СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подойдёт для руководителей МО в качестве выступления на семинаре. Краткая презентация с указанием источников.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога»

Соколова Татьяна Васильевна МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца» Самообразование  как одно из условий повышения компетенций педагога

Соколова Татьяна Васильевна

МБОУ «Средняя школа №1 г. Грязовца»

Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога

«Самообразование  как одно из условий повышения компетенций педагога»   «В восточной философии присутствует понятие «дао», которое означает «путь» или «дорога». У «дао» нет  начала или конца — оно просто есть. Самообразование в любой области — это тоже «дао». Ваше путешествие само по себе служит вам наградой». Джош Кауфман «Сам себе МВА»

«Самообразование как одно из условий повышения компетенций педагога»

«В восточной философии присутствует понятие «дао», которое означает «путь» или «дорога». У «дао» нет  начала или конца — оно просто есть. Самообразование в любой области — это тоже «дао». Ваше путешествие само по себе служит вам наградой».

Джош Кауфман «Сам себе МВА»

Педагог XXI века: ·   Изучает и внедряет новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения; ·  Посещает уроки коллег и участвует в обмене опытом; ·  Периодически проводит самоанализ своей профессиональной деятельности; ·  Совершенствует свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; ·   Систематически интересуется событиями современной экономической, политической и культурной жизни; ·  Повышает уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 

Педагог XXI века:

·   Изучает и внедряет новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;

·  Посещает уроки коллег и участвует в обмене опытом;

·  Периодически проводит самоанализ своей профессиональной деятельности;

·  Совершенствует свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;

·   Систематически интересуется событиями современной экономической, политической и культурной жизни;

·  Повышает уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. 

Основные направления в системе самообразования педагогов: Организация работы по самообразованию; Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний, изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение навыков и умений в свете современных требований ФГОС; Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме; Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий; Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.) Участие в инновационных проектах.

Основные направления в системе самообразования педагогов:

  • Организация работы по самообразованию;
  • Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний, изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение навыков и умений в свете современных требований ФГОС;
  • Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме;
  • Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
  • Участие в инновационных проектах.
Примерный образец оформления плана самообразования Этапы 1. Подготовительный Содержание работы Сроки 2. Прогностический 1. Анализ затруднений Результаты 3. Практический 1. Определение цели и задач  работы над темой  2. Постановка проблемы 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы  3. Прогнозирование результатов 3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта 4. Обобщающий 1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы 1. Подведение итогов 2. Формирование методического комплекса 2. Оформление результатов  работы по теме 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов 3. Представление материалов 4. Корректировка работы

Примерный образец оформления плана самообразования

Этапы

1. Подготовительный

Содержание работы

Сроки

2. Прогностический

1. Анализ затруднений

Результаты

3. Практический

1. Определение цели и задач работы над темой

2. Постановка проблемы

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы 3. Прогнозирование результатов

3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта

4. Обобщающий

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы

1. Подведение итогов

2. Формирование методического комплекса

2. Оформление результатов работы по теме

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов

3. Представление материалов

4. Корректировка работы

Примерные темы по самообразованию:

  • Развитие познавательной активности и способностей у обучающихся на уроках истории и обществознания;
  • Формирование навыков самооценки как учебно-познавательной компетенции обучающихся;
  • Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность;
  • Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности по предметам истории и обществознания;
  • Решение задач повышенной сложности как средство развития познавательной активности обучающихся;
  • Исследовательская деятельность учащихся при изучении истории родного края как одно из условий формирования творческой личности;
  • Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право», «Экономика и право»;
  • Научно-исследовательская работа на уроках истории и обществознания;
  • Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания;
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время;
  • Методика подготовки обучающихся к олимпиадам;
  • Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ, ОГЭ;
  • Формирование у обучающихся компетентностного подхода к изучению истории и обществознания
Планируемые результаты самообразования: • повышение качества преподавания предмета – оно будет отражено в результатах успеваемости и достижений учащихся; • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; • разработка новых форм, методов и приемов обучения; • доклады, выступления; • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; • выработка методических рекомендаций по применению новой информации; • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; • создание комплектов педагогических разработок; • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Планируемые результаты самообразования:

• повышение качества преподавания предмета – оно будет отражено в результатах успеваемости и достижений учащихся;

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой информации;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Самообразование педагога можно считать продуктивным, если будут развиваться и совершенствоваться такие профессиональные компетенции как:  интеллектуально-педагогическая компетентность  – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;  коммуникативная компетентность  – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;  информационная компетентность   – объем информации педагога о себе, учениках, родителях,  коллегах;   рефлексивная компетентность  – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Самообразование педагога можно считать продуктивным, если будут развиваться и совершенствоваться такие профессиональные компетенции как:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность  – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • коммуникативная компетентность  – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
  • информационная компетентность   – объем информации педагога о себе, учениках, родителях,  коллегах; 
  • рефлексивная компетентность  – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Источники информации:

  • План самообразования преподавателя. Образцы и примеры составления .Режим доступа: http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya_spo#category_description
  • Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов .Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/09/27/samosovershenstvovanie-samoobrazovanie-pedagogov
  • Памятка для педагогов по организации самообразования .Режим доступа: http://ggt-khandyga.narod.ru/menyu_ssylok/prepodovatelyu/pamyatka.html
  • Самообразование педагогов.Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/09/samoobrazovanie-pedagogov
  • Система работы педагогов над темой самообразования .Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/11/18/sistema-raboty-pedagoga-nad-temoy
  • Работа по темам самообразования для учителей для повышения педагогического мастерства .Режим доступа: http://edu.resurs.kz/metod/rabota-po-temam-samoobrazovaniya-dlya-uchiteley-dlya-povisheniya-pedagogicheskogo-masterstva
  • Копылова И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015 .
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!