СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

С. Маршак 12 месяцев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русской литературы Сказка С. Маршака "Двенадцать месяцев".

Просмотр содержимого документа
«С. Маршак 12 месяцев»

Тема урока: С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель:

- продолжить работу над пьесой – сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

- помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки, особенности драматического произведения;

Задачи урока:

- развивать умение рассуждать, обобщать, работать над выразительностью речи, выделяя голосом своё отношение к читаемому.

- формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

- воспитывать гуманистические идеалы — совести, справедливости, добра и милосердия.

- обогащать словарный запас учащихся.

- прививать любовь к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день ребята! Давайте поприветствуем друг друга улыбками, подарим всем своё хорошее настроение и настроимся на продуктивный урок.

1. Психологический настрой.

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница – Зима

♪ Звучит запись П.И.Чайковского

- При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

2. Подготовка к восприятию.

- Что вы себе представили?

Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют,

то кружатся, переливаясь, при дуновение ветра.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Определение готовности к работе.

- Какие вы знаете стихи, которые передают такое же настроение?

- Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

(Иллюстрация зимнего пейзажа), составление пейзажа на магнитном полотне.

- Любите ли вы зиму?

Да, мы любим зиму.

- Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей? Новый год. 

- Почему?

На Новый год люди загадывают желания и ждут

свершения чуда- исполнения желания.

- В произведениях, какого жанра могут происходить чудеса?

В сказках.

- Какие виды сказок вы знаете?

Народные, авторские.

- На какие группы можно разделить все сказки? (о животных, волшебные, бытовые)

III. Постановка проблемы урока.

Вывод темы урока.

- Вам бы хотелось увидеть какое - нибудь чудо?

- Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь? 

Произведение С.Я.Маршака.

Портрет

- Что вы запомнили из жизни С.Я. Маршака?

Биографическая справка.

Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.


- А сегодня нам предоставляется возможность не только более подробно познакомиться с произведением, но и услышать бархатный голос С.Я Маршака. (до слов А вот как)

Самуил Яковлевич Маршак считал, что книга учит нас жить, и очень хотел, чтобы дети любили читать книги.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

- Как называется произведение, которое нам предстоит сейчас анализировать?

Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев»

- Сегодня на уроке нам тоже понадобится корзина, только собирать в нее мы будем мудрые мысли, на поиски которых мы отправляемся прямо сейчас.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Коллективное воссоздание прочитанного.

- Опираясь на нашу таблицу, скажите, какая это сказка? 

-Докажите, что она волшебная

( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный предмет –колечко, Волшебные события - быстрое изменение времен года, Волшебное преобразование - Баба и дочь стали собаками)                           

– Почему Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?

(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)

- Как вы думаете, почему сказка называется так?

Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

А в этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу - Кто же это Падчерица?

(Учитель вывешивает карточку – падчерица)

Падчерица – неродная дочь.

Что вы можете сказать об этой девушке, какая онаТрудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

Трудолюбие доброта терпение приветливость

- Как вы думаете, почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.

Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

- Все ли люди, которые окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила. Она давала ей много работы.

- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать подснежников.

- Зачем мачехе понадобились подснежники? «По воле королевы».

Ребята, а сейчас я вам предлагаю вспомнить, как это было.

Просмотр отрывка мультфильма.

  1. Работа с раздаточным материалом

На основании этого отрывка мы можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

Дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

6.         Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

- Вспомните, что такое антитеза?

(Антитеза - стилистическая форма, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия)

И наша следующая задача тоже называется «Антитеза». Наши цветочные лепестки разместим по принципу антитезы, распределим на положительные и отрицательные черты.

- Что же олицетворяют эти герои?

- Прочитайте пословицы. Какие из них выражают поучение к проанализированной ситуации?

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

- Все эти пословицы отправляем в корзину мудрости.

-Обратите внимание на доску. Найдите отрывок, к которому относится данная картинка.

- Ребята, а почему именно так сидели люди у костра?

- В таком лесу и замерзнуть недолго. Чтобы этого не случилось, надо подвигаться (физминутка).

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.(Плавные движения руками.)

3.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.

(Дети читают:

Январь.– Не трещите морозы…..
Февраль.– Ветры, бури, ураганы….
Март.– Снег теперь уже не тот….
Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)

- Ребята, как падчерица разговаривает с месяцами?

- А почему месяцы помогли девочки?

-Какие пословицы добавим в нашу корзину?

Любовь к труду - у людей на виду.

Терпенье и труд всё перетрут.

Доброе дело без награды не остаётся.

Откладывай безделье, не откладывай дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте месяце? В апреле?

- Ребята, а он сказочный?

-Что вы можете сказать об этом цветке?

(Подснежник — самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу.)

4.Физ. Минутка (зрительная).

- А сейчас посмотрите на доску и мы с вами немного отдохнём

4. Инсценировка отрывка

«Королева и падчерица в зимнем лесу».

Лес зимний.

Королева. Значит, ты получишь сегодня же корзину золота. Целая корзина, понимаешь? А если захочешь, я дам тебе еще двенадцать платьев - шелковых и бархатных. И еще атласные туфельки на серебряных каблучках, с бриллиантовыми пряжками, и по обручальному кольцу на каждую руку, и по кольцу на каждый палец. Хочешь?

 Падчерица. Спасибо за вашу доброту. Рада, что вам понравились мои цветочки, вот только вот что я вам скажу: не дарите мне ни платьев, ни обручальных колец, ни колец на каждый палец. Ничего этого мне не надо. Надо мне всего только одно кольцо.

Королева. Кольцо я тебе отдам, но сначала скажи мне, где ты нашла подснежники?

Падчерица (отступая). Не спрашивайте меня об этом. Я не отвечу. Обещала я никому тропы туда не показывать и не покажу.

Королева. Снимите с нее шубу и платок! (Снимают) Ну, что, холодно тебе?

Падчерица. Еще нет, ваше величество!

Королева. Говори, где подснежники. Скажешь? Нет? Ну, гляди — вот твое кольцо! Сейчас я брошу его в воду, в прорубь. Жаль? Мне и самой жаль, но ничего не поделаешь. Говори быстрее. Раз…два…три! (Замахивается и бросает).

Падчерица (заслонив руками лицо). Колечко мое! (Плачет, рванувшись вперед — к проруби).

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

V. Подведение итогов. - Мы с вами провели большую анализирующую работу произведения С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

-Какой можно сделать вывод?

- Мы с вами за урок насобирали целую корзину сокровищ мудрости. Она дороже, чем та корзина золота, которую пообещала королева. Это свидетельствует о том, что мы сделали правильные выводы, научились главному - добру.

- Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?

- Какие качества характера из этих вы хотели бы воспитать в себе?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке? Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…

- Какое настроение у вас в конце урока?

Выставление оценок.

Домашнее задание нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

- В пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.

А те, кому интересно творчество С.Я Маршака, я предлагаю прочитать книги, которые представлены на выставке.

Рефлексия

А число 12 не простое, оно волшебное. 12 месяцев в году, наши сутки поделены на день и ночь - по 12 часов каждый. И, наконец, под Новый год, когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство. И сегодня в руки мне тоже попала корзинка с подснежниками. И в преддверии 2019 года разрешите всем присутствующим подарить эти нежные цветы – подснежники со словами Маргариты Алигер: « Если только ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»

Будьте хорошими, честными, чистыми, трудолюбивыми людьми

Я благодарна вам, дети, за продуктивную работу.