А теперь давайте вспомним, в каких случаях на конце слов после шипящих пишется ь, а помогут нам в этом столбики слов в учебнике. Работа в парах (учебник, стр. 50). (много) задач… ключ… вещ… могуч… (нет) груш… чертёж… ноч… дремуч… (желаю) удач… кирпич… рож… хорош… – Что объединяет слова каждой группы? Где необходимо написание мягкого знака? ДЕТИ: 1 столбик – сущ., Р.п., мн.ч., ь знак не пишется; 2 столбик – сущ., м.р., 2 скл., ь знак не пишется; 3 столбик – сущ., ж.р., 3 скл., ь знак пишется; 4 столбик – кр. прил., ь знак не пишется Вывод: – Когда на конце слова после шипящих пишется мягкий знак? ДЕТИ: У существительных 3 склонения. Физкультминутка. Выполнение упражнений на различные группы мышц. «Кто прав?» Работа по учебнику стр.50. Выбор правильного ответа. Фронтальная работа. Федя: «На конце слов после шипящих мягкий знак не пишется никогда, так как согласные звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие, а звуки [ж ], [ш] всегда твёрдые». Даша: «Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется у имен существительных, но не пишется у имен прилагательных в краткой форме». Костя: «У существительных женского рода мягкий знак после шипящих на конце слова пишется всегда, а у существительных мужского рода и в кратких прилагательных не пишется». Валя: «У имен существительных 3-го склонения на конце слова после шипящих пишется мягкий знак. У имен существительных 1-го и 2-го склонения и у кратких прилагательных на конце слова после шипящих мягкий знак не пишется». ДЕТИ: Федя – забыл, что у мягкого знака есть грамматическая функция. Даша – забыла о сущ. 1 и 2 склонения, где мягкий знак не пишется. Костя – забыл о сущ. 1 склонения, которые стоят в Р.п. мн ч. Вывод: права Валя – мягкий знак у существительных с шипящим на конце указывает, что слово относится к 3 склонению. Составление алгоритма. – Я предлагаю поработать над составлением алгоритма определения написания мягкого знака на конце существительных после шипящих. – Но перед этим вспомним, что такое алгоритм? ДЕТИ: Порядок действий для решения проблемы Коллективное составление алгоритма. Слайд |