СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоуправление как фактор развития социальной активности студентов в образовательном учреждении

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения, обеспечивающая развитие у студентов самостоятельности, инициативности, навыков эффективной коллективной деятельности, формирования ключевых социально-коммуникационных компетенций.   

Просмотр содержимого документа
«Самоуправление как фактор развития социальной активности студентов в образовательном учреждении»

Самоуправление как фактор развития социальной активности студентов в образовательном учреждении.


Предоставление современному студенчеству роли субъекта управления в традиционном понимании соотносится с такой формой организационно-управленческих отношений как самоуправление. Однако говорить сегодня о студенческом самоуправлении в собственном смысле слова не представляется возможным в силу как объективных, так и субъективных причин. Среди них можно отметить: значительную социальную инертность обучающейся молодежи, достаточно устойчивые патерналистские ориентации студенчества, отсутствие должной мотивации социальной ответственности за качество своего обучения. Необходимость введения самоуправления в образовательный процесс была осознана в XIX веке. Но если говорить об университетской автономии вообще, то идеи самоуправления появились практически с момента основания первых европейских высших учебных заведений. Самоуправление различными авторами характеризуется как: – способ организации жизнедеятельности членов воспитательного коллектива – метод самоорганизации коллектива, способа включения в управленческую деятельность; – средство воспитания личности, фактор ее всестороннего развития; – принципы организации коллектива, средство достижения каких-либо целей: повысить качество обучения, способствовать становлению ученического самоуправления. Проведенный анализ источников позволяет выделить несколько основных положений, определяющих содержание понятия «самоуправление»: – совместная постановка цели; – открытость и прозрачность в отношениях; – регулярные совещания руководителя с подчиненными; – участие подчиненных в разработке решений; – совместное решение проблем организации; – ответственность членов группы за результаты своего труда. Стоит отметить, что самоуправление является основной формой социальной активности студентов, что позволяет им самостоятельно контролировать не только учебный процесс, но и осуществлять намеченные цели во внеучебной деятельности. В качестве примера можно рассмотреть позитивную социальную активность. О позитивной направленности социальной активности личности можно говорить в том случае, когда цели деятельности личности совпадают с декларируемыми целями сообщества, которое имеет позитивный вектор развития. Например, целью учебной деятельности личности является получение образования, освоение профессии, что соответствует одной из декларируемых целей общества – развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Таким образом, важно подчеркнуть, что суть студенческого самоуправления состоит в добровольной передаче администрацией учебного заведения субъектных, управленческих функций объекту управления, и является формой позитивной социальной активности студентов. То есть это процесс развития социальных отношений, основанный на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству. За обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания студенчество должно нести свою долю ответственности. Социальные отношения в техникуме в таких условиях будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений. В этом случае цель самоуправления - развитие социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализация академических прав студента. В самоуправлении предоставляется возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений. Для достижения цели самоуправления выделяется спектр задач. В качестве задач самоуправления можно рассматривать: - формирование и поддержание такой внешней среды, в которой индивиды, работающие совместно, смогут достичь заранее намеченных целей, внеся максимальный вклад в групповые цели; - поддержание стабильности и совершенствование студентами в сотрудничестве с преподавателями учебно-воспитательной системы учреждений образования, направленной на достижение главной цели – качественной подготовки специалиста соответствующего профиля; - развитие творческой инициативы, формирование у студенчества активной жизненной позиции, опыта деятельного участия в жизни коллектива; - овладение опытом самоорганизации и саморегуляции, что является необходимым условием и средством самовоспитания личности; - повышение ответственности за результаты учения; - овладение организаторскими умениями; - создание оптимальных условий для проявления индивидуальности. Характеризуя такой социальный феномен как самоуправление, необходимо определить те функции, которые оно выполняет. Самоуправление обеспечивает, реализацию следующих функций: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная, мобилизационная, а также социализирующая, организационно-практическая, инновационная и функция восполнения или компенсации. Таким образом, самоуправление носит многофункциональный характер и служит целью оптимизации образовательных взаимодействий в учебном заведении. В процессе самоуправления происходит реализация таких принципов управления, которые влияют как на эффективность самого процесса управления, так и деятельности организации (образовательного, воспитательного, развивающего процессов) в целом. Самоуправление должно выступать в качестве системы мотивации, поскольку удовлетворяет те запросы людей, ради которых они будут работать, одновременно внося свой вклад в достижение целей предприятия. Поскольку самоуправление рассматривается нами как наиболее эффективный способ руководства, то осуществляется реализация принципа гармонии целей: чем эффективнее руководство и лидерство, тем больше люди будут понимать, что их личные цели находятся в неразрывном единстве с целями организации. Рассматривая самоуправление как процесс социальной активности, можно выделить в нем четыре этапа по степени вовлеченности студенчества в управленческие отношения: – предварительный (первичный) этап – пассивная поддержка субъектов управления; создание условий для улучшения общения и межличностных отношений участников образовательного процесса; – начальный этап – попытки участия; – средний – участие консультативное когда сформировано активное участие студентов в процессах выработки, принятия и реализации управленческих решений; – высший – участие решающее. Студенты рассматриваются как партнеры в управлении образовательной деятельностью. На этом этапе возникает проблема риска соучастия, который связан с возрастание требований студентов к разделению власти в рамках учебного заведения, с одной стороны, и отсутствием соответствующих профессиональных знаний, неадекватной положению студентов ответственности за результат деятельности организации. Поэтому существенным выступает четкая регламентация не только реализации функций управления, но и ответственности за реализацию обозначенных функций. 88 Самоуправление выступает консолидирующим звеном общей цепи управленческих взаимодействий в учебном заведении как групповых, так и индивидуальных. Условиями, обеспечивающими эффективность самоуправления как организационно-управленческой формы управленческих отношений в вузе можно считать: – психологический климат, направляемый самими студентами; – вовлечение студентов в совершенствование содержания и оптимизации учебного процесса; – нейтрализация противоречий между формальными и неформальными структурами управления; – поддержание атмосферы доброжелательности и уважения студента, стимулирующих развитие индивидуальности, творческой самоактуализации; – функционирование обратной связи между участниками образовательного процесса; – учет уровня компетентности студенчества, их «зрелости» по отношению к поставленной задаче; – преобладание координации как вида социального управления над субординацией. Вместе с тем, на пути развития самоуправления могут возникнуть определенные препятствия: – недостаточный уровень навыков студентов; – нежелание руководителя делится властью с подчиненными; – отсутствие достаточного количества времени, так как процедуры совместного принятия решений требуют времени, которое не всегда имеется в наличии; – сложность задачи, если проблема сложна; – страх подчиненных сделать ошибку; неуверенность в своих силах; – недостаток информации для правильного принятия решения; – недостаток организационных стимулов для включения в систему участия; – значительные различия в компетентности участников, особенно, если эти различия всеми осознаются; – наличие у руководителя решения; – когда проблема – часть чьих-то регулярных обязанностей; когда обсуждаемая проблема в действительности никого не волнует; – когда участие не может привести к развитию знаний и умений участников или улучшению итогового решения; – когда нет времени для дискуссии; – когда более продуктивна работа поодиночке. Таким образом, представленный анализ взглядов на проблему самоуправления позволяет определить самоуправление как процесс совместного формирования организационно- управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности и социальной активности студентов, путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующий исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий. Следовательно, можно сказать, что становление и развитие самоуправления в учебном заведении выступает необходимым условием и фактором перехода образовательного процесса от чисто педагогического воздействия, где четко выражены объект и субъект воздействия, к образовательному взаимодействию, к педагогике содружества. В процессе такого взаимодействия объект становится самодостаточным и саморазвивающимся субъектом. Поэтому образовательные системы, где имеет место самоуправление, следует рассматривать как систему социального взаимодействия, где объекты наделяются субъектными функциями. Это позволяет рассматривать самоуправление как фактор развития системы социальных отношений и социальной активности студентов в учреждениях образования.

