СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самообразование по теме "Ознакомление дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка» города Тетюши»
Абульханова
Татьяна Степановна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Ознакомление дошкольников
с трудом взрослых через знакомство
с профессиями
Ф.И.О. | Абульханова Татьяна Степановна
|
специальность | воспитатель
|
образование
| средне-специальное |
стаж педагогической работы | 34 года
|
квалификационная категория | высшая
|
курсы повышения квалификации | 2017 год
|
дата начала работы над темой | 2013 год
|
предполагаемая дата окончания работы | 2018 год
|
Общие сведения
Обоснование темы
Термин «профессия» (Professio) – переводится с латинского как занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом.
Профессии появились в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения. Люди становились рыбаками, охотниками, кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, дизайнер и др.
В своей работе я столкнулась с тем, что дети мало проявляли интереса к миру взрослых. Не все дети понимали, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей был низкий. Почти все дети на вопросы, в основном, отвечали кратко: «да», «нет». Из диалогов, опросов родителей я поняла, что они не понимают важности формирования положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит со своими профессиями. И тема моей разработки «Формирование представлений о труде взрослых через знакомство с профессиями».
В отечественной психолого-педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей детского и школьного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде. Это такие авторы как В. И. Логинова, Я. 3. Неверович, О. И. Соловьева, В. А. Фролова, В. И. Глотова и некоторые другие.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…», — пишет В.И. Логинова.
Автором выделены и определены пять уровней, ступеней развивающегося знания детей о труде как явлении социальной действительности. Позиция В. И. Логиновой, которую следует признать очень ценной, выражена в следующих ее словах: «Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, являются важнейшим компонентом в структуре личности, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру».
Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром.
Цель:
формирование представлений детей о профессиях взрослых.
Задачи:
- Формировать у детей представления о разных профессиях, в том числе своих родителей, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.
- Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.
- Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.
Актуальность
Изучив примерную общеобразовательную программу дошкольного образования, отражающую данную проблему, сделала вывод: образовательная программа предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в 2-х разделах, это:
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» - «Уважение к труду взрослых»
«Познавательное развитие» - «Ознакомление с социальным миром».
В данных разделах программа предусматривает знакомство детей 3-7 лет жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями, с профессиями близких людей, с трудом людей творческих профессий (от 2 до 9 профессий в зависимости от возрастной группы).
При всей универсальности программы в целом все разделы ее, где дети знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о мире современных профессий, а в разделе «Игра» такая задача вообще не ставится. Знакомство с современными профессиями родителей способствует дошкольников приобщению к азам трудовой деятельности и формированию личностных качеств современного делового человека.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии, беседы, совместный труд экспериментирование способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит от того, имеют ли дети возможность сами активно действовать, участвовать в той или иной профессии. От этого дети получают более точные и полные представления о труде взрослых, в том числе своих родителей, начинают им подражать, а ролевые игры детей становятся яркими, продолжительными, не монотонными.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Новизна
Состоит в интеграции современных традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в формировании представлений о людях разных профессий, вариативности разных видов и типов непосредственно образовательной деятельности; в разработке авторских конспектов по ознакомление детей с профессиями, игр-ситуаций, экскурсий: в составлении перспективного плана по формированию представлений о людях разных профессий у детей всех возрастных групп, в составлении картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр, подборке художественного слова на ту или иную профессию.
Научность
Научность работы заключается в соблюдении принципов дидактики: от простого к сложному, доступности, систематичности, последовательности в получении детьми новых знаний, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, связь с жизнью и практикой.
Практическая значимость
Данный опыт работы может быть использован воспитателями, работающие с детьми дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности.
Ожидаемые результаты для детей
Расширение кругозора о мире профессий, интерес к профессиям своих родителей.
Обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности.
Позиционирование себя в различных профессиях.
Ожидаемые результаты для педагога
Создание системы работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями.
Построение работы по проблеме с учетом вовлечения родителей в процесс знакомства детей со своими профессиями.
