9
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Зипуново»
Самоанализ педагогической деятельности
учителя английского языка
Кривцовой Татьяны Евгеньевны
2016 г.
Я, Кривцова Татьяна Евгеньевна, работаю учителем английского языка в МБОУ ООШ с.Зипуново с 1982 года. Общий педагогический стаж – 34 года. В 1982 году окончила Пятигорский Государственный Педагогический Институт Иностранных Языков по специальности «Филология» с присвоением квалификации учителя английского и немецкого языка. Квалификационной категории не имею.
Преподаю английский язык во 2-9 классах вышеупомянутой школы.
В своей работе использую следующие УМК: 2-4 классы – УМК Биболетовой М.З., Добрыниной Н.В., Трубачевой Н.Н., 5 – 9 классы – УМК Кузовлева В.П., Перегудовой Э.Ш., Лапы Н.М. Обоснованность выбора данных УМЛ базируется на основополагающих принципах обучения иностранному языку;
1. Приоритет коммуникативной цели обучения
2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
3. Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения
4. Ориентация на личность учащегося при обучении иностранному языку.
5. Дифференцированный подход к овладению языковым материалом.
6. Опора на опыт учащихся в родном языке.
7. Привлечение различных методов, приёмов и средств для интенсификации учебного процесса.
Данные УМК имеют полное учебно-методическое обеспечение: учебники со ссылками на Интернет-ресурсы, книги для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения (CD-MP3).
В своей повседневной жизни я придерживаюсь правила: «Знания, добытые и полученные собственным трудом, будут намного глубже и прочнее, если ты поделишься ими с окружающими».
Моё педагогическое кредо: «Быть учителем, а не работать им!»
Школа – это социально-педагогическая система, созданная обществом и призванная исполнять значимые социально функции. Социальный заказ общества постоянно обновляется, а, следовательно, приходится изменяться и школе. Государство устанавливает образовательные стандарты, но не предъявляет жёсткие формы заказа. Таким образом, учитель получает широкий простор для творчества.
Современный процесс образования и воспитания невозможен без использования новых технологий. Сам учитель становится и объектом, и субъектом этих технологий в процессе их усвоения, присвоения и трансляции.
Методическая тема: « Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения».
Основные цели педагогической деятельности:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в во всех аспектах ( языковом, речевом, социокультурном, компенсаторном, учебно -познавательном).
2. Создание условий для получения учащимися качественного образования по английскому языку.
3. Формирование творческих, способных к самореализации ,общественно-ориентированных личностей.
Задачи педагогической деятельности:
1. Повышение уровня профессиональной компетенции.
2. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения английскому языку.
3. Организация различных видов деятельности для вовлечения учащихся в общественно-ценностные отношения.
4. Создание благоприятной психологической среды на уроках и внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности считаю решение поставленных задач и достижение целей основополагающими.
В период с2011 по 2016 учебный год добилась 100% качества выполнения образовательных программ и повышения качества знаний учащихся по предмету во всех классах (см. Портфолио)
Учитель перестаёт быть учителем, если не учится сам. Изучив и проанализировав огромное количество предлагаемых педагогических технологий, в своей деятельности я остановилась на следующих:
1. Технология раннего прогнозирования успешности обучения иностранному языку.
Наша школа – малокомплектная. Ставка психолога отсутствует. Таким образом, принимая ребенка во 2 классе, мы мало что знаем о его психологических особенностях. Мною был создан тест, позволяющий определить объём памяти, ведущее полушарие и ведущий канал поступления информации. http://videouroki.net/razrabotki/my/?act=addfile
Также в своей работе использую психологические тесты, позволяющие определить степень концентрации, уровень внимания, уровень тревожности и т.д. Данная технология уже на раннем этапе обучения английскому языку позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Большим подспорьем стало создание и моя работа в кружке «Познай себя» в рамках организации внеурочной деятельности. Занятия в нём ведутся на русском языке, но они позволяют учащимся раскрывать свои сильные стороны и работать над устранением недостатков.
2. Игровые технологии.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
В ходе игры у учащихся формируются следующие компетенции: социальная, коммуникативная, информационная, технологическая, готовность к самообразованию, готовность делать осознанный выбор.
Эффективность игровых технологий зависит от: правильного выбора игры, тщательной подготовки, соблюдения основных принципов игры и требований к её проведению, умелого проведения, анализа игры.
