МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело».
Догузова З. А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ им. Героя Советского Союза А. М. Селютина с. Михайловское»
Тип урока: изучение нового материала.
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления с фрагментами биографии С. А. Баруздина, его произведением, обучения нахождению главной мысли в тексте;
Совершенствовать навыки чтения;
Умение анализировать и пересказывать текст;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, воображения, формированию умений и навыков работы с текстом, умению различать жанры;
Воспитывать чувство сопереживания и уважения, в том числе уважения к труду.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый.
Планируемые результаты.
Предметные: выделяют в тексте пословицы; сравнивают произведения разных жанров; определяют главную мысль текста.
Метапредметные:
познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: готовят рассказ на заданную тему;
регулятивны: принимают и сохраняют учебную задачу;
коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты.
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других.
Образовательные ресурсы:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 1. Москва. «Вентана-Граф». 2014 г.; Ефросинина Л. А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. Москва. «Вентана-Граф». 2014 г.;
- Таблицы с пословицами;
- Аудио запись песни «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского), портрет С. Баруздина.
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, в парах, коллективная, индивидуальная.
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Звучит песня «Чему учат в школе».
Беседа:
- О чем эта песня? О чем вы думали, когда слушали песню? (о школе, об уроках).
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (формулирование целей урока учащимися)
Работа в парах.
Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения. Знания играют большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о знаниях, об учебе. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Знания, учение». (Дети читают пословицы, объясняют их смысл).
«Век живи ,век учись».
«Красна птица перьем, а человек уменьем».
«Ученье свет, неученье тьма».
«Грамоте учиться - всегда пригодится».
«Учеба и труд рядом идут».
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом писателя, поэта и участника Великой Отечественной войны С.Баруздина «Как Алешке учиться надоело».
С .Баруздин в своих произведениях рассказывает о том, что сам видел, за что боролся и отважно сражался. Он очень любил природу, животных (Биографию С .Баруздина читают два ученика, заранее подготовив доклады)
1.Первичное чтение произведения «Как Алешке учиться надоело» учителем. Словарная работа: латинские буквы-буквы латинского алфавита; врачи пишут рецепты этими буквами.
Физминутка
-Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - вспорхнула и присела,
На четыре - улетела.
2.Работа над текстом.
- О ком этот рассказ?
-Этот рассказ о мальчике Алешке.
- В каком классе учился Алешка?
--Мальчик учился в первом классе.
-Почему Алешка ушел из школы?
-Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.
Читают текст по цепочке по абзацам.
(Делают выводы в результате работы.)
3.Повторное чтение
-Давайте еще раз прочитаем эту часть рассказа, выделим нужные эпизоды, подготовимся к пересказу.
-Как можно озаглавит эту часть рассказа?
-Эту часть рассказа можно озаглавит «Надоело учиться»
-Сколько лет исполнилось Алешке?
-Мальчику исполнилось семь лет.
-Зачем мальчик пошел в школу?
-Алешка пошел в школу ,чтобы научиться читать и писать.
-Как учился Алешка?
-Алешка учился хорошо, он и книжку мог прочесть, и слова написать, и числа сложить.
Вторичное чтение произведения (по ролям) и работа над содержанием текста.
Чтение I части.
Озаглавь эту часть.
Выскажи предположение: что сделает Алешка, когда придет домой?
Чтение II части.
1.Почему Алешка не смог написать рецепт?
2.Как мама отнеслась к поступку сына?
3.Попробуй придумать заглавие ко второй части рассказа.
Чтение III части.
1.Почему Алешка решил вернуться в школу?
2.Как бы вы поступили на месте Алешки?
IV.Итог урока. Рефлексия
-О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?
(Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников
-Что на вас произвело наибольшее впечатление?
-Что нового узнали на уроке?
-Какой вид работы понравился?
-С каким настроением заканчиваете урок?
- Какой вывод для себя сделали?
-VI Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа С.Баруздина
«Как Алешке учиться надоело»
5