Литература:

1. Гордин, Л. О. Школа инициативы и самостоятельности [Текст] : из опыта работы школ г. Таганрога / Л. О. Гордин. – М., 1974.

2. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / В. М. Кортов. – М., 1983;

3. Коротов В. М. Самоуправление школьников [Текст] / В. М. Коротов. – М. , 1983.

4. Крупская, Н. К. Детское самоуправление в школе [Текст] / пед. соч. в 10 т. Т. 8 – М., 1959. – С. 31.

5. Кунц, Г. О, Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ [Текст] / Г. О. Кунц, С. Доннел В 2-х т. – Т. 2. – М., 1981. – С. 288.

6. Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. – 1981. Т.2, №5. – С. 3-22.

7. Опалихин, В. М. Развитие ученического самоуправления в школе (Актуальные проблемы) [Текст] / В. М. Опалихин. – М., 1987.

8. Социальный менеджмент [Текст] : учебн. пособие / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Н. С. Данакин и др.; под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.:Высш. шк., 2001.

9. Стратегия государственной молодежной политики РФ [Текст] / Распоряжение Председателя Правительства РФ от 18 декабря 2006 № 1760-р // Интернет-портал Правительства Российской Федерации

10.Управление качеством образования [Текст] : Практикоорие- нитрованная монография и методическое пособие / под ред. М. М. По- ташника. – М. : Педагогическое общество России, 2000