I этап — изучение методической литературы
Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня
Литература по теме самообразования
| ||
название | автор | источник (сайт; издательство, год издания) |
Как знакомить детей с творческой деятельностью взрослого | Козлова С., Артамонова О. | Д/в №10, 2003г. |
Инструменты. Какие они? | Нефедова К. | М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. |
Беседы с дошкольниками о профессиях. | Потапова Т.В. | М.: ТЦ Сфера, 2003. |
Профессии. Какие они? | Шорыгина Т.А.– | М.: Издательство ГНОМ и Д. 2005. |
Формирование представлений о труде взрослых | В.И.Логинова, Л.А. Мишарина | Дошкольное воспитание.—1978. -- №10. |
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями
| Исмагилова Гульнара Завдатовна воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка» город Набережные Челны Республики Татарстан | http://nsportal.ru |
Формирование представлений о профессиях посредством сюжетных игр | В.Федоренко | http://osadik.ru |
«Все работы хороши» (ознакомление дошкольников с профессиями) | Н.А.Жихарева | http://festival.1september.ru |
Сюжетно-ролевые игры | Зайцева И. В., Ветрова И. Н. | Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10. С. 48-56.
|
Сайт «парамульт» | Калейдоскоп профессий | http://paramult.ru/jobskaleidoscope
|
Опыт ранней профориентации | Красновский Л.И. | Дошкольное воспитание.-1991.-№10.-С.39-44. |
Формирование представлений о труде взрослых | Логинова В.И. | Дошкольное воспитание.-1978.-№10 |
Воспитание положительного отношения к труду | Година Г.Н. | Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987.С. 74-83. |
Формирование представлений о профессиях | Федоренко В. | Дошкольное воспитание.- 1978.-№10.- с. 64-69. |
|
|
|
|
|
|
II этап - практические выходы
Проведение мероприятий | ||||
Год
| Тема
| Цель | Форма распространения | Выводы
|
2013 год | Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых | Познакомить детей правилами дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых | Создание картотеки Изготовление игр. | Научить детей свободно играть в эти дидактические игры |
2014 год | «Роль труда в жизни семьи» | Формировать трудовые навыки дошкольников | Родительское собрание | с трудовой деятельностью родителей |
2014 год | «Семейная мастерская | Формировать трудовые навыки дошкольников | Практикум на КМО заведующих ДОУ | Продолжать знакомство с трудовой деятельностью |
2015 год | «Профессии моей семьи» | Оказать помощь родителям в игровой форме сформировать положительное отношение к труду взрослых. | Консультация для родителей | Показать словесные игры для расширения словарного запаса ребенка, в них можно играть дома, на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке. |
30 марта 2016 год | «Дом, в котором я живу» | Познакомить детей с разными видами домов и частями дома; с профессией строителя. | Открытая образовательная деятельность для воспитателей ДОУ района | Организация сюжетно-ролевых игр по ознакомлению со строительными профессиями |
26 августа 2016 год | «Огонь – друг, огонь - враг» | Закрепить знание детей о труде пожарного | Развлечение
| Создать для распространения опыта работы методическое пособие по ознакомлению с трудом взрослых |
Январь, 2017 год | Знакомство с профессиями родителей
| Сюжетные игры с привлечением родителей | ООД для воспитателей ДОУ | Продолжать ввести в практику новую форму «Родитель в группе» по ознакомлению с профессиями родителей |
2017 год | «В мире профессий - профессия парикмахер», старшая группа | Познакомить детей с профессией парикмахер, историей возникновения этой профессии. | ООД по познавательному развитию на конкурс «Воспитатель года» | Продолжать знакомство детей с профессиями |
2018 год | Презентация проекта «Профессии моих родителей». | Показать роль профессий в жизни семьи | Зональный семинар работников дошкольного образования в г.Буинске | Итоги проекта по ознакомлению с профессиями родителей |
III этап - формирование опыта по теме
Внедрение в практику.
Виды деятельности при знакомстве с профессиями:
совместная деятельность взрослого с детьми:
- через ООД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
- через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями воспитанников;
организация взаимодействия с учреждениями (социумом).
Формы работы с детьми
организованная образовательная деятельность;
совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
самостоятельная деятельность ребенка;
познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
наблюдения за трудом взрослых;
коммуникативная деятельность;
чтение художественной литературы;
художественно-творческая деятельность;
игровая деятельность;
моделирование;
целевые прогулки и экскурсии;
культурно-досуговая деятельность;
экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
встречи с интересными людьми;
живой пример окружающих взрослых.
