СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык безударная гласная 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Русский язык безударная гласная 2 класс»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Технологическая карта урока

Русский язык,

проведённого во 2 А классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 4 курса группы А

Кударовой Руминой Зиямеденовной





Проверили:

__________ Сарычева О.Г., учитель 2 А класса

__________ Анищенко В. В., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок





Астрахань, 2022

УМК «Школа 21 века»

Учебник: Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю «Русский язык»

Класс:2 класс

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Тема урока: Учимся писать безударные гласные в корне слова.

Цель: сформировать умение распознавать слова с безударными гласными, уметь подбирать проверочные слова.


Планируемые результаты.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, умение оценивать материал, выбор направления работы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, прогнозировать последовательность действий на уроке, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, уметь работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самопроверку.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., раздаточный материал.









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Румина Зиямеденовна.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Значит, мы должны учиться.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

организация рабочего места, умение воспринимать речь учителя; настрой на плодотворную и продуктивную работу на уроке.

Актуализация знаний.

































Минутка чистописания

























Словарная работа

Перед минуткой чистописания сделать разминку пальчиков:

Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём.



- Ребята, с чего обычно начинается урок русского языка?



- А для чего нам нужна минутка чистописания?











- Верно. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите дату и классная работа (не забываем про точки в конце предложения).

Заранее написать на доске: Бб, Пп, Вв, Фф, Гг, Кк, Дд, Тт, Жж, Шш, Зз, Сс. СЛАЙД

-Ребята, на доске даны буквы, давайте их прочитаем.

-Как можно назвать эти буквы, в общем?

− Какие звуки обозначают эти буквы? Как они называются?

-Правильно, а почему они называются именно парными?





-Назовите звонкие согласные звуки.

- Назовите глухие согласные звуки.

-Давайте запишем эти буквы у себя в тетрадях.

-Следите за правильным положением ваших тетрадей, посадкой. Держите правильно ручку при письме.


-А сейчас у вас будет словарная работа. Запишите с новой строчки слово Словарь:

Ребята, предлагаю вам разгадать загадки. Слушаем внимательно.

Не напиток, а мечта,

Он бодрит с утра всегда.

С молоком иль без него

— Вкусно очень всё равно! 

СЛАЙД

-Молодцы, правильно.

-Давайте разделим на слоги слово кофе.

-А почему вы решили, что нужно разделить именно на 2 слога?

-Поставьте ударение. На какой слог падает ударение?


-Ребята, а вы знаете, что такое кофе? Давайте прочитаем определение к слову кофе.

-Кофе - это напиток, который изготавливается из размолотых зерен кофейной ягоды методом отвара или настаивания.

-Давайте запишем это слово в наш словарик.


Фильм идет, вокруг темно,

Значит, вы пришли в… 

СЛАЙД

-Правильно.

-Давайте разделим на слоги слово кино.

-А почему вы решили, что нужно разделить именно на 2 слога?

-Поставьте ударение. На какой слог падает ударение?


-Ребята, а вы знаете, что такое кино? Давайте прочитаем определение к слову кино.

Произведение киноискусства, предназначенное для демонстрации на экране.

-Давайте запишем это слово в наш словарик.


Это ж надо! Чудо прямо!
За детей спокойна мама,
Потому что детвору
Носит в сумке…

-Правильно!

СЛАЙД

Давайте разделим на слоги слово кенгуру.

-А почему вы решили, что нужно разделить именно на 3 слога?

-Поставьте ударение. На какой слог падает ударение?


-Ребята, а вы знаете, кто такой кенгуру? Давайте прочитаем определение к слову кино.

-Кенгуру-сумчатое австралийское млекопитающее с длинными задними и короткими передними ногами, передвигающееся прыжками.

-Давайте запишем это слово в наш словарик.


-Молодцы, вы отгадали 3 интересных слова: кофе, кино, кенгуру. СЛАЙД

-Что интересного вы в них заметили?




-Что такое неизменяемые слова?




-Так как эти слова не изменяются, то и форма у них одна-единственная на любой случай. Тем не менее, как и у всех существительных, у них можно определить род, число и падеж. Определить род неизменяемого существительного можно в предложении или словосочетании (например: «какой?» вкусный кофе – мр.р., (какое?) интересное кино- ср.р.,









Выполняют разминку пальчиков.

-Урок русского языка обычно начинается с минутки чистописания.

- Минутка чистописания нужна для формирования навыка правильного написания букв, соединений в словах, четкого безотрывное письмо.







Читают буквы.

-Парные согласные.

- «Парные согласные звуки» обозначает, что согласные звуки имеют пару. Парность рассматривается в звонкости/глухости.

-Б,в,г,д,ж,з.

-П,ф,к,т,ш,с.

Записывают в тетрадях буквы.









-Кофе.




-Ко-фе.

-Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

-КОфе. Ударение падает на первый слог.

Ответы учащихся.








-Кино.



-Ки-но.

-Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

-КинО. Ударение падает на второй слог.

Ответы учащихся.









-Кенгуру.



-Кен-гу-ру.

