СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык "Правописание ь после шипящих на конце слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по программа "Начальная школа xxi века" 4 класс 1 четверть

Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Правописание ь после шипящих на конце слов"»

Урок русского языка по теме "Повторяем орфограмму "Мягкий знак на конце слов после шипящих" в 4-м классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Цель урока: повторить правила написания Ь на конце слов после шипящих;

Задачи:

Образовательные: закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих, формировать умение работать по алгоритму.

Развивающие: развивать внимание, мышление, речь, фонематический слух, орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, уважение к родному языку, к мнению друг друга при работе в паре, группе.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая пятиминутка.

  3. Повторение материала прошлого урока.

  4. Работа по теме урока. Повторение и закрепление.

  5. Итог урока. Обобщение.

  6. Задание на дом.

Оборудование:

  1. Учебник «Русский язык» С.В.Иванов.

  2. Школьная доска.

  3. Рабочие и орфографические тетради.

  4. Карточки для индивидуальной работы.

  5. Два вида карточек для групповой работы.

  6. Компьютер .

  7. Презентаця

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тип урока: повторение и закрепление знаний.

Методы: исследовательский, объяснительный, частично-поисковый.



Ход урока

п/п


Этап урока


Деятельность учителя и учащихся.


1.





Организационный

момент.

Задача: психологически настроить учащихся на работу; обеспечить мотивацию обучения.


Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, а гостям принято дарить подарки. Давайте подарим им свои улыбки. Повернитесь, улыбнитесь, теперь улыбнитесь мне. Хлопните в ладоши те, кто готов спешить навстречу знаниям, сядьте на сои места те, кто знает, как нужно сидеть за партой при письме, пожмите соседу по парте руку, желая удачи на уроке. Приступим.

Внимание на доску (слайд 1 с текстом русской пословицы «не ошибается только тот, кто ничего не делает»).

- что написано на доске? (пословица)

- к какому литературному жанру относятся пословицы? (УНТ)

- какой смысл имеет эта пословица ?

- может ли ученик ошибаться на уроке?

- что делать, чтобы как можно меньше допустить ошбок, или вовсе их не допустить? (быть внимательным)

Я желаю вам на уроке успехов и прошу быть внимательными. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Помним о правилах посадки.


2.

Орфографческая пятиминутка

Начнем наш урок с орфографической пятиминутки. Я показываю вам карточку с пропущенной буквой, вы, вспоминая правило, записываете слово верно и графически обозначаете орфограмму.

    1. Сугро. (парн.согласный в корне слова)

    2. Ш.шка (жи-ши)

    3. Ключ.к (нет ключика, гласная остается)

    4. Ц.ган (ы – и после шипящих и ц, слово исключение, вспомнить все слова исключения)

    5. С.ел (Ъ после приставки перед гласной)

    6. Звез.ный (непроизносмый согласный в корне слова)

    7. Ш.пот (о-ё после шипящих в корне слова, проверочное шепчет).

    8. Печ.ка (чк-чн)

    9. З.шил (приставки зо не бывает)

    10. Т.йга (непроверяемая безударная гласная в корне)

А теперь обменялись тетрадями, взяли в руки карандаш и проверяем. (проверка с комментированием, выставление оценок на полях.

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 - 3

5 и больше – грустный смайлик

Для чего нам нужна былв орфографическая минутка? (чтобы вспомнить изученные правила, закрепить их, тренироваться).

3.

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе.

1.Актуализация знаний.

Задача: воспроизвести опорные знания и способы действий, необходимые на данном уроке.


А теперь внимание на доску. Прочитайте слова, которые написаны на слайде

Слайд 2: мыши, врачи, мячи, речи

- что общего у этих слов? (имена сущ.)

– В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в

единственном числе.)

- поставьте эти слова в начальную форму, что заметили??? (все они заканчиваются на шипящий, но род у слов разный (женскй и мужской, соответственно и написание слов будет разным.

- Какое правило мы должны знать? ( правописание ь на конце слов после шипящих)

- Исходя изо всего вышесказанного, как вы думаете, какая тема будет ? («Повторяем правописание ь после шпящих на конце слов»)

- какую цель поставим перед собой? (повторить и закрепить знания )

- давайте откроем учебники на стр.50 и проверим ваше предположение. Тема урока?

3.

Повторение и закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечить восприятие и осмысление пройденного материала.



































Задача: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, подвести к самостоятельному составлению алгоритма действий.

А теперь давайте вспомним, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется ь, а помогут нам в этом столбики слов в учебнике.

Работа в парах (учебник, стр. 50).

(много) задач… ключ… вещ… могуч…

(нет) груш… чертёж… ноч… дремуч…

(желаю) удач… кирпич… рож… хорош…

– Что объединяет слова каждой группы? Где необходимо написание мягкого знака?

