СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные игры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены русские народные игры для учащихся начальной школы. В неё вошли игры: "Цепи кованые", "Вышибалы". "Невод", "Коршун, наседка и цыплята", "Лиса и куры", "Лапта", "Чехарда". Эти игры можно использовать на уроках физической культуры, а также и внеурочное время(на прогулках, в грурппах продлённого дня) и т. д.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные игры»

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ЦЕПИ КОВАННЫЕ Игроки становятся в две шеренги друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга участников кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает имя игрока. Он разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

ЦЕПИ КОВАННЫЕ

  • Игроки становятся в две шеренги друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга участников кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает имя игрока. Он разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
ВЫШИБАЛЫ Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.

ВЫШИБАЛЫ

  • Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.
НЕВОД Двое из играющих—«рыбаки», остальные—«рыбки».«Рыбаки», взявшись за руки, ловят«рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные«рыбки»присоединяются к«рыбакам»—«невод»увеличивается. Ловля«рыбок»продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки».

НЕВОД

  • Двое из играющих—«рыбаки», остальные—«рыбки».«Рыбаки», взявшись за руки, ловят«рыбок», окружая их свободными руками. Пойманные«рыбки»присоединяются к«рыбакам»—«невод»увеличивается. Ловля«рыбок»продолжается до тех пор, пока не останутся две-три не пойманные «рыбки».
КОРШУН, НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА Все играющие, кроме одного выделенного водящего, становятся в колонну по одному, берут впереди стоящего за пояс. Головной игрок в колонне—«наседка», водящий—«коршун», остальные—«цыплята».«Коршун»старается поймать«цыпленка», находящегося позади всех. Игрок, изображающий«наседку», вытянув руки в стороны, препятствует«коршуну», охраняет преследуемого«цыпленка». Все«цыплята», не разъединяя рук, отбегают то влево, то вправо, помогая этим крайнему игроку уйти от«коршуна». Если за условленное время«цыпленок»не будет пойман, то охота«коршуна»считается неудачной. Разъединять руки нельзя.

КОРШУН, НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

  • Все играющие, кроме одного выделенного водящего, становятся в колонну по одному, берут впереди стоящего за пояс. Головной игрок в колонне—«наседка», водящий—«коршун», остальные—«цыплята».«Коршун»старается поймать«цыпленка», находящегося позади всех. Игрок, изображающий«наседку», вытянув руки в стороны, препятствует«коршуну», охраняет преследуемого«цыпленка». Все«цыплята», не разъединяя рук, отбегают то влево, то вправо, помогая этим крайнему игроку уйти от«коршуна». Если за условленное время«цыпленок»не будет пойман, то охота«коршуна»считается неудачной. Разъединять руки нельзя.
ЛИСА И КУРЫ Соревнуются 2 команды. В игре используются гимнастические скамейки или бревна, лежащие на земле (насест). Игроки команды, начинающей игру первой, находятся вблизи насестов. Они изображают кур. Куры похлопывают крыльями, взлетают на насесты и слетают с них. Водящий игрок - лисица - из команды соперников находится несколько в стороне, в своем логове. Лисица незаметно подкрадывается к курятнику и старается схватить кур, не успевших вскочить на насест. Захваченную добычу лисица ведет в свое логово. Игра продолжается. Через определенное время команды меняются ролями. Победительницей признается команда, игроки которой меньше побывали в лапах лисицы.

ЛИСА И КУРЫ

  • Соревнуются 2 команды. В игре используются гимнастические скамейки или бревна, лежащие на земле (насест). Игроки команды, начинающей игру первой, находятся вблизи насестов. Они изображают кур. Куры похлопывают крыльями, взлетают на насесты и слетают с них. Водящий игрок - лисица - из команды соперников находится несколько в стороне, в своем логове. Лисица незаметно подкрадывается к курятнику и старается схватить кур, не успевших вскочить на насест. Захваченную добычу лисица ведет в свое логово. Игра продолжается. Через определенное время команды меняются ролями. Победительницей признается команда, игроки которой меньше побывали в лапах лисицы.
ЧЕХАРДА Команды выстраиваются за линией старта в колонну по одному. Против каждой команды через 7 м устанавливаются флажки (их число соответствует количеству игроков в команде). В 7 м от последних флажков параллельно линии старта проводится линия финиша. По сигналу первые номера подбегают к первому флажку, касаются его рукой и становятся в упор стоя на коленях. Это служит сигналом к старту вторым номерам, которые, перепрыгнув через первых, устремляются ко второму флажку, так же касаются его рукой и т. д. Когда все игроки команды закончат перебежки и займут место у своих флажков, первый номер устремляется вперед, перепрыгнув по очереди через каждого партнера. Перепрыгнув через последнего игрока, первый номер бежит к финишу, поднимает руки вверх и хлопает в ладоши. Это сигнал к действию второму номеру, который, совершив аналогичный путь, дает сигнал третьему номеру и т. д. Команда заканчивает эстафету, когда ее последний игрок пересечет линию финиша и поднимает руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

ЧЕХАРДА

  • Команды выстраиваются за линией старта в колонну по одному. Против каждой команды через 7 м устанавливаются флажки (их число соответствует количеству игроков в команде). В 7 м от последних флажков параллельно линии старта проводится линия финиша. По сигналу первые номера подбегают к первому флажку, касаются его рукой и становятся в упор стоя на коленях. Это служит сигналом к старту вторым номерам, которые, перепрыгнув через первых, устремляются ко второму флажку, так же касаются его рукой и т. д. Когда все игроки команды закончат перебежки и займут место у своих флажков, первый номер устремляется вперед, перепрыгнув по очереди через каждого партнера. Перепрыгнув через последнего игрока, первый номер бежит к финишу, поднимает руки вверх и хлопает в ладоши. Это сигнал к действию второму номеру, который, совершив аналогичный путь, дает сигнал третьему номеру и т. д. Команда заканчивает эстафету, когда ее последний игрок пересечет линию финиша и поднимает руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.
ВОЛК И КОЗЫ Соревнуются две команды. Одна из команд выделяет двух ведущих - волков. Они находятся во рву. Другая команда - козы - располагается в 10 м от рва, за чертой дома. По сигналу козы перепрыгивают ров и бегут в поле (часть площадки, находящаяся за рвом). Волки, не выходя из рва, стараются осилить прыгающих через ров коз. По второму сигналу козы устремляются обратно, за линию дома, и опять волки их ловят. Через определенное время команды меняются ролями. Побеждает команда, волки которой поймали больше коз.

ВОЛК И КОЗЫ

  • Соревнуются две команды. Одна из команд выделяет двух ведущих - волков. Они находятся во рву. Другая команда - козы - располагается в 10 м от рва, за чертой дома. По сигналу козы перепрыгивают ров и бегут в поле (часть площадки, находящаяся за рвом). Волки, не выходя из рва, стараются осилить прыгающих через ров коз. По второму сигналу козы устремляются обратно, за линию дома, и опять волки их ловят. Через определенное время команды меняются ролями. Побеждает команда, волки которой поймали больше коз.

ЛАПТА

  • Понадобится небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка длиной 60 см. На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м друг от друга. С одной стороны площадки находится «город», с другой – «кон».Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в «город», а другая команда водит. Команда «города» начинает игру. Метальщик лаптой бьет по мячу, бежит за линию «кона» и снова возвращается в «город». Водящие ловят мяч и стараются мячом осалить бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать ведущего, они переходят в «город». В ином случае игроки поля остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в «город». В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. В игре может создаться ситуация, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией «кона», тогда игроку, который еще не бил, разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то игроки «города» уступают свое место водящей команде.