ГБОУ ЛНР «Кировская СОШ №2»
Урок русского языка
во 2 классе
Тема:
Правописание мягкого знака
на конце и в середине слова
перед другими согласными

Подготовила
учитель начальных классов
Нестеренко Нина Васильевна
2016
Тема: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
Цели:
Уточнение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков.
Развитие умения обозначать мягкость согласных в конце и в середине слова мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Развивать умения составлять предложения.
Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком ,строить сообщения в устной и письменной форме, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: словарные слова ,презентация к уроку, карточки, учебник, тетради .
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент
Встаньте ровно и красиво прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.
II.Актуализация знаний
1.- Дома вы должны были узнать значение слова «УЧЁНЫЙ»?
(Объясняют значение слова)
- Какими информационными источниками вы пользовались?
- Я предлагаю вам побыть в роли учёных- исследователей. Согласны?
- Известно, что в русском языке много вопросов. И одним из самых загадочных и интересных объектов является объект, о котором вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 4
Этот знак – хитрый знак
не сказать его никак.
он не произносится,
но в слово часто просится. (мягкий знак)
- Откройте тетради и зафиксируйте дату и место начала работы над объектом.
(Записывают число, классная работа).
2. Каллиграфическая минутка Слайд 5
-Давайте проанализируем наш объект
ь нь ль
Пропишите мягкий знак буквосочетания в тетрадях (Обращаю внимание на посадку, положение тетради)
3. Словарная работа Слайд 6
- Отгадайте ещё загадку
И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы фигурные ... (коньки).
- Поставьте ударение, назовите безударную гласную, которую нужно запомнить.
- Как вы думаете слова конь и коньки однокоренные?(Ответы детей).
Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше были однокоренными. Спереди коньки украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную.
- Давайте определим сколько букв и звуков в этом слове.
Коньки – 6 б.,5 зв.
Слайд 7
- Давайте составим и запишем предложение с этим словом.
Таня коньками рисует узоры на льду.
-Найдите и подчеркните основу предложения.
III. Сообщение темы и цели урока
- Чтобы выявить проблемы для нашего исследования прочитайте вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке.
Слайд 8(вопросы)
-Зачем нужен мягкий знак?
-Что произойдёт со словом, если не поставить мягкий знак? -Где он может находиться в слове?
-Как переносят слова с мягким знаком?
Сформулируйте тему нашего исследования.
Буква ь в середине и на конце слова. Перенос слов с мягким знаком в середине.
IV.Работа по теме урока
1. Фонетическая работа -Для того, чтобы конкретнее узнать цель исследования посмотрите на экран и прочитайте слова. Сравните пары слов.
Слайд 9,10 (слова)
угол - уголь брат - брать шест- шесть ел - ель мел - мель
- Чем отличаются слова при написании?
- Как произносим согласный в конце слов в каждой паре?
- Меняют ли значение слова, где согласный произносится мягко.
2. Игра "Спрячь мягкий знак в средину слова"
Выполните задание, работая по образцу.
Слайд 11
Пень - пеньки, день - ..., уголь - ..., зверь - ..., окунь - ..., огонь - ... .
Физминутка «Строим дом»
V. Закрепление изученного
1. Работа с учебником.
- Даже самые опытные ученые обращаются к книгам. Я тоже предлагаю вам открыть свои учебники на с.126
- Прочитаем и вспомним правило.
Используя свои знания, выполним упр.207
- Прочитайте, выпишите слова с мягким знаком разделяя их для переноса.
2
. Работа в парах
-1 вариант выписывает слова с мягким знаком в конце слов, а 2 вариант – в середине слова.
Слайд 12
Проверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего коллеги-ученого, сравнив с образцом на экране.
VI.Рефлексия
1. Диктант «Плюс-минус»
- Не секрет, что учёные часто в своих работах используют различные символы. Мы тоже попробуем использовать в работе символы.
«Плюс» поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ.
Записывают в тетрадях.
День, лось, сон, тень, сыр, конь, шум, лень, шить, сок.
+ + - + - + - + + -
Слайд 13
Проверьте знаки.
Слайд 14
1.Что удалось на уроке?
2. Что больше всего понравилось?
3. Чьим успехам смогли бы порадоваться?
4. За что можете себя похвалить?
VII. Итог
-Уважаемые учёные. Наше исследование заканчивается. Какие выводы из исследования мы можем обобщить:
Слайд 15
- буква мягкий знак(ь)не имеет собственного звука, но может влиять на звук, стоящий перед ней;
- не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы;
- при переносе слов с одной строки на другую не отделяется от согласной.
Вербальное оценивание
Слайд 16
Домашнее задание: с. 126 упр.206