Самоанализ психологической
деятельности за 2018-2019
учебный год

Педагог-психолог школы: Тропынина Диана Васильевна
Моя психолого-педагогическая деятельность началась 8 лет назад. В 2011 году я закончила ИГПИ им. П.П. Ершова, факультет педагогики и психологии, по специальности педагог-психолог. Стаж психолого-педагогической работы (по специальности) – 8 лет. В данной должности – 8 лет. Стаж работы в данном учреждении – 8 лет. В 2016-2017 учебном году мне была присвоена высшая квалификационная категория.
Считаю свою работу интересной и актуальной, так как современное состояние общества, обусловленное кризисными явлениями в обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
В течение всего года я работала над обеспечением условий, способствующих сохранению психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Мною были поставлены задачи:
1. Оказать психологическую помощь учащимся 1, 5 и 10 классов в адаптации к обучению;
2. Организовать психолого-педагогическую поддержку обучающихся и педагогического коллектива;
3. Оказать помощь обучающимся в профессиональном самоопределении;
4. Оказать психологическую помощь обучающимся по ФГОС НОО ОВЗ.
5. Содействовать профилактике ПАВ и суицидов.
Для реализации задач было изучено большое количество психолого-педагогической литературы. Проведены доверительные беседы с ребятами, психологическое консультирование, диагностика с последующей коррекционной работой.
Прошла курсы повышения квалификации:
1. «Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде» - 72 часа.
В этом году я столкнулась со следующими трудностями:
1. Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.
2. Большинство родителей проявляют безразличие и непонимание проблем ребенка, игнорирование рекомендаций.
3. Проблема существует при работе с неблагополучными семьями, где многие родители не заинтересованы в воспитании ребенка, поэтому сложно добиться положительной динамики.
4. Сложно соотносить школьное расписание, распределение внеурочной активности ученика и психологическую работу с ним.
Свою работу я реализую через следующие направления: 1. Диагностика; 2. Тренинг; 3. Консультация; 4. Беседа; 5. Игра.
В течение года была проведена диагностическая деятельность. Я провела социометрическое исследование с учащимися со 2 по 11 классы и диагностику воспитанности учащихся 2-11 классов. В результате исследования воспитанности были получены следующие результаты.
Таблица 1
Мониторинг результатов воспитанности
Год | Уровни воспитанности |
Высокий (хороший) | Средний | Низкий |
2017-2018 учебный год | 74% | 23% | 3% |
2018-2019 учебный год | 74% | 23% | 3% |
По результатам таблицы видно, что показатели не изменились.
В этом году я работала над адаптацией 1-ых классов по методике Л.М. Ковалевой «Опросник для учителя» и «Опросник для родителей». Затем проводила индивидуальную работу с 10 детьми, у которых выявлена средняя и высокая степени дезадаптации. У 15 детей наличие школьной тревожности. С ними проводились занятия на ее снижение. Работала над адаптационным периодом 5-ых и 10-ых классов. Я считаю, что совместно с учителями, помогла детям адаптироваться к школьной среде и преодолеть возникавшие трудности.
В 5-ых классах провела диагностическое исследование эмоционального состояния, уровня личностной тревожности. Было выявлено, что у них проблемы в общении. С каждым классом было проведено по 2 тренинга на сплочение коллектива и умение взаимодействовать. После чего дети сплотились. Освоили формы взаимодействия и бесконфликтного общения.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
В этом учебном году я работала на базах Калмакской СОШ, Орловской СОШ и Красноорловской ООШ. Провела выезды и индивидуальные занятия по запросу педагогов.
Значительную часть моей деятельности занимает профориентационная работа с учащимися старших классов. Я помогла учащимся изучить самих себя, свои склонности, особенности внимания, мышления, памяти. Желающим проверила уровень интеллекта. Психологически подготовила к сдаче экзаменов 9 и 11 классы. У 9 класса выявила, на каком уровне находится каждый из видов мышления, для успешности профессионального самоопределения. С 9 и 11 классами провела тренинги «Помоги себе сам», «Снимаем тревожность». На них подростки освоили упражнения для саморегуляции своего эмоционального состояния на экзамене.
Важным элементом является работа с неуспевающими детьми. С 23 обучающимися проводилась работа по плану. В плане работы с детьми, испытывающими трудности в обучении, проводилась совместно с учителями школы коррекционная работа, а, в особых случаях, дети с родителями были приглашены на консультацию с целью получения рекомендаций для дальнейшей работы. Результаты работы: выявлены причины неуспеваемости, повысилась значимость учения, внутренняя учебная мотивация, уверенность в своих силах у некоторых обучающихся.
Составной частью моей деятельности как психолога является работа с родителями – это тренинги, индивидуальные и групповые консультации.
Проводила консультативную работу с родителями и разрабатывала для них рекомендации по работе с детьми. Была проведена индивидуальная работа с 40 родителями детей с ОВЗ и родителями детей группы риска. Некоторые родители сами обращались за помощью по проблемам воспитания. За год обратилось 30 родителей. Было совершено 10 рейдов в семьи.
