СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс»

Технологическая карта

Ф.И.О:

Тема урока:

Класс:

Тип урока:

УМК : «Школа России»

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

Дидактические: формирование знания о различии имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»,  закрепление орфографического навыка использования заглавной буквы в именах собственных;

Развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность; развитие внимания, наблюдательности, орфографической зоркости; развитие умения самостоятельно формулировать, принимать и сохранять учебную задачу, развитие умения аргументировать свою позицию.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, творческую активность и уважение к родному языку.

Оборудование (дидактические средства обучения) : интерактивная доска, документ-камера, экран, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), раздаточный материал (карточки, билеты), тетради, цветные карандаши, ручки.



Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К-коммуникативные)

Личностные

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

П- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Р- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

К- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.





Формы организации:

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г –групповая )

Формы контроля:

( взаимоконтроль, самоконтроль ,контроль учителя )






ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная задача урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I.Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.

(1мин)

Основной задачей является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Здравствуйте дети, меня зовут Нелли Олеговна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Проверьте своё рабочее место, на парте находятся учебники, тетради, письменные принадлежности и материалы к уроку, которые я вам раздала.

-Если все готовы к уроку и настроены получать знания, сядьте правильно за парту, выпрямите спину, положите руки на стол, поднимите голову и посмотрите на меня.

-Хорошо, вижу, что все готовы к уроку.

- А начать наш урок мне хочется с пословицы. Вы видите ее на доске. (слайд на экране)

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

-Прочитай её выразительно, представь, что ты чтец.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Вы согласны с ней?

-Отлично, я тоже согласна с данной пословицей и предлагаю нам взять ее в качестве девиза нашего урока.









II.Актуализация и пробное учебное действие

(4мин)


Основной задачей является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

-Ребята, нам надо распределить слова по трем вагонам. (на вагонах уже есть образец слова)

Некоторые слова уже влезли в вагон. Как вы думаете, по какому признаку мы распределим слова в вагоны?

Какие слова будут в первом вагоне?


- А во втором?



- А в третьем?


-Ребята, а давайте поможем словам, сами распределим их по вагонам.

(слайд на интер.доске, учитель вызывает ученика)

Слова: ученик, Пушок, Москва, Рита, озеро, конь, прыгать, бегать, учится, плывёт, красивое, белый, добрая, весёлые.

После выполнения задания самооцениване, взаимооценивание, выставление оценки.

- Ребята, на прошлых уроках вы уже познакомились с названием слов из первой колонки. Как они называются?

-Верно. А что вы знаете про имена существительные?


-Молодцы! На прошлом уроке вы познакомились с 1 характеристикой имен существительных. Они делятся на две группы, какие ?

-Молодцы! А теперь проверим, как хорошо вы усвоили эту тему.

Для начала подпишите сегодняшнее число и классную работу. Один ученик будет выполнять индивидуальную работу у доски, для этого я приглашаю…

Тебе нужно распределить слова в две колонки, в первую имена сущ одушевленные, а во вторую неодушевленные. А потом линиями соединить каждое животное с тем, чем оно питается.

А вам, ребята, надо разделиться на варианты: это 1 , это 2.

Первый вариант должен перенести только одушевленные имена суш, а второй неодушевленные имена сущ. На выполнение задания у вас 1 минута.

(слайд на интер.доске и на экране)

«Накорми животных»

Слова: кость, пчела, сено, белка, собака, орехи, корова, нектар.

- Отлично, а теперь проверим, как .. справилась с заданием. Ребята, все правильно распределила..? Отлично, оцени свою работу у доски… Ребята, а вы как оцените работу..? Хорошо, ты получаешь отметку..

-А теперь проверим, как шла работа по вариантам (проверка на документ-камере). Выставление отметки.






- В зависимости от того, что они обозначают.

- Слова, обозначающие предметы.

-Слова, обозначающие признаки предметов.

-Слова, обозначающие действия предметов.









Проверяют задание у доски. Оценивают.



-Имена существительные.


-Имя сущ. – часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?



-Одушевленные и неодушевленные.






Индивид работа.








Работа по вариантам.










Самооценивание, взаимооценивание.