-Потому что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

-КегурУ. Ударение падает на третий слог.

Ответы учащихся.









-Они начинаются с одинаковой буквы К и являются неизменяемыми существительными.

- Существительные, которые не изменяются по падежам и числам. Их называют неизменяемыми.

Регулятивные:

определение и формулирование цель деятельности на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:

высказывание свое мнение и формулирование ответ.

Самоопределение к деятельности

-На доске разбросаны буквы. Вам нужно составить слово. СЛАЙД
-Какое слово получилось?

-Что такое орфограмма?






-Какую орфограмму вы изучали на прошлом уроке?

-Какое правило вы узнали?








-Сегодня мы будем продолжать работу над этой темой.

Это по старым стандартам. Лучше дайте слова с этой орфограммой, попросите объяснить написание. Спросите, что за орфограмма. И дальше спросите, что будем на уроке делать, и про цели.
-Какую цель мы можем поставить перед собой?



-Продолжите предложения:

- Повторить правило проверки слов с ….

- Учиться применять правило: при написании слов, требующих ….

-А что же такое корень слова?



-Всегда можно проверить безударную гласную в корне?

-В каких случаях мы не можем этого сделать?



Вспомните алгоритм написания безударной гласной.



-Орфограмма.

-Буква, обозначающая безударный гласный звук"опасное место". Такое "опасное место" называется орфограммой и требует применения орфографического правила.

-Безударные гласные в корне слова.
-Безударный гласный А может быть записан буквой А или буквой О. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово- так, чтобы гласный звук стоял под ударением.


-Закрепить знания о безударных гласных в корне слова.


-Безударными гласными в корне.

-Проверки безударных гласных в корне.


-Корень- это главная часть слова и в нём содержится основное значение слова.

-Не всегда.

-Если слово является словарным.

Познавательные:

выделение известной информации и структурированиезнаний.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.

Работа по теме урока

-Предлагаю вам поработать в парах, но для начала вспомним правила работы в парах. СЛАЙД







-Сейчас я предлагаю открыть вам конверт. В конверте даны слова, выпишите на общий лист, слова, подбирая к ним проверочные слова, только проверочные слова будут записаны не словом, а прятаться в иллюстрациях.

Например, слово: тропа

Проверочная картинка: ТрОпы.

Записываем: тропа-тропы.

Леса, вода, число, лицо, грачи, письмо, моряк, поля.

-Чья пара готова, показывает свою готовность.

-Проверяем. СЛАЙД

Леса-лес, вода- воды, число- числа, лицо- лица, грачи-грач, письмо- письма, моряк-море, поля- поле.

Вывод?

- Сейчас я хочу попросить у вас совета.

-Вчера случилась такая ситуация у одного мальчика.

В доме слёзы, в доме драма:

Заболела гриппом мама.

Я в аптеку побегу, маме бедной помогу.

Я куплю таблеток кучу,

Двадцать носовых платков

И штук пять больших шприцов,

Просто так на всякий случай.

Если маме станет хуже,

Ей укол от гриппа нужен.

Я теперь за всё в ответе-

Грипп лечить умеют дети.

-Что случилось у мальчика?

Конечно!

Ребята, давайте посмотрим, какие вирусы есть у нас на доске. И мы с вами поможем мальчику вылечить маму правильными лекарствами. СЛАЙД

-Ребята, что заметили?

-Как называются все вирусы?

-А какую опасность «вирусы гласных букв» могут вызвать для человека?

-Конечно. Что надо сделать, чтобы эту ошибку не допустить? Вспомните правило.

Замените. В образности «вирусов» - гласных и лечении в стихотворении нет логики…

Давайте сейчас попробуем устранить эти вирусы с помощью правильно подобранных лекарств.

СЛАЙД

-Что мы видим на лекарствах?



-Как подобрать правильно лекарство?

-Конечно!

-Как это сделать?

-Давайте попробуем.

-Лекарство со словом тропа, на какой слог падает ударение?

-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?



-Как проверить?

-Какое слово поможет определить правильность написания?

-Какой вирус сразили?

СЛАЙД

-Лекарство со словом стена, на какой слог падает ударение?

-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?



-Как проверить?

-Какое слово поможет определить правильность написания?

-Какой вирус сразили?

СЛАЙД

-Молодцы, попробуйте самостоятельно записать в тетради, оставшиеся 2 слова: сова и зерно, подобрав правильно проверочные слова.

-Кто уже выполнил, показывает свою готовность.

-Лекарство со словом сова, на какой слог падает ударение?

-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?



-Как проверить?

-Какое слово поможет определить правильность написания?

-Какой вирус сразили?

СЛАЙД

-Лекарство со словом зерно, на какой слог падает ударение?

-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?



-Как проверить?

-Какое слово поможет определить правильность написания?

-Какой вирус сразили?

СЛАЙД

-Молодцы!

Правила работы в парах:

  1. Работать должны оба на общий результат.

  2. Один говорит, другой слушает.

  3. Если не понял, переспроси.

  4. Свое несогласие высказывай вежливо.














Выполняют работу в парах.