Классификация профессий
«Человек-человек» | «Человек-техника» | «Человек-знаковая система» | «Человек-художественный образ» | «Человек-природа» |
-профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), -обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), -бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), -правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). | -профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), -эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), -ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования). | -профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), -с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), -с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), -со звуковыми сигналами (радист, телефонист). | -профессии связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), -с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). | -профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), -с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), -с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). |
Правила игры для детей:
1. Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.
2. Подумай, чем ты будешь играть.
3. Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.
4. Играй дружно.
5. Бережно относись к игрушкам.
6. Содержи игрушки в порядке.
7. Говори с другом спокойно и ласково.
8. Не мешай играть товарищу.
9. Играй самостоятельно.
Руководство игрой:
1. Не подавлять инициативу и творчество детей.
2. Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.
3. Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
4. Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.
5. Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.
6. На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.
7. Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.
8. Помогать детям договариваться в игре.
9. Не заставлять играть в то, что они не видели.
10. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.
11. Наблюдать за играми детей.
12. Анализировать увиденное в игре.
13. Учить ставить в ситуации, но не указывая конкретные способы, действия.
14. Обучать всех детей брать главную роль на себя.
15. Беседа перед началом игры о ее ходе.
16. Предварительный показ выполнения действий детей, выполняющих неизвестную ранее роль,
17. Подведение итогов игры,
18. Дальнейшее планирование развития игры (напоминание, советы, предложения по использованию в игре знаний, полученных на занятиях, указания, поручения, задания).
Общение воспитателя с детьми:
1. Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.
2. Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.
3. Помогать договариваться в игре.
4. Учить вступать в диалог от имени действующего лица.
5. Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.
6. Наблюдать за играми детей.
7. Анализ увиденного в игре.
8. Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.
Проводимые мероприятия
по ознакомлению с профессиями взрослых
(взаимодействие с социумом)
№ | Мероприятие | Что узнали | Активный словарь |
1. | Экскурсия по группе Знакомство с работой помощника воспитателя | Помощник воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает и раздает еду, моет посуду. | Уборка, веник, пылесос, посуда. |
2. | Экскурсия в медицинский кабинет | Следит за здоровьем детей, проверяет давление, рост, вес, температуру, составляет меню | Кушетка, термометр, ростомер, весы
|
| Экскурсия на кухню | Повар готовит еду. На кухне много посуды, техники для приготовления еды. | Мясорубка, кастрюли, сковорода, плита. |
| Экскурсия на прачку | Прачка стирает грязное белье, гладит и выдает чистое белье помощнику воспитателя. | Стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки. |
| Экскурсия к кастелянше детского сада | Кастелянша хранит постельные принадлежности, полотенца, костюмы для праздников в детском саду, а также их чинит и шьет новые. | Нитки, иголки, ножницы, мел, ткань, швейная машина. |
| Экскурсия в процедурный кабинет | Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; уколы делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. | Бинт, вата, шприцы, таблетки, йод |
| Экскурсия в кабинет заведующей. | Заведующая это главный человек в детском саду, он – руководитель. | Компьютер, шкаф с папками, телефон. |
| Экскурсия в мастерскую к столяру | В своей работе столяр использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие. | Молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка. |
| Экскурсия в кабинет татарского языка. Знакомство с работой воспитателя по обучению татарского языка. | Воспитатель в этом кабинете учит с детьми татарский язык. Здесь много игр и игрушек. | Лексический минимум. |