III.Локализация индивидуальных затруднений. (2 мин)


Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Дети! Пока мы выполняли задание, слова поссорились и не знают, как им разместиться в вагоне. Оказывается, хоть это и имена существительные, но все они разные А вы заметили, чем отличается написание слов друг от друга? Чем ? (слайд на интер доске)

Верно, давайте слова с заглавной буквы посадим на первую полку в вагоне, а со строчной на вторую. (вызывает ученика)

(новый слайд на интер доске – над каждой полкой появилось название- собственные и нарицательные)

-Обратите внимание на доску, здесь появились какие-то слова, вы знаете их? Прочитайте вслух. А хотите узнать побольше про нарицательные и собственные имена существительные?


-Некоторые написаны с заглавной буквы, а некоторые со строчной.










-


-


-

IV.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

(1 мин)

Основной задачей является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд на экране) СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Какая цель нашего урока?(слайд на экране)

Познакомиться с собственными и нарицательными именами существительными.

Какой план нашего урока? (слайд на экране)

Узнать что такое собственные и нарицательные имена существительные.

Научиться различать собственные и нарицательные имена существительные.


V.Реализация построенного проекта

(7мин)

Основной задачей этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

- Какие существительные мы называем собственные?

С какой буквы они пишутся?

А у кого еще может быть своё собственное имя?

Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

Выполним задание в парах. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу.

— Какую пословицу помним?

«Одна голова хорошо, а две — лучше»



Прочитайте задание. Вам надо разделить имена сущ на подгруппы.

Проверим по цепочке. Первая пара прочтите, что получилось у вас в первом столбце…

С собственными мы познакомились, а теперь…



 Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

- Какие существительные мы называем нарицательные?

С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

Какой пункт плана мы выполнили? (анимация слайда с планом на экране)

Как же отличить имена собственные от нарицательных?

-Вам предлагается ответить на вопрос: все ли слова,

записанные с большой буквы, являются именами собственными?

Практическое задание.

Спишите предложения. (слайд на интер доске)

Горка стоит возле школы. Девочки Аня и Вика катаются с горки на санках.

-Прочитайте предложения. Спишите.

-Являются ли слова «горка» и «девочки» именами собственными.

-Почему тогда их написали с заглавной буквы?

Прочитаем правило внизу страницы 53. Что такое орфограмма слова? Ребята , подчеркните в выполненном упражнении все орфограммы «Заглавная буква в именах собственных». Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга. Сравните с эталоном на доске (слайд на интер доске). Если все верно – поставьте плюс, если есть ошибки - минус.


Игра «Найди пару»

-Я буду говорить нарицательное существительное, а вы подберите из всех слов на доске подходящее собственное имя существительное. (слайд на интер доске).


Река - Енисей

Озеро - Байкал

Космонавт - Юрий Гагарин

Писатель- Лев Толстой

Столица - Москва

Поэт- Александр Пушкин

Собака - Жучка

Страна – Россия


Молодцы! Я вижу, что вы отлично справляетесь с моими заданиями.

-Какой пункт плана мы еще выполнили? (анимация на слайде на экране)

- Мы выполнили все пункты плана, значит наш урок подходит к концу.

Какую тему мы сегодня исследовали?

Какую цель ставили в начале урока?


-Достигли ли мы ее?

-С какой частью речи мы работали на уроке?

-Что нового вы про нее узнали? -Чем различаются собственные и нарицательные имена существительные?

-Как пишутся собственные имена существительные?

Мы помогли словам отправиться в путешествие на вагонах, но я знаю, что и вы хотите попасть в страну знаний. Для этого я раздала вам билеты, если сегодня вы отлично работали на уроке и все поняли раскрасьте его зелёным, если есть над чем еще поработать и вы работали не в полную силу- раскрасьте красным.

-Покажите ваши билеты? Отлично! Значит мы все вместе с вами отправимся в страну знаний.


Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, до свидания!




















































Ответы детей

– Имена собственные пишутся с заглавной буквы.












-начало предложения пишется с большой буквы.




































-СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.


-Познакомиться с собственными и нарицательными именами существительными.


























Распредели имена существительные на подгруппы, запиши их. Придумай по 1 своему примеру в каждую подгруппу.

Слова: Иванов, Астана, Павел, Барсик, Каркуша, Лида, Волга, Эверест.


Имена и фамилии

Клички животных

Географические названия