В целом все запросы можно разделить:
Проблемы в детско-родительских отношениях;
Эмоционально-поведенческие трудности детей (агрессивность, тревожность, конфликтность и т.п.);
Неуспеваемость детей.
Я провела следующую работу с родителями: практикум «Стили воспитания», практикум на тему: «Найти выход», семинар-практикум «Профилактика суицидального риска», тренинг «Конфликты и способы их разрешения», тренинг «Экзамен без стресса». Общешкольное родительское собрание на тему: «Безопасность детей в интернете» и показ фильма «Письмо отца» о профилактике подросткового суицида. Беседу на тему: «Как родителям помочь наладить взаимодействие с детьми». Были проведены родительские собрания в виде тренингов и семинаров-практикумов на темы: «Особенности младших подростков», «Особенности подросткового возраста. Риски суицидального поведения в этом возрасте», «Проблемы адаптации 1-х классов», «Неуспеваемость обучающихся: проблемы и как помочь?».
В целом работа с родителями прошла успешно, были получены положительные отзывы от родителей. Также стоит обратить внимание, что после тренингов родители обращались за консультационной помощью. Было видно, что родителям интересна такая форма занятий, как тренинг.
Важной частью моей работы является работа с педагогами школы. В этом году я выступила с докладами на совещаниях и педагогических советах на темы: «Адаптация 1-х и 5-х классов», «Психологические аспекты чтения», «Возрастные и психологические особенности пятиклассников. Анализ проведённых анкет».
Проводила тренинги и семинары с педагогами на темы: «Давайте жить дружно, в гармонии с собой и в коллективе», «Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие. Психологические аспекты проявления агрессии и конфликтности личности». «Методический проект. Работа с одаренными детьми. Особенности нестабильного эмоционального состояния одаренных детей, как один из аспектов, приводящих к суицидам».
С родителями и педагогами были проведены консультации на темы: «Если ваш ребенок не уверен в себе?», «Условия, обеспечивающие повышение самооценки детей», «Проблемы обучения детей в условиях ФГОС», «Поможем детям сдать ЕГЭ», «Оказание помощи неуспевающим детям», «Как помочь тревожному ребенку» и другие.
Наиболее успешным видом деятельности с детьми считаю тренинговую работу. Дети с радостью и интересом принимали активное участие в тренинге. За весь учебный год я провела огромное количество разных тренингов с детьми с 1 по 11 классы, направленные на снятие тревожности, агрессии, сплочение коллектива, умение общаться, предупреждать конфликтные ситуации.
Было успешно разрешены все межличностные конфликты.
Мною был составлен план работы с одаренными детьми их родителями и педагогами. Результатами работы считаю:
Повысилась компетентность педагогов и родителей по общению с одаренными детьми;
Повысилась уверенность детей в себе и в своих способностях;
Снизился уровень тревожности;
Увеличилось число побед на муниципальном и областном уровнях.
Мною с одаренными детьми на протяжении года велась психолого-педагогическая работа с одарёнными детьми. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты работы с одаренными детьми за 2018-2019 учебный год
Ф.И. учащегося | Класс | Название конкурса (мероприятия) | Уровень проведения | Результат |
1 четверть |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Призер |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Призер |
Мауль Александр | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Дереглазов Денис | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Бердюгина Анастасия | 5 «Б» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Асеева Софья | 5 «А» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Азнабаев Арман | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе. | Школьный | Участник |
2 четверть |
Мухорин Данила | 11 «А» | Муниципальный этап областного конкурса сочинений «Героями не рождаются». | Муниципальный | Победитель |
3 четверть |
Милевский Даниил | 10 «А» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Победитель |
Новикова Амина | 10 «А» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Участник |
Гончарова Светлана | 10 «Б» | Областной конкурс сочинений о судебной системе Тюменской области. | Областной | Участник |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «История одной фотографии». Конкурс аннотаций к фотографии. | Областной | Участник |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Катя Герасимова | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Смирнова Юля | 5 «Б» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Лауреат |
Сизикова Ксюша | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Призер |
Гладких Александра | 5 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Школьный | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Зубарев Иван | 9 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Шабельникова Анастасия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Мауль Александр | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Замиралов Константин | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Кнут Анна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Михайлов Данила | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Савельев Артём | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Смирнова Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Сизикова Софья | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Терентьев Александр | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Фурса Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Герасимова Екатерина | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Гончарова Дарья | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Призер |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Трофимов Артем | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Классный этап | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Победитель |
Шабельникова Анастасия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Мауль Александр | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Кажахметов Амир | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Кнут Анна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Смирнова Юлия | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Яшина Светлана | 5 «Б» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Герасимова Екатерина | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Дахкильгова Раяна | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Сизикова Ксения | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Трофимов Артем | 5 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Зубарев Иван | 9 «В» | Конкурс «Живая классика». | Школьный этап | Участник |
Мухорин Данила | 11 «А» | XIX областной национальный фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Радуга». | Областной | Участник |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Победитель |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Победитель |
Катя Герасимова | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Участник |
Смирнова Юля | 5 «Б» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | Участник |
Бойко Ярослав | 5 «В» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Муниципальный | 2 место |
Екимова Соня | 11 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Областной | Благодарность департамента. |
Милевский Даниил | 10 «А» | Конкурс стихов «Любите ли вы театр так, как люблю его я…». | Областной | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Муниципальный | Победитель |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Муниципальный | Победитель |
Мухорин Данила | 11 «А» | Конкурс «Живая классика». | Областной | Вошел в 10 лучших 8 место в рейтинге из 80 человек. |
Обухова Валерия | 5 «А» | Конкурс «Живая классика». | Областной | Вошла в 10 лучших 10 место в рейтинге из 80 человек. |
По данным таблицы 2 видно, что есть положительные результаты по работе с одаренными детьми.
