СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности»

Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности

Урок – семинар в 11-м классе

Тема: «Человек в вихре революции: рождение или гибель?»

Цели

  • Осмысление трагической темы: «Изображение революции и гражданской войны в литературе 20-х годов».

  • Развитие активного творческого мышления.

Задачи

  • Привитие навыков творческого труда в процессе углубления и обобщения изучаемого материала.

  • Помочь учащимся осознать возможность одновременного существования в русской литературе 20-х годов различных точек зрения на острые проблемы современности, избегая вытеснения одних героев другими, используя различные формы самостоятельной работы и методы педагогической поддержки.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

«Ураган времени революции, корабль бытия пляшет на волнах, летит в грозовой мрак. Трещат и падают устои, рвутся в клочья паруса сознанья», – так, невольно воскрешая образы библейского потопа, вселенской катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, написал летописец этих дней А. Толстой в 1922 году.

Литература – тот же корабль, плывущий среди различных потоков, тем более в такое время, как начало XX века, время катастрофичное, кризисное (революции, война, но главное – утрата Бога), потому так много появляется богоискательства: А. Блок «Стихи о Прекрасной Даме» – поиск Бога, но поэт не находит его.

У Маяковского – Христос бежал из иконы – это страшно. Поэтому надо найти что-то взамен.

Появляется много философских течений. В. Соловьев, Розанов, Бердяев – это поиск национальной идее, которая может помочь воскреснуть. Эта идей связана с символизмом.

У каждого поэта свой «страшный мир», и это не только личные чувства, это ощущение мира. Литература всегда старается вернуть миру опору.

Панорама литературного процесса 20-х годов, и, конечно, прозы, предстает перед нами исключительно сложной.

Что принесла революция и гражданская война? Какую концепцию развития человека они выстраивают?

(Концепция – это единый определяющий замысел, ведущая мысль, например произведения)

Идея – создания нового человека. Революция – это эксперимент по выведению нового сорта, нового типа человека.

Но прежде, чем рассмотрим параметры, по которым оценивается революция с точки зрения культуры, литературы, я хочу обратить внимание на следующее: «новыми» должны были стать все. Но, например, для поколения Блока, Гумилева, Ахматовой, Волошина, Ходасевича и других, а также причастных к Петербургскому Ордену интеллигенции Б. Пильняка, Б. Замятина, К. Федина, М. Зощенко было характерно, то, что все эти люди смотрели на мир, на Россию, на ее народ сквозь призму образов и мотивов утонченной литературы.

И в революцию они вышли с опытом жизни «в культуре». Границы жизни для многих – это границы культуры.

Послушайте, как поэтически осмыслил это поэт В. Солоухин в стихотворении «Три поэта».

Ученица читает стихотворение

Слово учителя (продолжение)

Итак, важнейшими параметрами, по которым оценивается революция, стали следующие:

а) Революция как путь создания «железного потока», массы, человека в этой системе нет, есть член коллектива (Серафимович, Тренев).

б) Человек, что с ним происходит в процессе революции?

  • Человек воскресает, возрождается;

  • Революция разрушает человека.

Запишем план семинара. (Ученики записывают).

Первая учебная ситуация «Испытание любовью».
(Анализ рассказа Б. Лаврентьева «Сорок первый»)

Обратим внимание – действие происходит в пустыне, где должно быть жарко, а там – холодно, зима, т. е. в самой жизни происходит что противоестественное.

Опорные вопросы

  1. Что общего у Марютки, Вадима Николаевича и Говорухи – Отрока?

  2. Готова ли Марютка ради любви к «синеглазенькому» переступить через революционный долг?

  3. Смог бы, по-вашему, Говоруха – отрок пересмотреть свои взгляды, изменить свое мировоззрение?

  4. Кто прав и кто виноват в случившейся трагедии?

Вывод

  • В этой ситуации правы все и в этом трагедия.

Стихотворение М. Волошина «Гражданская война».





Вторая учебная ситуация «Испытания бытом». Анализ рассказа А. Толстого «Гадюка»

Опорные вопросы

  1. Как Ольга Зотова оказалась на фронте?

  2. Как, по-вашему, жизнь в отряде была ей в тягость? Можно ли, наоборот, назвать это время лучшим в ее жизни и почему?