-У него заболела мама.
























-Вирусы- гласные буквы.


-Мы можем допустить ошибку в написании безударных гласных.


-Нужно подобрать проверочное слово.








-Слова, в которых пропущена безударная гласная в корне.

-Нужно поставить гласную букву под ударение.



-Изменить форму слова.



-На второй, тропА.


-Пропущенная гласная.

-Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена.


-Поставить под ударение


-Тропы.


-Вирус гласной о.



-На второй, стенА.


-Пропущенная гласная.


-Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена.

-Поставить под ударение


-СтЕны.


-Вирус гласной е








-На второй, совА.


-Пропущенная гласная.


-Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена.

-Поставить под ударение

-СОвы


-Вирус гласной о.




-На второй, зернО.


-Пропущенная гласная.


-Потому что она безударная и мы не знаем, какая буква пропущена.

-Поставить под ударение

-зЁрна


-Вирус гласной е.

Познавательные:

структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.












Физ.минутка

Потрудились – отдохнём!

Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять!

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют физ.минутку.

Регулятивные:

умение воспринимать задачу.

Личностные:

адекватная мотивация на выполнение физкультминутки.

Продолжение работы по теме урока


































































Работа в группах

-Давайте откроем учебник и выполним упражнение №1 на стр. 75.

-Что нужно сделать?


− Какие слова называют родственными?



-Сначала прочитаем слова первой группы.


-Запишите эту группу слов в тетрадь.


-Почему эти слова называются родственными?

-Давайте его выделим в этих словах.

-Хорошо, поставьте ударение в каждом слове.


-В каких словах есть безударные гласные?


-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?


-Как проверить?

-Какие слова из этой группы помогут определить правильность написания?

-Давайте подчеркнем два этих проверочных слова.


-Прочитаем слова второй группы.


-Запишите эту группу слов в тетрадь.


-Почему эти слова называются родственными?


-Давайте его выделим в этих словах.

-Хорошо, поставьте ударение в каждом слове.

-В каких словах есть безударные гласные?


-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?


-Как проверить?

-Какие слова из этой группы помогут определить правильность написания?

-Давайте подчеркнем это проверочное слово.

-Третью группу слов выполните самостоятельно.

-Проверяем.

-Прочитаем слова третьей группы.



-Хорошо, поставьте ударение в каждом слове.



-В каких словах есть безударные гласные?


-Какая гласная вызывает опасность?

-Почему?


-Как проверить?

-Какое слово из этой группы поможет определить правильность написания?

-Все подчеркнули именно это слово- скворушка?


-Давайте поработаем в группах, но для начала вспомним правила работы в группах.










- У каждой группы на столе карточки. Задание выполняем прямо в них. В них три задания.

СЛАЙД

1задание:  Придумайте 2 слова с безударной гласной.

Замените эту формулировку на выбор слов с данной орфограммой из ряда других слов

2 задание:В предложении найдите слова с безударной гласной. Выделите корень. Подберите проверочное слово.
После дождя радуга засияла всеми цветами.

3задание: Подберите проверочные слова:

Лиса-…

Леса-…
Моря-…

-Чья группа готова, показывает свою готовность.


Проверка?

Вывод.


Все группы хорошо справились с данными заданиями! Вы большие молодцы!


-Списать группы родственных слов, поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. В каждой группе подчеркнуть проверочные слова.

-Старый, старик, старость, стареть.

Записывают слова в тетрадь.

-У них общий корень- Стар и близкое лексическое значение.


-СтАрый, старИк, стАрость, старЕть.

-Старик и стареть.


- Гласная «а».

-Потому что она безударная.


-С помощью проверочного слова.

-Старый и старость.



-Ковёр, коврик, ковровый.


Записывают слова в тетрадь.

-У них общий корень- ковёр и ковр. и близкое лексическое значение.



- КовЁр, кОврик, коврОвый

- Ковёр , ковровый.


- Гласная «о».

-Потому что она безударная.


-С помощью проверочного слова.

-КОврик.


-Выполняют самостоятельно.

-Скворец, скворушка, скворечник, скворчиха, скворчонок.

-СкворЕц, сквОрушка, скворЕчник, скворчИха, скворчОнок.

- Скворец, скворечник, скворчиха, скворчонок.

- Гласная «о».

-Потому что она безударная.


-С помощью проверочного слова.

-СквОрушка..

Ответы учащихся.


Правила работы в группах:

1.В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие – слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.






Выполняют работу в группах.

Познавательные:

Выделять главное из общего потока информации.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих коррективов в выполнении действий.

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, вспомните тему урока.

-Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли вы ее?

- Какие знания «унесёте» сегодня домой?

- Какие задания показались простыми, а какие вызвали трудности?

Вопросы по правилу, изученной орфограмме.

-Вернёмся ? (а они упоминались ранее?) к нашему солнышку и тучке.

-У каждого на столе солнце и тучка, оцените свою работу на уроке с помощью них. Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите солнце, если не довольны, поднимите тучки.

Ответы учащихся.








Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

оценивание своих действий.