| Целевая прогулка к светофору. Знакомство с машиной ДПС | Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения. | Светофор, пешеходный переход, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор. |
| Экскурсия в РДК. Знакомство со сценой. | Место, где выступают артисты, называется сцена. На сцену падает много света. Артисты выступают для зрителей. В зрительном зале стоят кресла, где отмечено ряд и место. | Афиша, фойе, зрительный зал, декорации, сцена. |
| Экскурсия в пожарную часть | В доме произошёл пожар, по телефону позвонили люди, машины собираются на выезд, приезд на место пожара, тушение. | Пожарная машина, рукава, каски, носилки, топор, багор, огнетушитель |
| Экскурсия на почту | Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, открытки. Письма и открытки люди несут на почту и бросают в большой почтовый ящик. У почтальона большая сумка с письмами и газетами. Письма и газеты разносятся по адресам, адрес написан на конверте: название улицы, номер дома, квартиры и фамилия. Почтальон бросает письма в почтовый ящик каждого дома или квартиры. | Конверты, журналы, открытки, газеты, почтовые ящики, сумка почтальона, квитанции, посылка |
| Экскурсия в парикмахерскую | Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, потому что у тебя ухоженный внешний вид. | Парикмахер, ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, бигуди, модельная стрижка. |
| Экскурсия в ателье | Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной делают примерки одежды. | Швея, разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало |
| Экскурсия в музей | В кассе покупают билеты, дежурный проверяет билеты и пропускает в музей. В музее экскурсовод рассказывает о предметах. | Музейный работник, экскурсовод, витрина, коллекция. |
| Экскурсия в магазин | В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки. | Продавец, покупатель, касса, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать. |
| Экскурсия в библиотеку | В библиотеке много книг, они стоят на полках. В библиотеке всегда очень тихо. В читальном зале читатель может сам выбрать книгу, сесть за стол и почитать. Библиотекарь выдает книги на дом, записывает в специальную карточку – формуляр – имя и фамилию читателя и домашний адрес. Книги читатель возвращает через несколько дней и берет другие. | Библиотекарь, формуляры, стеллажи, каталоги |
| Экскурсия в школу. Знакомство с работой учителя. | Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. | Учитель, школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская. |
«Азбука профессий»
(профессии на определенную букву)
А – агроном, актер, адвокат, акушерка, архитектор, арбитр, астроном, артист, акробат.
Б – библиотекарь, бухгалтер, балерина, бортпроводник, бармен, балетмейстер, билетер, бульдозерист, бетонщик, барабанщик, брокер.
В – ветеринар, вахтер, воспитатель, врач, водолаз, водитель, военный, визажист.
Г – геолог, грузчик, геодезист, горняк, гармонист, гардеробщик, гувернантка.
Д – доярка, дворник, дирижер, докер, диктор, дизайнер, дрессировщик, диспетчер.
Е – егерь, ефрейтор.
Ж – журналист, животновод, жонглер, живописец, жестянщик.
З – зубной врач, забойщик, зоотехник, зоолог, закройщик, завхоз, заведующий.
И – инженер, искусствовед, иллюзионист, изобретатель, иллюстратор, инкассатор.
К – кондуктор, кузнец, комбайнер, кассир, корреспондент, каменщик, крановщик, контролер, космонавт, каскадер, конферансье, клоун, кинолог, киоскер, кондитер, композитор, коневод, конструктор, кондитер, компьютерщик, косметолог.
Л – летчик, лесничий, лифтер, лаборант, логопед, лакей, литейщик, лингвист.
М – маляр, машинист, медсестра, милиционер, модельер, музыкант, мельник, мелиоратор, матрос, музыковед, метеоролог, массажист, механик.
Н – носильщик, наладчик, нотариус,
О – охранник, охотник, официант, оператор, овощевод, окулист, офтальмолог, орнитолог.
П – пастух, парикмахер, повар, плотник, продавец, почтальон, печник, пожарный, писатель, программист, птичница, проводник, пекарь, портной, писатель, поэт, продавец, пианист, переводчик.
Р – рабочий, рыбак, редактор, режиссер, радист, реставратор, риелтор.
С – сапожник, сталевар, садовник, стоматолог, строитель, сварщик, стюардесса, судья, суфлер, спасатель, санитарка, следователь, стекловар, стеклодув, столяр, садовник, смотритель, синоптик, скульптор, слесарь, столяр, социолог.
Т – тракторист, ткачиха, токарь, танкист, трубочист, тренер, телемастер, товаровед, телеведущий, телефонист,
У – учитель, ученый, укротитель, уборщица.
Ф – фермер, фотограф, футболист, фельдшер, фармацевт, фокусник, флорист, финансист, фрезеровщик.
Х – художник, хореограф, хлебороб.
Ч – чабан, чеканщик, часовщик.
Ц – цветовод, цирюльник.
Ш – шахтер, шофер, швея, шахматист, штукатур, швейцар.
Э – электромонтер, электросварщик, экскурсовод, эксперт – криминалист, эколог, электрик, экономист, эндокринолог, этнограф, экспедитор.
