Просмотр содержимого документа
«С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"(на 2 урока). 5 класс (новый ФГОС)»
Задачи урока:
- Узнать биографию С.Я. Маршака
- Выяснить особенности сказки-пьесы
- Понять, какими качествами обладает королева
- Где родился Маршак? (Воронеж)
- С каким критиком познакомился Маршак в Санкт-Петербурге? (Стасов)
- Почему Маршак решил переехать в Ялту? (Начал развиваться туреркулёз)
- Какой детский журнал он возглавлял? («Новый Робинзон»)
- Какое произведение лежит в основе сказки-пьесы «Двенадцать месяцев»? (Западно-славянская легенда)
Прочитайте до слов «Правильно, ваше величество…» и ответьте на вопросы:
- Где происходит действие? (Во дворце)
- Сколько лет королеве? (14)
- Что раздражает её? (Не хочет подписывать документы и заниматься чистописанием)
- Почему королева приняла решение казнить человека, а не помиловать? (В слове казнить меньше слогов)
- Как такое решение её характеризует? (Ленивая, безответственная, эгоистичная, капризная)
- Как наказал бы обычную ученицу учитель? (Поставил бы в угол)
- Почему он не может так поступить с королевой? (Он её боится, она может его наказать)
- Что приказывает профессору королева? (Во всем с ней соглашаться)
- Есть ли толк в таком обучении? (Нет, потому что она ничего не учит)
Прочитайте со слов «Правильно, ваше величество…» до слов «Маленький домик…» и ответьте на вопросы:
- Что просит рассказать профессора королева? (Что-нибудь новогоднее)
- Что она хочет изменить? Возможно ли это? (Законы природы неподвластны человеку. Природе нельзя приказать изменить время года)
- Почему этого не понимает юная королева? (Она капризна и привыкла, что все её капризы исполняют)
- Какие цветы она любит? (Подснежники)
- Что пообещала королева за букет подснежников? (Корзину золота и шубу)
Королева пишет только то, что хочет, и никого не слушает. Урок не длится положенное время, всего один урок. Изучает 2 предмета: математика и чистописание.
Знаний у королевы никаких нет. Это и неудивительно при таком обучении.
Королева – человек, от которого зависит жизнь государства. Она должна быть ответственной, решительной, умной и справедливой.
Она ведёт себя как капризный ребёнок, не понимает своей ответственности, важности каждого принятого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчёта слогов. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы.
Задачи урока:
- Выяснить, какие герои сказки относятся к положительным, а какие – к отрицательным
- Узнать, какими чертами характера обладали падчерица, мачеха и дочка
- Понять, чему учит пьеса-сказка
Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» была написана в 1943 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалось нужной и интересной как в мирное время, так и в военное.
Прочитайте со слов «А что, мама…» до слов «Что, на дворе метёт?» и ответьте на вопросы:
- Для чего выбирает корзинку дочка? (Для золота)
- Почему дочка хочет пойти в лес? (Собрать подснежники и получить за это золото)
- Что дочка предлагает матери? (Пойти самой за подснежниками в лес)
- Как такой поступок характеризует дочку? (Эгоистичная и вредная)
- Кого решают отправить в лес мать с дочкой? (Падчерицу)
- Почему дочка ненавидит свою сводную сестру? (Она ей завидует: падчерица красивая и трудолюбивая)
- Как живётся падчерице с мачехой? (Плохо: донашивает одежду за мачехой и сестрой, ходит полуголодная)
Прочитайте со слов «Что, на дворе метёт?» до слов «Ох, кто там?» и ответьте на вопросы:
- Что привезла падчерица из леса? (Хворост)
- В какое время суток её отправляют в лес? (Поздно вечером, уже темно)
- Можно ли сказать, что падчерице дают задание, которое невозможно выполнить? Почему? (Да, ей специально дают такое задание, чтобы избавиться от неё)
- Как такое отношение к падчерице характеризует мачеху и дочку? (Они эгоистичные, жадные и жестокие)
Прочитайте со слов «Ох, кто там?» до конца и ответьте на вопросы:
- Как чувствует себя падчерица в лесу? (Ей страшно и одиноко)
- Зачем девушка забралась на дерево? (Решила спрятаться от хищников)
- Что приснилось падчерице? (Мама с огоньком)
- Куда она идёт? (К костру)
- Сколько людей сидит у костра? (12)
Мачеха и дочка не любят падчерицу. Они завидуют её красоте, доброте, заставляют делать её чёрную работу, желают её смерти. Вдвоём они посылают падчерицу за хворостом, а потом за подснежниками. Эти героини жадные, завистливые, эгоистичные, злые и грубые.
Найдите ошибку в каждом предложении и исправьте её
- Королеву учит звездочёт.
- Королева решила помиловать человека.
- Действие происходит накануне Восьмого марта.
- Королева хотела, чтобы скорее наступил август.
- За корзину подснежников королева пообещала дать корзину медных монет.
- Мачеха и дочь любят падчерицу.
- Падчерице в доме мачехи жилось очень хорошо.
- Мачеха отправила за подснежниками свою дочь.
- Падчерица взяла корзину и пошла к соседям.
- В лесу падчерица встретила дровосека.
Это волшебная сказка, потому что в ней есть волшебные помощники (двенадцать месяцев), волшебный предмет (колечко), чудеса (быстрые изменения времён года).
Пьеса С.Я. Маршака рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло. Силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям. Маршак учит нас добру и состраданию . Мы осуждаем своенравную королеву, жадную мачеху и сочувствуем падчерице и учителю. Мы верим в добро и справедливость.
Братья месяцы наносят всем жизненные уроки: превращают мачеху и её дочь в собак, королеву заставляют задуматься и начать меняться. Она первый раз в жизни просит о помощи: впервые попросила, а не потребовала. Это вселяет уверенность, что всё в жизни поправимо, стоит только захотеть. Каждый получает по заслугам.