ДЕТИ: 1 столбик – сущ., Р.п., мн.ч., ь знак не пишется;

2 столбик – сущ., м.р., 2 скл., ь знак не пишется;

3 столбик – сущ., ж.р., 3 скл., ь знак пишется;

4 столбик – кр. прил., ь знак не пишется

Вывод: – Когда на конце слова после шипящих пишется мягкий знак?

ДЕТИ: У существительных 3 склонения.

Физкультминутка. Выполнение упражнений на различные группы мышц.

«Кто прав?»

Работа по учебнику стр.50.

Выбор правильного ответа. Фронтальная работа.

Федя: «На конце слов после шипящих мягкий знак не пишется никогда, так как согласные звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие, а звуки [ж ], [ш] всегда твёрдые».

Даша: «Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется у имен существительных, но не пишется у имен прилагательных в краткой форме».

Костя: «У существительных женского рода мягкий знак после шипящих на конце слова пишется всегда, а у существительных мужского рода и в кратких прилагательных не пишется».

Валя: «У имен существительных 3-го склонения на конце слова после шипящих пишется мягкий знак. У имен существительных 1-го и 2-го склонения и у кратких прилагательных на конце слова после шипящих мягкий знак не пишется».



ДЕТИ: Федя – забыл, что у мягкого знака есть грамматическая функция.

Даша – забыла о сущ. 1 и 2 склонения, где мягкий знак не пишется.

Костя – забыл о сущ. 1 склонения, которые стоят в Р.п. мн ч.

Вывод: права Валя – мягкий знак у существительных с шипящим на конце

указывает, что слово относится к 3 склонению.

Составление алгоритма.

– Я предлагаю поработать над составлением алгоритма определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.

– Но перед этим вспомним, что такое алгоритм?

ДЕТИ: Порядок действий для решения проблемы

Коллективное составление алгоритма. Слайд


Письмо с комментированием

Закрепим работу по алгоритму (распределим слова на 2 столбика) – работа по цепочке

Плач, грач, помощь, шалаш, тишь, лещ, брошь, врач, речь, луч, много туч, фальш

Какое слово вызвало затруднение? (фальшь)

Работа с толковым словарем - 1.несоответствие тону в пении, 2.неискренность, лицемерие, 3.обман

Работа по группам. (задание для работы в группе находится у мальчика, который сидит на 3 ряду, на втором варианте, у него белая рубашка, темные волосы… - прием яркого пятна…и двигательная гимнастика…

а) каждая группа получает карточки со словами. Необходимо разложить слова на три группы: имена существительные 1-го и 2-го склонения, имена существительные 3-го склонения, краткая форма прилагательных.

Молодёж (?)

Доч(?)

Плащ(?)

Много дач(?)

Хорош(?)

Чертёж(?)

Мало задач(?)

Ландыш(?)

Малыш(?)

Пригож(?)

Колюч(?)

Жду встреч(?)

Реч(?)

Стриж(?)

Калач(?)

Кирпич(?)

Сторож(?)

Мыш(?)

Врач(?)

Экипаж(?)

– Проверка выполнения данного задания (каждая группа по очереди называют слова, которые они отнесли к сущ. 1-го и 2-го склонения, к 3-ему склонению, к прилагательным в краткой форме). Свой выбор учащиеся аргументируют.

б) каждой группе выдаётся задание на листочке: прочитайте словосочетания с «зазеркальными» словами. Подумайте, какого рода могли быть эти имена существительные и как их нужно написать. Докажите ответ.

Весёлый курш…, глухая перч…, молодая сморш…, голубая верч…, светлый кранш…, устный жорч…, звёздная чапрч…









Обобщение и систематизация знаний.

Задача: обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Блиц – тест. Слайды

Проверим ваши знания об употреблении мягкого знака.

Дети выбирают букву правильного ответа и сразу выполняют самопроверку.

Оценку учащиеся получают сразу по окончании работы (выставляется автоматически по количеству правильных ответов)

  • Над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?

- Какую грамматическую функцию выполняет мягкий знак после шипящих?

- в каких случаях пишется ь, в каких нет?



Рефлексия.







- Обведите свою руку и на каждом пальце напишите ответ на вопрос.

Мизинец

- Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный

- Что я сегодня делал, чего достиг?

Средний

- Каким было сегодня моё настроение?

Указательный

- Чем я порадовал, помог?

Большой

- Что я сделал для своего здоровья?


Домашнее задание.

Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

На столе у меня стоят три коробочки, в которых лежат домашние задания.

В первой для тех, у кого не осталось вопросов

Придумать сказку об употреблении мягкого знака после шипящих.

Во второй, у кого возникали трудности.

спишите предложения. Вставьте нужные буквы,

Укажите склонение имен существительных.


Ц…ревич… и кор…левич… в полн…ч… встретили мыш… .

Стор…ж… услышал плач…, надел плащ… и пот…рял ключ… .

Трубач…, ц…ркач…, скр…пач… ели дич… и калач… .

В третьей, у кого остались вопросы

Рабочая тетрадь 18 упр 1


Спасибо за урок!!!