СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык, 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык, 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу) «Русский язык»

10 КЛАСС

Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год













Разработал:

Гуляев Виктор Васильевич

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильичевская СОШ










с.Ильичевка, 2019 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с принятыми изменениями;

  2. Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Ильичевская средняя общеобразовательная школа» -1-е издание(принята на заседании педагогического совета – Протокол №1 от 29.08.2019г. и утверждена на заседании совета школы – Протокол №2 от 31.08.2019г. и директором школы – Приказ №67-ОД от 10.09.2019г.).

  3. УМК Власенков А.И, Рыбченкова Л.М.-М.: Просвещение 2018; для средней общеобразовательной школы (X-XI классы);   

С федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, предусматривающим обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в X классе в объёме 35 часов (из расчёта 1 урок в неделю).

Цели программы:

- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Основные задачи:

- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источникам

–Количество учебных часов: в год –35 часов (1час в неделю, 35 учебных недель)

–Формы промежуточной и итоговой аттестации: сочинение-рассуждение, контрольные работы, самостоятельные работы, тесты.

–Уровень обучения – базовый.

–Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятель­ности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, ре­чевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной и письменной речи);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного тек­ста;

• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

     Метапредметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•   разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии  с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•   умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•   умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•   разными способами организации интеллектуальной  деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно - познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

     Предметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового  уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

•   адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•   осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•   способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально - деловых текстов, справочной литературы;

•   владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

•   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно - научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•   подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•   соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально - деловой и учебно - научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально - стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.


Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.«Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д. Ушинский) .

Русский язык как многофункциональная знаковая система и общественное явление.

Формы существования русского национального языка ( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

История развития русского языка. Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Осознание национального своеобразия русского языка.Периоды в истории развития русского языка.

Место и назначение русского языка в современном мире. Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур Информационная переработка текста.

Стилистические функции устаревших форм слова.

Русский язык как система средств разных уровней

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы языка. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общества.Принципы русской орфографии.Фонетический разбор слов. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лексика и фразеология

Повторение изученного в 5-9 классах по теме «Лексика». Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Сферы употребления русской лексики. Эстетическая функция языка: выявление в произведении языковых средств, передающих эстетическое содержание.Исконно русская и заимствованная лексика. Роль языка в художественном произведении (жанр, идейно-тематическое содержание, сюжет, композиция, образная система). Анализ языковых особенностей жанра.Русская фразеология. Основные типы фразеологических оборотов.Словари русского языка Лингвистические справочники, их использование. Тестирование изученной темы.

Состав слова (морфемика) и словообразование

Повторение: морфемика и словообразование. Морфемный разбор. Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор.Выразительные словообразовательные средства. Анализ художественного текста.

Морфология и орфография

Обобщение по теме «Части речи» (повторение изученного в 5-9 класах).

Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Суффиксы прилагательных, образованных от имен. Изменения в русском языке на современном этапе.Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (с именами существительными, с именами прилагательными, с именами числительными, с местоимениями, с глаголами, с причастиями, с наречиями, в составе союзов и союзных слов).Различение частиц НЕ и НИ. Разграничение НЕ и НИ. Правописание наречий (гласные на конце наречий, наречия, оканчивающиеся на шипящие, отрицательные наречия, дефисное написание наречий, слитное написание наречий, раздельное написание наречий и наречных сочетаний).

Правописание глаголов (личные окончания глаголов, буква Ь в глагольных формах, суффиксы глаголов, глаголы в прошедшем времени).Правописание причастий (суффиксы причастий).

Речь, функциональные стили речи

Что такое текст? Способы и средства связи между частями текста. Типы речи. Речеведческий анализ текста.Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.использование учащимися средств научного стиля. Конспект. Тематический конспект. Реферат.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

урока

Тема урока

Кол-во час

Дата проведения

план

факт


Общие сведения о языке.




1

Язык и общество. Язык и культура.

1



2

Язык и история народа. Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении

1



3

Язык и речь.

1



4

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

1



5

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

1




Фонетика. Орфоэпия. Орфография.




6

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.




7

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.

1



8

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

1



9

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

1




Лексика и фразеология.




10

Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.

1



11

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

1



12

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1



13

Русская фразеология.

1



14

Словари русского языка.




15

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

1



16

К.р. Полугодовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.

1




Морфемика и словообразование.




17

Повторение. Морфемика и словообразование.

1



18

Способы словообразования. Словообразова-тельный разбор.

1



19

Выразительные средства словообразования.

1



20

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.





Морфология и орфография.




21

Обобщающее повторение морфологии. Части речи.

1



22

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.

1



23

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.

1




Язык и речь.




24

Что такое текст?

1



25

Типы речи.

1



26

Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация

1




Функциональные стили речи.




27-28

Функциональные стили речи, их общая харак­теристика.

2



29

РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.

1



30

Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.

1



31

Лексика научного стиля речи.

1



32

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.

1



33

Терминологические энциклопедии, словари и справочники.

1



34

Контрольная работа (диктант).

1



35

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.

1















© 2019, 313 0