Выбор игры обусловлен программным содержанием и конечными результатами.
В процессе освоения и внедрения данной технологии мною были определены
функции игры как педагогического феномена, принципы вовлечения детей в игру, выработаны критерии классификации игр, определены основные требования к проведению игры, предложены возможные способы критериальной оценки результатов. Выявлены преимущества и недостатки игровых технологий. Мною был составлен каталог фонетических, лексических, грамматических, орфографических и речевых игр.
Результатом данной работы стало моё выступление на региональной конференции Ассоциации «Содружество» учителей иностранного языка в г. Кунгуре (2014). Работа вошла в число включенных в диск, выпущенный по итогам конференции. http://www.asodr.ru/
Работа также опубликована на сайте: videouroki.net
3. Здоровьесберегающие технологии
Проблема сохранения здоровья детей сейчас как никогда актуальна. В наши дни учитель может сделать для сохранения здоровья ребёнка даже больше, чем врач. В процессе работы я определила следующие пути сохранения здоровья учащихся:
1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.
2.Рациональная организация труда учителя и учащихся.
3. Соблюдение требований СанПиН и правил охраны труда.
4. Создание комфортного психологического климата.
5. Использование аудиовизуальных средств обучения.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья на уроке я обязательно провожу динамические паузы, физкультминутки, релаксационные этапы.
Физкультминутки стали неотъемлемой частью моих уроков. Стараюсь создавать их сама. Причём пытаюсь совмещать обучающее-повторительный и развлекательные компоненты. Особенно удачным является опыт использования данных физкультминуток на уроках в начальной школе.
Я выступила с сообщением и демонстрацией накопленных аудиовизульных средств на муниципальной методической конференции
«Метапредметность для школы и для жизни. Поиск ответов на актуальные вопросы» - г. Чайковский,2016г и десятой конференции Ассоциации «Содружество» «Реализация ФГОС: практика достижения нового качества иноязычного образования»». Материалы выступления опубликованы на сайте Ассоциации: http://www.asodr.ru/
Также мои физкультминутки можно найти на сайте: http://videouroki.net/razrabotki/file
4. Метод проектов.
Создание проектов является одним из требований новых ФГОС. Данная технология заложена в рабочую программу по английскому языку в 5-9 классах. В конце каждой темы учащиеся представляют свои работы. Проекты имеют разную форму представления: коллаж, постер, презентация, серия иллюстраций, викторина и т.д.
Мне бы хотелось подробнее остановится на использовании данной методике во внеклассной работе. Особенно эффективно эта методика зарекомендовала себя при работе с одарёнными детьми. Несмотря на отсутствие в учебном плане часов на внеклассную работу, я постоянно провожу мероприятия, связанные с национальными праздниками стран изучаемого языка. Традиционными стали театрализованные проекты «Страшилки – смешилки», конкурс на лучшую поздравительную открытку ко Дню матери на английском языке, конкурс на лучшее рождественское украшение, проект «Подари своё сердечко» ко Дню Святого Валентина и т.д. Проекты бывают индивидуальными и групповыми. Причём создание малых творческих групп происходит по инициативе и выбору самих учащихся.
Работы учащихся опубликованы на сайте: nsportal.ru.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
Наш век – век компьютерных технологий. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс увлекательным и запоминающимся. Применяя ИКТ на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи
1. повышение интенсивности учебного процесса
2. развитие творческих способностей учащихся
3. развитие познавательного интереса детей
4. повышение уровня развитости психологических механизмов.
ИКТ – огромный ресурс повышения качества знаний. Учитывая это, я функционале использую обучающие компьютерные программы для начальных классов “Enjoy Listening and Playing”, “ Enjoy the ABC”, “Teddy’s Train”. При работе над грамматикой и фонетикой в среднем звене использую интерактивный учебник «Профессор Хиггинс». В старшем звене для проведения тестов применяю тренажёр «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по английскому языку».
