Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад «Медвежонок» с. Майма»
Самоанализ итогового занятия по развитию речи
в подготовительной группе.
Воспитатель:
Карпова С.Г.
2023г.
Конспект разработан и проведён в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой по образовательной области «речевое развитие» с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования.
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по развитию речи.
Задачи образовательные:
систематизировать знания детей по развитию речи;
закреплять умение детей описывать времена года;
определять местонахождение звуков в слове и количество слогов в слове;
закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
Задачи развивающие:
развивать зрительное и слуховое восприятие;
способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, добиваться полных ответов на вопросы.
совершенствовать умение составлять предложения.
Задачи воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения.
продолжать воспитывать умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей.
Приоритетная область: развитие речи.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, художественная.
Предварительная работа: словесные и дидактические игры. Занятия по развитию речи и обучению грамоте: знакомство с гласными и согласными звуками, работа с предложением. Разучивание гимнастики для глаз, координации речи с движением, игровые упражнения на определение звуков в слове. Беседы, наблюдения, рассматривание картин, продуктивная деятельность. Чтение художественной литературы и заучивание стихов. Индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, логические вопросы, физкультминутка, рассматривание картин, сюрпризный момент, вопросы к детям, использование художественного слова.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, гимнастика для глаз.
Материалы и оборудование: мольберт, настенная доска, набор из 4 картин «Как щенок нашел друзей», картинки ёлки и снеговика. Картинки для звукового анализа слова. Картинки для составления предложений и раскраски по количеству детей.
Разрабатывая данный конспект, я, прежде всего, учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей подготовительной к школе группы.
При проведении непосредственно образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (сидя, стоя, в движении), также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников.
При планировании непосредственно образовательной деятельности и достижения поставленных целей и задач учитывался:
(в программном содержании прослеживается единство образовательных, развивающих и воспитывающих задач);
Создание атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия для детей;
Разнообразие видов детской деятельности;
Уважительное отношение к результатам детской деятельности.
Для реализации поставленных задач, было подготовлено различное оборудование: яркое, красочное и соответствующее возрасту детей.
Все задачи реализовывались через сочетание методов и приемов.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядный: рассматривание серии сюжетных и индивидуальных картинок..
Практический: раскраска щенка.
Игровой: сюрпризный момент.
Здоровьесберегающий: гимнастика для глаз, физкультминутка
Структура НОД:
1. Вводная часть: приветствие детей;
2. Основная часть:
вопросы об осени.
рассматривание серии картин.
составление рассказа по серии картин.
физкультминутка.
вопросы о зиме.
рассказывание стихов.
деление слов на части.
гимнастика для глаз.
составление предложений по картинкам.
определение количества звуков в словах.
игра «Наоборот».
3. Заключительная часть
Рефлексия: ответы детей о том, что они им понравилось, что нет.
Данное открытое занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группе, в количестве 12 человек. Длительностью 30 минут, что соответствует требованиям СанПиНа. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Вводная часть НОД предполагала организационный момент, целью которого стало включение внимания детей на предстоящую деятельность, развертывание предстоящей образовательной ситуации. Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:
Приветствие – целью было настроить детей на предстоящую деятельность, вызвать положительные эмоции;
Для обеспечения интереса детей, я использовала мотивацию прихода гостей, чтобы показать им свои знания.
Основная часть НОД это совместная практическая деятельность детей и взрослого, выполнение всех поставленных задач определено следующими методами и приёмами:
Словесный: беседа по вопросам;
Наглядный: рассматривание серии картин; картинок.
Игровой: сюрпризный момент;
Здоровьесберегающий: физкультминутка, гимнастика для глаз.
Сюрпризный момент - появление елки и снеговика, стихи.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми. Деятельность детей на занятии заключалась в речевой, двигательной, умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей протяжении всей образовательной деятельности.
Физкультминутка в основной части, позволила избежать утомляемость воспитанников, способствовала сохранению эмоционального благополучия детей. Зарядка для глаз, нужна была для снеговика. На данном этапе НОД удалась решить все поставленные задачи. Дети были активны, постоянно вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии.
Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательного процесса. Чтобы подвести общий итог занятия использовала прием-вопрос. Дети отвечали на вопросы что нового и интересного они узнали на занятии.
Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свою речь строила грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы.