Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
4 класс. Урок 1.
Первое сентября.
Классная работа.
Тема: Наша речь и наш язык.
Чистописание.
Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебники для 2 и 3 классов, чем отличается от них.
Берегите наш язык, наш прекрасный рус-ский язык, - это клад, это достояние, пере-данное нам нашими предшественниками!
И. С. Тургенев
Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание русского писателя И.С. Тургенева.
- Как вы его понимаете?
- Почему писатель называет русский язык кладом?
- К чему он нас призывает? Что это значит? Как мы можем его беречь?
- Прочитайте обращение авторов учебника.
- Какие открытия нам поможет сделать учебник?
-Для чего это нужно? Прочитайте, как авторы объясняют необходимость изучать русский язык.
Рассмотрите условные знаки в учебнике и вспомните, что обозначает каждый из них. Прочитайте статью к ним и объясните, для чего они нужны.
- Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять.
- Назовите виды грамматических разборов, которые мы будем выполнять на уроках русского языка. Какими цифрами они обозначены?
Учиться хоро-шей речи надо долго и внима-тельно.
Д. С. Лихачёв
Автор трудов, посвящённых истории русской литературы.
Какова голова, такова и речь.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Хорошая речь слаще мёда.
Видна птица по перьям, а человек - по речам.
Истинная лю-бовь к своей стране немыс-лима без любви к своему языку.
К. Г.Паустовский
- Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Словарные слова
ч е л о век
Работа по учебнику.
Упр.1 стр.6
- Прочитайте высказывание К.Г. Паустовского.
- Как писатель показывает богатство и простоту русского языка?
- Прочитайте высказывание Д.С. Лихачёва.
- Почему по речи человека можно судить о том, что он собой представляет?
- Определите главную мысль высказываний.
- Выполните письменное задание к упражнению.
Работа по карточкам.
О днажды л е сник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы р е шили сп а сти ежат и подс а дили г о лодных зв е рьков к кошке Мурке. Она тронула их ла п кой и ре з ко отпрыгнула.
Как подруж и ть животных? Мы аккуратно завернули к о лючих ежат в мя г кие тряп о чки и подн е сли их к кошке. На этот раз Мурка спокойно л е жала рядом.
Ёж и ки уткнули мордо чк и в тёплый кошкин ж и вот. М а лыши с о сали м о лочко у новой мамы. Так д о машняя кошка вык о рмила л е сных зв е рят.
Проверь себя!
Видна птица по перьям, а человек -
Умные речи
По речам узнают
человека.
Слово не воробей,
по речам.
и слушать приятно.
вылетит — не поймаешь.
- Какие открытия мы сделали на сегодняшнем уроке?
- Какую роль играет речь в жизни человека?
- Кому захотелось вести словарик мудрых изречений о языке? Как вы его оформите? Как вы будете располагать высказывания в словаре?
- У вас будет возможность представить свой проект на итоговом уроке в конце четверти.
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
Упр. 2 (с. 6) - написать сочинение по пословице.
Молодцы!