Самоанализ урока
1.Учитель МКОУ «Кульбакинская СОШ» Кравченко Зоя Павловна.
2. Дата –23 ноября 2017г.
3. Урок проводился в 10 классе, естественно-математическая группа. Учащиеся в данном классе имеют хороший уровень обучаемости и обученности. Поэтому способны справляться с достаточно сложными заданиями.
4. Тема урока «Ароматические углеводороды. Бензол»
выбрана, следуя рабочей программе, составленной на основании «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Авторы Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара;3 часа в неделю
Урок 12 в главе 5«Углеводороды». Всего в данной теме 19 часов.
Цели урока :
образовательные - отработать навыки решения задач на нахождение молекулярной формулы вещества, сформировать знания учащихся об ароматических углеводородах, на примере бензола показать строение, свойства, способы получения, практическое применение аренов, показать зависимость химических свойств от строения вещества, изучить образование ароматической связи, добиться глубокого осмысления и понимания путем решения проблемных ситуаций;
развивающие: создать условия для развития творческих способностей учащихся, развивать нестандартное мышление, интерес к предмету, учебно-интеллектуальные умения учащихся: анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, исследовать; умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, участвовать в учебном диалоге, формулировать проблемы, излагать гипотезы, аргументировать, доказывать, формировать коммуникативные компетенции, посредством работы в малых группах, соблюдать технику безопасности при встрече с бензолом в быту;
воспитательные: воспитывать стремление к повышению личных знаний,
показать значимость химических знаний для современного человека,
способствовать формированию у учащихся организованности, ответственности, умению вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой.
Планируемые результаты обучения.
учащиеся должны знать строение бензола, способы его получения и применения.
уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства бензола.
уметь сравнивать химические свойства бензола со свойствами предельных и непредельных углеводородов.
на примере химических свойств бензола, раскрыть многообразие генетических связей между углеводородами.
уметь, используя полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Office подготовить презентацию.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация «Бензол», видеоопыты, дидактический материал, на столах учащихся схема опорного конспекта, тесты, смайлы.
На данном уроке отрабатываются
понятия: бензол; причинно-следственные связи: строение - свойства, а именно строение молекулы бензола, образование ароматической связи и химические свойства.
умения:
- решать задачи на вывод формулы углеводорода,
-определять тип гибридизации атомов углерода,
-характеризовать химические свойства бензола; связь между составом, строением и свойствами веществ,
- составлять уравнения химических реакций,
- определять принадлежность вещества к определенному классу.
Тип урока – изучение нового материала и первичного закрепления. Урок проводился в форме лекции с проблемно – исследовательскими,
частично-поисковыми методами, с элементами беседы.
Поставленные цели были реализованы путем рационально выбранной структуры урока.
Этапы урока:
Оргмомент. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся. Объяснение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. Осознание, осмысление учебного материала. Информация о домашнем задании. Первичное закрепление рассмотренного на уроке материала. Между этапами урока выдержана логическая связь.
Урок начинается с организационного момента, задача которого - подготовить учащихся к изучению нового материала. Была дана историческая информация о неизвестном веществе и поставлена проблема о его составе. Учащимся было предложено, опираясь на ранее изученный материал, самим установить состав этого вещества. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил заинтересовать учащихся.
Изучение нового материала основывалось на знании учащимися предыдущего материала. Они самостоятельно установили состав вещества, подошли к строению молекулы, определили тип гибридизации, валентный угол, типы связей. Дальнейшее изучение нового материала базировалось на уже имеющихся знаниях учащихся. Изложение материала было последовательным, уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками и уровню сложности изложения содержания в учебнике. Изучаемое вещество ядовито, поэтому не использовались опыты, но были показаны видеофрагменты этих опытов.
В ходе урока я старалась акцентировать внимание учащихся на основных понятиях, подчеркивая ведущую идею темы. При объяснении материала опиралась на жизненные представления, потребности и интересы учащихся, использовала компьютерную презентацию. Осуществляла дифференцированный подход к учащимся. Контроль усвоения знаний, умений и навыков проходил при изучении нового материала, практически все новые знания добывались учащимися самостоятельно. Я считаю, что именно самостоятельно добытые знания наиболее прочные.
Содержание урока очень хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления школьников и повышения интереса к предмету.
На уроке использовались следующие методы обучения:
а) по источнику передачи и восприятия информации:
-словесные - диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение,
-наглядные - демонстрация символико-графических средств наглядности,
б) по степени самостоятельности учащихся при овладении знаниями:
-репродуктивные
-проблемно-поисковые
в) по степени управления учебной деятельностью:
-была организована самостоятельная деятельность учащихся на разных этапах урока: на этапе актуализаци - решение задачи, на этапе первичного усвоения новых знаний учащиеся составляли уравнения, на этапе осмысления выполняли тест.
методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике, проблемная ситуация, применение ИКТ.
методы контроля и самоконтроля: устный, письменный контроль.
Приемы обучения:
постановка межпредметных вопросов,
обращение к жизненному опыту учащихся,
постановка и решение межпредметных учебных проблем,
раскрытие причинно-следственных связей,
Средства обучения:
интерактивная презентация к уроку, учебник, опорный конспект, тест.
Технические средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор.
На уроке царила доброжелательная обстановка. Поддерживался положительный эмоциональный настрой урока, что способствовало развитию познавательного интереса учеников к предмету.
Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера, интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет использования ИКТ, эмоциональной подачи материала, смены видов деятельности и темпа урока.
Цель урока была достигнута.