"Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"
Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Поэтому так важен структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.
Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:
а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их
активный словарь;
б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;
в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.
Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
На уроках русского языка, при объяснении нового материала, обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология. В примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся. Перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова, давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.
Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературного чтения в процессе изучения художественных произведений. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь
В методике различают словарно-семантические и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.
Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.
Вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.
Работа над смыслом слова начинается с его лексического значения. Для этого используются два основных приёма:
1) указание на род и видовой признак
2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.
Выбор основного приёма определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.
Например, в определении “Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля”, с помощью первого приёма разъясняется следующее: “место, где от снега открылась земля”, а с помощью второго приёма указано на связь с исходным словом (проталина - протаять) Кроме основных приёмов применяется ряд дополнительных.
Один из них - сопоставление неизвестного слова с известным - синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой).
Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета, Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).
Подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова. Незнакомое слово определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением - контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.
Сопоставить неизвестные слова с известными возможно, если у него есть синоним и антоним. Выяснив смысловое значение слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:
1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;
2) зрительное;
3) понятийное.
Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант - это тоже работа со словом.
Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём - этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории.
Надо стараться использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.
Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения.
Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.
Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных па сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.
После повторения материала, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.
Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно:
указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);
подобрать синонимы, если они есть;
определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
произвести фонетический разбор;
указать часть речи и её грамматические признаки;
подобрать однокоренные слова. Среди них
указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.
Приведём пример выполнения задания: Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.
У слова снег нет синонимов.
В переносном смысле не употребляется.
Снег - односложное слово
с - [с] - согласный глухой, твёрдый
н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий
е - [э] – гласный
г - [к| — согласный глухой, твёрдый
Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.
Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.
Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.
Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.
Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.
Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ или небольшое сочинение о слове.
Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или контрольной работы - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).
Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,
Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.
Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:
Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)
Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).
Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)
Зрительные диктанты
Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.
Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)
Большое внимание уделяю работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.
Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся “Школьным толковым словарём” М.С. Лапатухина, Е.А. Скорлуповской и Г.П. Снетовой, солидным словарём С.И. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.
К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,
Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.
Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они учатся работать со словарями и справочной литературой.
Как помочь ученику запомнить написание словарных слов.
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, ... что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов
Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. Словарные слова - одна из проблем начальной школы.
Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.
Я хочу предложить Вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющим речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:
Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
Чтение слова ребенком.
Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
Орфографическая работа над словом:
постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
звукобуквенный анализ слова,
деление слова на слоги и на слоги для переноса.
Заучивание правописания данного слова:
подбор однокоренных слов,
составление словосочетания, предложения с этим словом,
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов).
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
.Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
по родам;
по числам;
с непроверяемой и проверяемой гласной;
одушевленные или неодушевленные предметы;
по тематике – например, «Город» и «Деревня»;
по частям речи;
Выписать из данных слов:
слова, состоящие из двух, трех слогов;
слова с «Й»;
слова с шипящими.
Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор - красный, улица - широкая).
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
Заменить одним словом набор слов («человек, который управляет трактором» – тракторист, «широкая проезжая асфальтовая дорога» – шоссе, «одерживать победу» - побеждать).
Письмо по памяти. Взаимопроверка.
Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла…ный, шо…е, ка…ир, ба…ейн).
Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами («красное» - яблоко, «художественная» - литература, «драматический» - театр).
Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…).
Хорошо зарекомендовал себя способ написания с закрытыми глазами.
Закрой глаза и представь слово, написанное в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
Все выполнять с закрытыми глазами.
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика.
Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: береза
Выделить зеленым цветом слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе- ре- за
Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_ Е., б_е..
Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Ассоциативная связь может быть:
по цвету; по месту расположения; по форме, по звучанию, по действию, по вкусу, по материалу, по назначению, по количеству и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например: береза
* береза - по цвету белая
* береза - кудрявая: нужен гребень - чтобы расчесать, по форме как буква е.
Результат: береза - белая, гребень (е)
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например: б
б… Е …реза
л
а
я
Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ!
НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации.
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Примеры словарных слов и ассоциативных образов: гАзета - бумАга, кАрман - дырА,
дИректОр - крИк, рОт, кОнцерт - нОта, дО, хОр,
зАвод - трубА, кОрабль - вОлны, бОцман, кОк,
инЕй - бЕлый, снЕг, лАдонь - лАпа,
кАпуста - зАяц мАшина - шинА,
кАрандаш - грАнь, бумАга, сОбака - хвОст
Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком.
В.В.Агафонов
""Неправильные правила" для словарных слов — и не только"
"Словарные слова в образах и картинках" Пособие для логопеда в 2ч
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
Парамонова Л.Г.
"Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
Подготовила: Лощакова С.С