Ю – юрист, ювелир.
Я – ямщик.
Перспективное планирование
по ознакомлению детей с профессиями
Вторая младшая группа
Месяц | Ознакомление с профессией | Содержание работы |
Сентябрь | Знакомство с работниками детского сада: помощник воспитателя, воспитатель, музыкальный руководитель
|
|
Октябрь | Прачка
|
|
Ноябрь | Медсестра, врач
|
|
Декабрь | Повар, кондитер
| 1. Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой повара. 2. Наблюдение за приготовлением еды поваром, дома за мамой на кухне. 3. Беседа о труде работников столовых, кафе. О том, что готовит мама. 4. Чтение: В. Маяковский «Кем быть?». Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». 5. Использование ИКТ-технологий - познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, дидактические игры о работе сотрудников столовой. (на усмотрение и возможности воспитателя) 6. Интерактивные дидактические игры «Приготовь блюдо» 7. Рисование «Кто готовит вкусную еду» 8. Рассматривание фотоиллюстраций о продуктах питания, о приготовлении блюд. 9. Дидактическая игра «Варим борщ», «Варим компот» 10. Аппликация «Вкусный компот» 11. Сюжетно-ролевые игры «Столовая», «Кафе» |
Январь | Строитель
|
|
Февраль | Шофер, водитель |
|
Март | Продавец
|
|
Апрель
| Плотник, столяр
|
|
Май
| Дворник
|
|
Средняя группа
Месяц
| Ознакомление с профессией | Содержание работы |
Сентябрь | Почтальон |
|
Октябрь | Парикмахер
|
|
Ноябрь | Полицейский |
|
Декабрь | Актер, певец, артист |
|
Январь | Пожарный, МЧС |
|
Февраль | Моряк, летчик |
|
Март | Фотограф
|
|
Апрель
| Знакомство с работниками зоопарка: директор, кассир, ветеринарный врач, строители, водитель, грузчики
|
|
Май
| Знакомство с работниками цирка: билетёр, ведущий. артисты цирка- клоун, дрессировщик, фокусник, акробат, жонглер |
|
Старшая группа
Месяц
| Ознакомление с профессией | Содержание работы |
Сентябрь | Знакомство с трудом людей сельского хозяйства: фермер, хлебороб, агроном, доярка
|
|
Октябрь | Швея, портниха (портной)
|
|
Ноябрь | Бухгалтер, экономист |
|
Декабрь | Композитор |
|
Январь | Художник |
|
Февраль | Военный
|
презентаций о военных.
|
Март | Писатель, журналист |
|
Апрель
| Библиотекарь
|
|
Май
| Знакомство с профессиями связанных с природой: лесничий, эколог, цветовод, овощевод, садовод |
|
Подготовительная группа
Месяц | Ознакомление с профессией | Содержание работы |
Сентябрь | Учитель
|
|
Октябрь | Работники музея: экскурсовод, реставратор, смотритель |
|
Ноябрь | Ученый, изобретатель
|
|
Декабрь | Дизайнер, флорист
|
|
Январь | Архитектор
|
|
Февраль | Менеджер
|
|
Март | Профессии в области информационного проектирования и обеспечения: программист, компьютерщик, сетевой администратор, web дизайнер. |
|
Апрель
| Космонавт |
|
Май
| Метеоролог, синоптик |
|
IV ЭТАП - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста осуществляла путем планирования деятельности в трех блоках:
- в организованной образовательной деятельности с детьми;
- совместной деятельности с детьми;
- самостоятельной деятельности детей.
В результате проделанной работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой в разделе «Труд взрослых», воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, считалочки. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Подводя итоги в начале каждого учебного года и в конце, я видела, как результаты детей по формированию представлений о людях разных профессий от группы к группе постепенно поднимались вверх. Такое наглядное подтверждение говорит о правильном выбранном пути «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых через знакомство с профессиями».
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Диагностика проводится на основе главных аспектов:
- представления дошкольников о профессиях;
- познавательные, речевые и трудовые умения;
- отношение к труду взрослых, своих родителей.
Уровни усвоения программы.
Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает называния некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты его родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью - доказательством, верно, обосновывает ценность каждого труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.
19