Являюсь уверенным интернет-пользователем. Создала свой сайт: http://multiurok.ru/krivtsova99/files?act=addfile
Постоянно расширяю диапазон программ, используемых для создания мультимедийных продуктов. При создании презентаций работаю не только в программе POWER POINT, но освоила приёмы «МК Экран», «МК Карусель», «Ромашка», «Найди предметы», «Найди отличия» и т.д. Научилась создавать интерактивные филворды и кроссворды. Умею создавать интерактивные тренажёры. Работаю над созданием дидактических игр на основе шаблона Алексея Баженова. Презентации с использованием этих приёмов можно увидеть на сайте: http://multiurok.ru/krivtsova99/files?act=addfile
Умею форматировать музыкальный фон в программе Nero WaveEditor. Создаю видеофильмы в программах “MOVIE MAKER”,”ФОТОШОУ PRO”,
“VIDEOEDITOR”. С удовольствием делюсь полученными умениями с коллегами как на внутришкольном, так и муниципальном уровне. Провела мастер-классы «Создание видео в программе«ФотоШоу РRO» и «Использование новых ИКТ-приёмов при создании презентаций» для учителей школы. Выступила с презентацией доклада «Создание видео в программе «ФотоШоу РRO» на “Арбате» в рамках муниципальной методической конференции «Информационная компетентность: казаться или быть. Взгляд на современное образование» (г. Чайковский, 2014 г.)
Подведение итогов уровня использования мною современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе отражено в таблице.
Наименование технологии | Использование (по 3-х бальной системе) 0 – оцениваемый показатель отсутствует 1 – использование элементов технологии 2 – использование технологии в полном объёме |
Развивающее обучение | 2 |
Проблемное обучение | 1 |
Разноуровневое обучение | 2 |
Коллективная система обучения (КСО) | 2 |
Исследовательские методы обучения | 1 |
Проектные методы изучения | 2 |
ИКТ | 2 |
Здоровьесберегающие технологии | 2 |
Технология дистанционного обучения | 1 |
В процессе работы мною были выявлены следующие проблемы и определены пути их разрешения:
1. Работа с учащимися начальных классов зачастую осложняется наличием у них логопедических проблем. Ребёнок, неправильно произносящий звуки родного языка, не способен услышать и верно воспроизвести более сложные по артикуляции звуки английские. Количество часов, выделяемых в сельских школах на логопедические занятия, постоянно сокращается. Таким образом, учитель английского языка остаётся один на один с данной проблемой.
Способы решения проблемы:
А) Установить тесный контакт с родителями. Для этого на первом родительском собрании во 2 классе информировать родителей об особенностях предмета, познакомить с требованиями к учащимся, провести инструктаж по способам оказания посильной помощи в выполнении домашнего задания.
Б). На уроках английского языка уделять особое внимание артикуляционной гимнастике и фонетической зарядке. Так как нарушение фонематического слуха часто связаны с проблемами работы полушарий головного мозга, регулярно использовать кинезиологичекие упражнения, мнемоническое письмо. Познакомить родителей с системой этих упражнений и настроить их на совместное выполнение в домашних условиях.
2. УМК, используемые мною в работе, усреднёны, не дают возможности углублённого изучения языка. Большинство наших родителей - малообеспеченные, они не могут позволить себе приобрести аутентичные учебники зарубежных издательств, Поэтому даже у одарённых детей возникают трудности во время участия в конкурсах, олимпиадах и в исследовательской деятельности.
Путь разрешения проблемы вижу в следующем: являюсь постоянным участником семинаров, проводимых представителями Oxford University Press.В результате работы получила возможность получить компьютерную программу ePanel Pearson. Данная программа предоставляет возможность работы он-лайн с учебниками и пособиями, а также аудиоприложениями к ним данного издательства. Также планирую участие в вебинарах, проводимых данным издательством.
3. Проектные и исследовательские работы учащихся находятся в функционале только на институциональном уровне.
Для решения данной проблемы поставила перед собой и учащимися следующие задачи:
1) Освоение новых педагогических технологий, таких как «Решение исследовательских задач» , Case- технологий и т.д.: работа над методической литературой, посещение семинаров и мастер-классов по данной теме, участие в вебинарах.
2)Организация посещения учащимися городских научно-исследовательских конференций и конкурсов проектов с обязательной рефлексией.
3) Активное использование возможностей дистанционных конкурсов и олимпиад.
Считаю, что работа, провёденная для решения заявленных мною проблем, приведет к повышению заинтересованности учащихся, особенно учащихся старшего звена, в качественном освоении учебного предмета «английский язык».