свет, или

Государства и империи Луны» (1657).

Можно ли считать способ доказательства повара убедительным?

8.Слово учителя

Существует способ рассуждения, требующий не столько знаний, сколь-

ко богатого воображения. Это умозаключение по аналогии.

Аналогия (греч. апа1о§1а — соответствие, сходство) — сходство предме-

тов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

В любой аналогии должно быть некое сравнение, указывающее на то,

что это свойство одинаково у обоих явлений и предметов.

Однако доказательство по аналогии часто бывает ошибочным.

Как проявляется авторская позиция в басне? Почему М.В. Ломоносов,

считавший доказательство по аналогии неубедительным, обратился

к такому способу утверждения истинности учения Коперника? Почему

серьезной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

Басня заканчивается вопросом, приглашающим читателя увидеть объяс-

нение неизвестного в очевидном. М.В. Ломоносов хорошо знал, что доказа-

тельства по аналогии неубедительны, однако разумные аргументы в поль-

зу истинности учения Коперника были запрещены Синодом. Доказывая

правоту с помощью всем понятных аналогий, Ломоносов содействовал по-

пуляризации учения Коперника.

9.Чтение басни по ролям.

IV. Подведение итогов.

• Какова мораль басни?

Басня заставляет задуматься о том, насколько несовершенно и консер-

вативно человеческое мышление в постижении, казалось бы, столь очевид-

ных явлений, насколько люди бывают агрессивны в отстаивании своих за-

блуждений.

• Какие особенности жанра можно отметить в басне М.В. Ломоносова?

Персонажи обладают индивидуальными характеристиками (повар,

Коперник, Птолемей), стихотворная форма речи, фабула имеет первосте-

пенное значение, мораль представляет собой отвлеченное рассуждение

и является способом лирического самовыражения автора. Поэт общается

с читателем как равный с равным, приглашает вместе найти истину.

V. РЕФЛЕКСИЯ.

VI. Домашнее задание.

1.Прочитать статью учебника, посвященную И.А. Крылову, ответить на вопросы.

2.Лексическая работа

Объясните лексическое значение слов: жар-птица, вещунъя, плутовка.

3. Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение басен

«Ворон и Лисица» В.К. Тредиаковского

«Ворона и Лиса» А.П. Сумарокова (в электронном приложении).

Биография Птолемея достоверно не изучена в силу нескольких причин. Так случилось, что его современники (ученые, философы и писатели) не упоминали в своих трудах Птолемея. Поэтому все факты биографии Птолемея полностью не подтверждены. О его вкладе в науку и судьбе можно судить лишь по трудам самого автора. Единственные упоминания о Птолемее в работах того времени связывают его с династией Птолемеев. Но современными учеными было доказано, что он не относится к этой династии. Птолемей являлся Римским гражданином.

Клавдий Птоломей (Птолемей) (ок. 90 — ок. 160) — древнегреческийученый. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволявшую вычислить их положение на небе. Вместе с теорией движения Солнца и Луны она составила так называемую птолемееву систему мира. Система Птолемея изложена в его главном труде «Альмагест» — энциклопедии астрономических знаний древних. Стоит выделить его географические работы. Ученый собрал все географические знания того времени в единую книгу, которая содержала точные координаты. Также Птолемей занимался оптикой. В своих астрономических наблюдениях он учитывал величину преломления света.

Николай Николаевич Коперник (1473—1543) — польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Наблюдая движение небесных тел, Н. Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля — это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Свое учение Коперник изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном Католической церковью с 1616 по 1828 г.


5