В этом году я усовершенствовала коррекционно - развивающее направление работы.
Весь год я работала с детьми стоящими на учете в банке данных, ВШК, ПДН, КДН в количестве 43 человек. На конец года у каждого ребенка есть личностные изменения в лучшую сторону.
Также проводила работу с детьми, выявленными в ходе социально-психологического тестирования. Было выявлено 73 обучающихся. С ними анонимно был проведен опросник, разработанный А.В. Ивановым и С.В. Ивановой и методика определения склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла результаты подтвердились только у одного обучающегося.
В этом году на школьной службе медиации было рассмотрено 6 ситуаций, по результатам которых были разрешены конфликты. С юными помощниками медиатора было проведены занятия в различных формах: тренинга, ролевой игры, семинара-практикума. Подростки активно принимали участие и на примерах пробовали разрешать сложные конфликтные ситуации.
В течение всего года я работала с 35 детьми с ОВЗ, реализовывала с ними программы психокоррекционной работы, направленные на коррекцию эмоционального, интеллектуального и физического развития. С каждым ребенком разное количество занятий в соответствии с учебным планом. Некоторые занятия не были посещены по причине болезни, актированных дней, карантина.
В результате работы с детьми 8 вида 1-9 классов были получены положительные результаты: повышение уровня развития познавательных процессов, способности к общению, снятие эмоционального напряжения. Начали лучше понимать свои эмоции и чувства, получили эмоциональную поддержку от участников занятий.
С детьми 9 класса коррекции проводилась диагностическая работа по выявлению готовности к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Было выявлено, что все 5 выпускников готовы к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
В результате можно сделать вывод, что получены положительные результаты: дети освоили способы эффективного общения, примеряли на себя разные роли, получили положительные эмоции, повысили познавательные процессы, расширили словарный запас.
В течении года, с 98 обучающимися была проведена индивидуальная коррекционно-психологическая работа. Были выявлены основные проблемы: дезадаптация, проблемы в обучении, конфликты, потребность в психологической поддержке (невзаимная любовь, конфликты с родителями, психологическая поддержка).
Всем обратившимся обучающимся была оказана психологическая помощь в разных формах: беседа, тренинг, коррекционно-развивающее занятие, консультация, диагностика.
В целом результатами коррекционно-развивающей работы считаю:
- освоение способов урегулирования конфликтов с родителями и сверстниками;
- повышение уверенности в себе;
- повышение самооценки;
- снижение тревожности;
- получение детьми положительных эмоций;
- освоение умений регулировки эмоционального состояния;
- повышение уровня развития познавательных процессов.
В этом году я посещала уроки, с целью наблюдения за учащимися, за обстановкой в классе и своевременного оказания психологической поддержки.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с годовым планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Результатами своей работы считаю повышение заинтересованности и активности участников педагогического процесса (учеников, родителей, педагогов) в профессиональном сотрудничестве с педагогом-психологом.
Результатами коррекционно-развивающей работы с учащимися считаю положительные отзывы учителей и родителей об изменениях результатов учебной деятельности, об улучшении взаимодействия и взаимопонимания.
Считаю, что основой успешной профессиональной деятельности педагога-психолога является не только высокая квалификация, но и активное участие в жизни школы (в учебной и внеурочной деятельности).
В этом учебном году я принимала участие в жизни школы и района:
1. Участие в районных днях здоровья.
2. Выступление моих учеников на школьных и районных мероприятиях.
3. Участие в районном мероприятии «Масленица».
4. Лыжный переход 20 километров.
5. Выступление на районном театрализованном конкурсе «Каждый год под новый год…»
6. Участие в районных мероприятиях, посвященных 9 мая (шествие со свечами, акция «Бессмертный полк», «Театр фронтовой песни»)
7. Ведущая на юбилей школы – 150 лет.
8. Ведущая на открытии и закрытии профессионального конкурса «Педагог года 2019».
Обобщая все вышеизложенное, хочется отметить, что деятельность педагога-психолога многогранна, сложна, требует большой самоотдачи, огромных эмоциональных затрат. Для успешной работы необходимо постоянное стремление к профессиональному росту, самосовершенствованию. Считаю, что данные результаты работы подтверждают практическую значимость психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья.
Стараюсь не останавливаться на достигнутом, изучаю новое, передовое и внедряю его в практическую деятельность.
На 2019-2020 учебный год я планирую продолжить более глубокое взаимодействие «родители – дети – педагоги» в тренинговой форме.
20.05.2019 год.