Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Румина Зиямеденовна. - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики! Значит, мы должны учиться. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. | Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: организация рабочего места, умение воспринимать речь учителя; настрой на плодотворную и продуктивную работу на уроке. |
Актуализация знаний. Минутка чистописания Словарная работа | Перед минуткой чистописания сделать разминку пальчиков: Мы капусту рубим. Мы капусту трём. Мы капусту солим. Мы капусту жмём. - Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка? - А для чего нам нужна минутка чистописания? - Верно. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите дату и классная работа (не забываем про точки в конце предложения). Заранее написать на доске: Бб, Пп, Вв, Фф, Гг, Кк, Дд, Тт, Жж, Шш, Зз, Сс. СЛАЙД -Ребята, на доске даны буквы, давайте их прочитаем. -Как можно назвать эти буквы, в общем? − Какие звуки обозначают эти буквы? Как они называются? -Правильно, а почему они называются именно парными? -Назовите звонкие согласные звуки. - Назовите глухие согласные звуки. -Давайте запишем эти буквы у себя в тетрадях. -Следите за правильным положением ваших тетрадей, посадкой. Держите правильно ручку при письме. -А сейчас у вас будет словарная работа. Запишите с новой строчки слово Словарь: Ребята, предлагаю вам разгадать загадки. Слушаем внимательно. Не напиток, а мечта, Он бодрит с утра всегда. С молоком иль без него — Вкусно очень всё равно! СЛАЙД -Молодцы, правильно. -Давайте разделим на слоги слово кофе. -А почему вы решили, что нужно разделить именно на 2 слога? -Поставьте ударение. На какой слог падает ударение? -Ребята, а вы знаете, что такое кофе? Давайте прочитаем определение к слову кофе. -Кофе - это напиток, который изготавливается из размолотых зерен кофейной ягоды методом отвара или настаивания. -Давайте запишем это слово в наш словарик. Фильм идет, вокруг темно, Значит, вы пришли в… СЛАЙД -Правильно. -Давайте разделим на слоги слово кино. -А почему вы решили, что нужно разделить именно на 2 слога? -Поставьте ударение. На какой слог падает ударение? -Ребята, а вы знаете, что такое кино? Давайте прочитаем определение к слову кино. Произведение киноискусства, предназначенное для демонстрации на экране. -Давайте запишем это слово в наш словарик. Это ж надо! Чудо прямо! За детей спокойна мама, Потому что детвору Носит в сумке… -Правильно! СЛАЙД Давайте разделим на слоги слово кенгуру. -А почему вы решили, что нужно разделить именно на 3 слога? -Поставьте ударение. На какой слог падает ударение? -Ребята, а вы знаете, кто такой кенгуру? Давайте прочитаем определение к слову кино. -Кенгуру-сумчатое австралийское млекопитающее с длинными задними и короткими передними ногами, передвигающееся прыжками. -Давайте запишем это слово в наш словарик. -Молодцы, вы отгадали 3 интересных слова: кофе, кино, кенгуру. СЛАЙД -Что интересного вы в них заметили? -Что такое неизменяемые слова? -Так как эти слова не изменяются, то и форма у них одна-единственная на любой случай. Тем не менее, как и у всех существительных, у них можно определить род, число и падеж. Определить род неизменяемого существительного можно в предложении или словосочетании (например: «какой?» вкусный кофе – мр.р., (какое?) интересное кино- ср.р., | Выполняют разминку пальчиков. -Урок русского языка обычно начинается с минутки чистописания. - Минутка чистописания нужна для формирования навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкого безотрывное письмо. Читают буквы. -Парные согласные. - «Парные согласные звуки» обозначает, что согласные звуки имеют пару. Парность рассматривается в звонкости/глухости. -Б,в,г,д,ж,з. -П,ф,к,т,ш,с. Записывают в тетрадях буквы. -Кофе. -Ко-фе. -Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов. -КОфе. Ударение падает на первый слог. Ответы учащихся. -Кино. -Ки-но. -Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов. -КинО. Ударение падает на второй слог. Ответы учащихся. -Кенгуру. -Кен-гу-ру. -Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов. -КегурУ. Ударение падает на третий слог. Ответы учащихся. -Они начинаются с одинаковой буквы К и являются неизменяемыми существительными. - Существительные, которые не изменяются по падежам и числам. Их называют неизменяемыми. | Регулятивные: определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: высказывание свое мнение и формулирование ответ. |