  3. Почему не сложилась жизнь героини в мирное время?

  4. Повлияло ли фронтовое прошлое Ольги Вячеславовны на ее умение адаптироваться в мирной жизни? Чем это закончилось?

Вывод

Превращение барышни Зотовой в «товарища Зотову», «своего парня», «братишку» наложило отпечаток на ее характер. Она привыкла быть частью отряда, массы, а свое «я» потеряла.

Стихотворение М. Волошина «Терминология»

Третья учебная ситуация. Анализ отдельных рассказов И. Бабеля из сборника «Конармия»

Слово учителя

Рассказы из цикла «Конармия» стали публиковаться в 1923 году, но создавались они уже в 20-м. Разные по материалу, они открывали мир новый и неожиданный.

Много новелл написано от лица Кирилла Васильевича Лютова, фамилии под которой жил, действовал и писал сам автор. Этого человека хорошо помнили бойцы Первой Конной, с которыми писатель и после похода сохранял самые дружеские отношения. Почему именно эту фамилию он дал своему герою?

Может, потому что Бабель сочувствует «своим» среди бойцов, слиться с ними, но это не всегда получается.

«Афонька Бида» К. Коковина.

Общий вывод

  1. Бабелю было важно показать способность человека одновременно возвышенным и обыденным, трагическим и героическим, жестоким и добрым, рождающим и убивающим.

  2. Характеры его героев парадоксальны, границы между их душевными состояниями неуловимы, поступки неожиданны.

  3. Но главное – нельзя не заметить, что бесстрастие писателя при описании убийства мнимое. Его отношение вырастает из вековечной гуманистической нормы, осуждающей насилие. И часто отсутствие любви и симпатии к герою выступает как отчужденность автора и тем самым внутри себя содержит оценку.







Четвертая учебная ситуация. Анализ и характеристика отдельных персонажей романа «Разгром» А. Фадеева

Слово учителя

В романе «Разгром» рассказывается об одном из эпизодов гражданской войны. Тема как будто бы для молодой советской литературы. Но неожиданным стал поворот этой темы у Фадеева. Роман насыщен драматическими ситуациями, завершается трагической развязкой: отряд красных партизан, пробивающихся из окружения, почти весь разгромлен – в живых осталось только девятнадцать человек. Но финал романа тем не менее звучит жизнеутверждающе: вырвавшиеся из окружения партизаны во главе с их командиром не пали духом. Они готовы продолжить борьбу до победного конца. Перед нами, можно сказать, оптимистическая трагедия (так позднее в начале 30-х годов, была названа пьеса В. Вишневского).

Фадееву удалось создать живые характеры героев, показать их внутреннюю жизнь. Не случайно выход романа стал событием в литературной жизни 20-х годов.

Выдели ключевые проблемы, которые и будут вашим домашним заданием на следующий урок:

а) Что определяет судьбу человека?

б) Почему Морозка совершает подвиг, а Мечек предает отряд? (Анализ разговора Мечика с Левинсоном, гл.13).

в) Что Левинсон несет в долину: новую жизнь или смерть?

Особенность авторской позиции: открытое отношение автора к своим героям.

А сейчас продолжим работу семинара.

Вопросы

  1. Происхождение и статус героя.

  2. Как попал в отряд? (Поисковая работа.)

  3. Как складываются отношения с товарищами?

  4. Меняется ли характер героя по мере развития сюжета романа? Каким образом это происходит?

  5. Что дала революция персонажу? Могла ли судьба сложиться по-другому?

а)  Метелица – Вакутина
б)  Морозка – Гребенин
в)  Варя – Герасимова
г) Левинсон – Герасина

Слово учителя

Итак, подводя итого всему сказанному, еще раз хочу подчеркнуть, что проза

20-х годов выдвинула на первый план проблему – народ в революции, именно отсюда берут начало бесчисленные художественные течения, здесь – истоки нового мировоззрения. Сегодня мы попытались рассмотреть одну из проблем литературы 20-х годов, взяв в качестве примера таких писателей, как А. Толстой, Б. Лавренев, А. Фадеев, не коснувшись «Белой гвардии» Булгакова, «Погашенной луны» Б. Пильняка, «Чевенгура» Платонова, «МЫ» Замятина. Эта работа впереди.

Стихотворение М. Волошина «Потомкам».