Самообразование.
«Подвижные игры, как универсальное средство развития физических качеств и познавательного интереса».
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующую цель:
- формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.
В соответствие этой цели для своей дальнейшей работы выделила следующие задачи:
- развитие физических качеств ( ловкость, гибкость, выносливость,скорость и координацию )
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями )
- формирование у детей потребности в двигательной активности и физического совершенствования
- выявить значимость подвижных игр в развитие детей
В ходе планирования и организации образовательной работы изучаю и использую метадическую литературу:
Дзятковская Е.Н. Здоровье сберегающая работа образовательных учреждений.
Кудрявцев В.Т. Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.
Былеева Л.В. Коротков И. М. Подвижные игры в занятиях спортом.
Кортков И.М . Подвижные игры в школе.
Самоухина И.В. Игры дома и в школе: психотехнические упражнения, и коррекционные программы.
Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно.
Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника.
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
Работая по теме, включаю её в образовательный процесс, я заметила, что в игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения в коллективе. Ребята стали сопереживать, сочувствовать друг другу если что то не получается, не удается, стараются слушать партнера по игре, оценивать поступки свои и товарищей, находить общий язык (общительные и застенчивые дети), понимать самих себя. Таким образом, народные подвижные игры развивают не только коммуникативные качества, но и влияют на воспитание воли, развитие нравственных чувств, сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Необходимость профессионального роста я реализую через курсы повышения квалификации, через участие в работе методического объединения, а также посредством семинаров, педсоветов, консультаций.
Одной из наиболее эффективных форм повышения уровня профессионального мастерства считаю самообразование, которое позволяет проявить не только творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательного процесса.
Основной проблемой, связанной с моими воспитанниками является девиация их поведения. Детям с интеллектуальной недостаточностью, из-за особенностей их развития, свойственны эмоциональная нестабильность и неадекватная реакция в стрессовой ситуации, которая часто проявляется в физической и вербальной агрессии.
Это и обусловило мой выбор темы по самообразованию - «Агрессивное поведение учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Факторы и условия снижения агрессии». Она непосредственно связана с общешкольной методической темой «Формирование устойчивого нравственного поведения и сознательной учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения».
На первом этапе работы над темой изучала литературу и Интернет-ресурсы по проблеме детской агрессивности. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Антонина Ю.М., Бехтерева В.М., Знакова В.В., Исаева Д.Н., Иванова Е.С., Ковалева А.Г., Личко А.Е., Невского И.А., Платонова К.К., Шипицына Л.М., Фельдштейна Д.И. и других.
Накопленные в специальной психологии и педагогике данные свидетельствуют о том, что у школьников с особыми образовательными потребностями агрессия зачастую становится защитным механизмом, т.к. им сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Эмоциональный мир их недостаточно богат, в палитре чувств преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно.
На втором этапе мною разработана программа «Уроки добра». Её концептуальной основой стали положения известных отечественных педагогов Макаренко А.С., Шацкий С.Т., Выготский Л.С., которые стремились специальным образом организовать ближнюю к ребенку социальную среду, чтобы с ее помощью воздействовать на воспитанников.
На третьем этапе работы над темой, в рамках реализации разработанной программы, мною было проведено исследование уровня агрессивности воспитанников и типы агрессивных реакций. Для этого использовались не только педагогические, но и психологические диагностические методики. Например, методика определения агрессивности, разработанными американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер, анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М., педагогические наблюдения и др.
Анализ результатов проведенного мною исследования позволяет доказательно утверждать, что у большинства моих воспитанников высокий уровень агрессивности. Детям с нарушением интеллекта чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить также, что для этих детей с высоким уровнем агрессивности не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других. При усилении конфликта они чаще приходят в ярость.
Исследование причин агрессивного поведения моих воспитанников показало неумение детей выразить свои эмоции адекватным, социально приемлемым способом. Для формирования этих умений в моей программе предусмотрен цикл коррекционных занятий.
В ходе занятий полностью реализовался предполагаемый результат:
- исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
- преобладание положительных эмоций;
- появление способности сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим)
- изменение детских рисунков (преобладание светлых и ярких красок, уверенный контур рисунка).
Кроме того, проведение занятий в течение учебного года позволило качественно изменить взаимоотношений в группе. Это выразилось в:
- снижении уровня агрессивности на 22% ,
- повышении сплоченности детского коллектива на 15%
- уменьшении количества конфликтных ситуаций на 9%
- увеличение числа участников общешкольных мероприятий на 49%
Опытом преодоления детской агрессивности я делилась с коллегами не только на школьном, но и на областном уровне.
Не смотря на то, что работа по программе дала такой хороший результат, её пришлось прервать, а потом и внести в нее значительные коррективы. Это обусловлено тем, что в текущем учебном году состав воспитанников обновился на 100% и представляет теперь собой группу подростков 4-5 классов собранных из нескольких детских домов области. Таким образом, проблема агрессивного поведения усугубилась необходимостью работы
по созданию нового коллектива, а также теми особенностями развития личности, которые характерны для детей-сирот.