- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Прочитаем правило в учебнике на странице 52. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? А у кого еще может быть своё собственное имя? Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. Выполним задание в парах. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу. — Какую пословицу помним? «Одна голова хорошо, а две — лучше» Прочитайте задание. Вам надо разделить имена сущ на подгруппы. Проверим по цепочке. Первая пара прочтите, что получилось у вас в первом столбце… С собственными мы познакомились, а теперь… Прочитаем правило в учебнике на странице 53. - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры нарицательных имён существительных. Какой пункт плана мы выполнили? (анимация слайда с планом на экране) Как же отличить имена собственные от нарицательных? -Вам предлагается ответить на вопрос: все ли слова, записанные с большой буквы, являются именами собственными? Практическое задание. Спишите предложения. (слайд на интер доске) Горка стоит возле школы. Девочки Аня и Вика катаются с горки на санках. -Прочитайте предложения. Спишите. -Являются ли слова «горка» и «девочки» именами собственными. -Почему тогда их написали с заглавной буквы? Прочитаем правило внизу страницы 53. Что такое орфограмма слова? Ребята , подчеркните в выполненном упражнении все орфограммы «Заглавная буква в именах собственных». Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга. Сравните с эталоном на доске (слайд на интер доске). Если все верно – поставьте плюс, если есть ошибки - минус. Игра «Найди пару» -Я буду говорить нарицательное существительное, а вы подберите из всех слов на доске подходящее собственное имя существительное. (слайд на интер доске). Река - Енисей Озеро - Байкал Космонавт - Юрий Гагарин Писатель- Лев Толстой Столица - Москва Поэт- Александр Пушкин Собака - Жучка Страна – Россия Молодцы! Я вижу, что вы отлично справляетесь с моими заданиями. -Какой пункт плана мы еще выполнили? (анимация на слайде на экране) - Мы выполнили все пункты плана, значит наш урок подходит к концу. Какую тему мы сегодня исследовали? Какую цель ставили в начале урока? -Достигли ли мы ее? -С какой частью речи мы работали на уроке? -Что нового вы про нее узнали? -Чем различаются собственные и нарицательные имена существительные? -Как пишутся собственные имена существительные? Мы помогли словам отправиться в путешествие на вагонах, но я знаю, что и вы хотите попасть в страну знаний. Для этого я раздала вам билеты, если сегодня вы отлично работали на уроке и все поняли раскрасьте его зелёным, если есть над чем еще поработать и вы работали не в полную силу- раскрасьте красным. -Покажите ваши билеты? Отлично! Значит мы все вместе с вами отправимся в страну знаний. Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, до свидания! |