Самоопределение к деятельности | -На доске разбросаны буквы. Вам нужно составить слово. СЛАЙД -Какое слово получилось? -Что такое орфограмма? -Какую орфограмму вы изучали на прошлом уроке? -Какое правило вы узнали? -Сегодня мы будем продолжать работу над этой темой. Это по старым стандартам. Лучше дайте слова с этой орфограммой, попросите объяснить написание. Спросите, что за орфограмма. И дальше спросите, что будем на уроке делать, и про цели. -Какую цель мы можем поставить перед собой? -Продолжите предложения: - Повторить правило проверки слов с …. - Учиться применять правило: при написании слов, требующих …. -А что же такое корень слова? -Всегда можно проверить безударную гласную в корне? -В каких случаях мы не можем этого сделать? Вспомните алгоритм написания безударной гласной. | -Орфограмма. -Буква, обозначающая безударный гласный звук"опасное место". Такое "опасное место" называется орфограммой и требует применения орфографического правила. -Безударные гласные в корне слова. -Безударный гласный А может быть записан буквой А или буквой О. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово- так, чтобы гласный звук стоял под ударением. -Закрепить знания о безударных гласных в корне слова. -Безударными гласными в корне. -Проверки безударных гласных в корне. -Корень- это главная часть слова и в нём содержится основное значение слова. -Не всегда. -Если слово является словарным. | Познавательные: выделение известной информации и структурированиезнаний. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |
Работа по теме урока | -Предлагаю вам поработать в парах, но для начала вспомним правила работы в парах. СЛАЙД -Сейчас я предлагаю открыть вам конверт. В конверте даны слова, выпишите на общий лист, слова, подбирая к ним проверочные слова, только проверочные слова будут записаны не словом, а прятаться в иллюстрациях. Например, слово: тропа Проверочная картинка: ТрОпы. Записываем: тропа-тропы. Леса, вода, число, лицо, грачи, письмо, моряк, поля. -Чья пара готова, показывает свою готовность. -Проверяем. СЛАЙД Леса-лес, вода- воды, число- числа, лицо- лица, грачи-грач, письмо- письма, моряк-море, поля- поле. Вывод? - Сейчас я хочу попросить у вас совета. -Вчера случилась такая ситуация у одного мальчика. В доме слёзы, в доме драма: Заболела гриппом мама. Я в аптеку побегу, маме бедной помогу. Я куплю таблеток кучу, Двадцать носовых платков И штук пять больших шприцов, Просто так на всякий случай. Если маме станет хуже, Ей укол от гриппа нужен. Я теперь за всё в ответе- Грипп лечить умеют дети. -Что случилось у мальчика? Конечно! Ребята, давайте посмотрим, какие вирусы есть у нас на доске. И мы с вами поможем мальчику вылечить маму правильными лекарствами. СЛАЙД -Ребята, что заметили? -Как называются все вирусы? -А какую опасность «вирусы гласных букв» могут вызвать для человека? -Конечно. Что надо сделать, чтобы эту ошибку не допустить? Вспомните правило. Замените. В образности «вирусов» - гласных и лечении в стихотворении нет логики… Давайте сейчас попробуем устранить эти вирусы с помощью правильно подобранных лекарств. СЛАЙД -Что мы видим на лекарствах? -Как подобрать правильно лекарство? -Конечно! -Как это сделать? -Давайте попробуем. -Лекарство со словом тропа, на какой слог падает ударение? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какое слово поможет определить правильность написания? -Какой вирус сразили? СЛАЙД -Лекарство со словом стена, на какой слог падает ударение? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какое слово поможет определить правильность написания? -Какой вирус сразили? СЛАЙД -Молодцы, попробуйте самостоятельно записать в тетради, оставшиеся 2 слова: сова и зерно, подобрав правильно проверочные слова. -Кто уже выполнил, показывает свою готовность. -Лекарство со словом сова, на какой слог падает ударение? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какое слово поможет определить правильность написания? -Какой вирус сразили? СЛАЙД -Лекарство со словом зерно, на какой слог падает ударение? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какое слово поможет определить правильность написания? -Какой вирус сразили? СЛАЙД -Молодцы! | Правила работы в парах: Работать должны оба на общий результат. Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо. Выполняют работу в парах. -У него заболела мама. -Вирусы- гласные буквы. -Мы можем допустить ошибку в написании безударных гласных. -Нужно подобрать проверочное слово. -Слова, в которых пропущена безударная гласная в корне. -Нужно поставить гласную букву под ударение. -Изменить форму слова. -На второй, тропА. -Пропущенная гласная. -Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена. -Поставить под ударение -Тропы. -Вирус гласной о. -На второй, стенА. -Пропущенная гласная. -Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена. -Поставить под ударение -СтЕны. -Вирус гласной е -На второй, совА. -Пропущенная гласная. -Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена. -Поставить под ударение -СОвы -Вирус гласной о. -На второй, зернО. -Пропущенная гласная. -Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена. -Поставить под ударение -зЁрна -Вирус гласной е. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |
Продолжение работы по теме урока Работа в группах | -Давайте откроем учебник и выполним упражнение №1 на стр. 75. -Что нужно сделать? − Какие слова называют родственными? -Сначала прочитаем слова первой группы. -Запишите эту группу слов в тетрадь. -Почему эти слова называются родственными? -Давайте его выделим в этих словах. -Хорошо, поставьте ударение в каждом слове. -В каких словах есть безударные гласные? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какие слова из этой группы помогут определить правильность написания? -Давайте подчеркнем два этих проверочных слова. -Прочитаем слова второй группы. -Запишите эту группу слов в тетрадь. -Почему эти слова называются родственными? -Давайте его выделим в этих словах. -Хорошо, поставьте ударение в каждом слове. -В каких словах есть безударные гласные? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какие слова из этой группы помогут определить правильность написания? -Давайте подчеркнем это проверочное слово. -Третью группу слов выполните самостоятельно. -Проверяем. -Прочитаем слова третьей группы. -Хорошо, поставьте ударение в каждом слове. -В каких словах есть безударные гласные? -Какая гласная вызывает опасность? -Почему? -Как проверить? -Какое слово из этой группы поможет определить правильность написания? -Все подчеркнули именно это слово- скворушка? -Давайте поработаем в группах, но для начала вспомним правила работы в группах. - У каждой группы на столе карточки. Задание выполняем прямо в них. В них три задания. СЛАЙД 1задание: Придумайте 2 слова с безударной гласной. Замените эту формулировку на выбор слов с данной орфограммой из ряда других слов 2 задание:В предложении найдите слова с безударной гласной. Выделите корень. Подберите проверочное слово. После дождя радуга засияла всеми цветами. 3задание: Подберите проверочные слова: Лиса-… Леса-… Моря-… -Чья группа готова, показывает свою готовность. Проверка? Вывод. Все группы хорошо справились с данными заданиями! Вы большие молодцы! | -Списать группы родственных слов, поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. В каждой группе подчеркнуть проверочные слова. -Старый, старик, старость, стареть. Записывают слова в тетрадь. -У них общий корень- Стар и близкое лексическое значение. -СтАрый, старИк, стАрость, старЕть. -Старик и стареть. - Гласная «а». -Потому что она безударная. -С помощью проверочного слова. -Старый и старость. -Ковёр, коврик, ковровый. Записывают слова в тетрадь. -У них общий корень- ковёр и ковр. и близкое лексическое значение. - КовЁр, кОврик, коврОвый - Ковёр , ковровый. - Гласная «о». -Потому что она безударная. -С помощью проверочного слова. -КОврик. -Выполняют самостоятельно. -Скворец, скворушка, скворечник, скворчиха, скворчонок. -СкворЕц, сквОрушка, скворЕчник, скворчИха, скворчОнок. - Скворец, скворечник, скворчиха, скворчонок. - Гласная «о». -Потому что она безударная. -С помощью проверочного слова. -СквОрушка.. Ответы учащихся. Правила работы в группах: 1.В группе должен быть ответственный. 2. Работать должен каждый на общий результат. 3. Один говорит, другие – слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял, переспроси. Выполняют работу в группах. | Познавательные: Выделять главное из общего потока информации. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий. |