СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник дифференцированных заданий по развитию речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разного уровня сложности для уроков развития речи по русскому языку в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Сборник дифференцированных заданий по развитию речи»






Предлагаемые задания предназначены для диффиренцированного контроля знаний учащихся 5 – х классов на уроках развития речи.

Упражнения предоставляют возможность учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении: уровень А – минимальный базовый уровень с упрощенным толкованием и повторением теоретического материала непосредственно перед выполнением задания; уровень В – базовый уровень; уровень С – продвинутый уровень.

Материал выстроен в соответствии с темами по развитию речи на основе учебника «Русский язык» 5 класс (программа под редакцией М.М.Разумовской), но может быть использован на уроках развития речи учителями, работающими по другим программам и учебникам по русскому языку.

Учитель вправе редактировать, изменять задания по своему усмотрению в соответствии с уровнем класса и собственными целями и задачами, которых он желает достигнуть при выполнении данных упражнений.

Упражнения можно использовать как в форме тренировочных, закрепляющих или контролирующих заданий на уроке, так и в качестве домашнего задания.

















Содержание.


темы

Название темы.

задания

Стр.

1.

Что такое речь. Речевая ситуация.

1 - 2

1 -2

2.

Виды речи.

3 - 4

3 – 6

3.

Что такое текст. Признаки текста.

5

6 – 7

4.

Основная мысль текста.

6

7 – 8

5.

Текст и его признаки. Абзац. План.

7

8 – 9

6.

Строение абзаца.

8

9-10

7.

Смысловые отношения между предложениями в тексте. Последовательность предложений в тексте. «Данное» и «новое» в тексте.

9

10-11

8.

Стили речи. Речевая ситуация.

10

11-13

9.

Разговорная и книжная речь.

11

13-14

10.

Разговорный стиль речи.

12

14-16

11.

Художественная и научно- деловая речь.

13

16-17

12.

Художественный стиль речи.

14

17-19

13.

Научный стиль речи.

15

19-20

14.

Типы речи.

16

21-22

15.

Оценка действительности.

17

23-24

16.

Описание.

18

24-27

17.

Повествование.

19

27-30

18.

Описание и повествование. Их сопоставление и разграничение.

20

30-31

19.

Рассуждение.

21

31-32

20.

Соединение типов речи в большом тексте.

22

33-34




















Упражнения.

Тема №1. ЧТО ТАКОЕ РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.


Задание 1.


Уровень А.

Условия, необходимые для речевого общения (речевой ситуации):

  1. Наличие 2-х человек – говорящего и слушающего;

  2. Владение одним языком;

  3. Наличие потребности сказать что – то друг другу.

Докажите, что в данном тексте присутствует речевая ситуация.


- Здравствуй, Ваня, - сказала Катя. – Куда ты идешь?

- К Пете. Он болен, - ответил Ваня.

- А что с ним случилось?

- Помогал соседке тушить пожар и обжег руку.


Уровень В.

Почему стало возможным общение между мамой и сыном? Какие условия необходимы для речевого общения? Найдите их в тексте.


Все в порядке.


Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама приходит в дом.

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Сережка.

Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада.

Оказалось, я напрасно волновалась.

(Э.Успенский)



Уровень С.

Придумайте и опишите речевую ситуацию на одну из предложенных тем:


Какого человека можно назвать воспитанным?

Зачем нужны вежливые слова?

Моя любимая книга

Свободная тема.






Задание 2


Уровень А.


Вы пришли в библиотеку за книгой. Охарактеризуйте условия общения: с кем и зачем вы общаетесь; как передаете речь; как воспроизводит ее собеседник; какова причина общения? Почему возможно общение?


Уровень В.


Возможно ли общение в данной ситуации? Почему?


Зайчонок.


Эй, зайчонок! Эй, зайчонок!

Ты пугливее девчонок!

Вылезай-ка из норы

Да беги со мной с горы.

Жить ты будешь во дворе,

Не в норе, а в конуре.

Разве можно вырасти

В темноте да сырости?

Угощу капусткой

Да морковкой хрусткой,

Яблок дам моченых –

Выходи, зайчонок.

(Н.Гельдыев)


Уровень С.


Почему возможно общение между героями стихотворения, несмотря на то, что общение происходит между человеком и животным?


Поросенок.


Что такое поросенок?

Нос румяный – это раз,

И вдобавок пара сонных,

Пара синих добрых глаз.


Я прошу тебя, проказник,

Безобразник молодой,

Потому что так прекрасен

Этот хвостик завитой.


Поросенок молвил важно:

«То ли будет, погоди.

Я мой хвостик после ванны

Накручу на бигуди.»

( Б.Ахмадулина)




ТЕМА №2. ВИДЫ РЕЧИ


Задание 3.


Уровень А.


Речь бывает трех видов : устная, письменная, внутренняя.

а) Устная речь – звучащая. Для нее необходима речевая ситуация.

б) Письменная речь - запись своих мыслей рассуждений, впечатлений; описание различных событий и ситуаций.

в) Внутренняя речь – молчащая. Мысленный разговор с самим собой, воображаемым или реальным собеседником.

Определите, какой перед вами вид речи. Докажите свое мнение.


Ходил по лесу, исполняя свою службу, обходчик. Оберегал народное добро от пожара и лихого человека и между делом думал о родном русском слове, потому что любил обдумывать слова и прикидывать в уме, откуда и как они появились. Давно привязалось к нему слово «родник». «Надо думать,- размышлял лесник, - что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется, течет через всю Родину, кормит народ…Родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой».

( К.Паустовский )


Уровень Б.


Речь бывает трех видов. Определите, каким видом речи является каждый из отрывков.


а) Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были?

- У лисички.

- Что вы ели там?

- Лисички.


б) Дорогой внучек, скоро ты закончишь учиться. Приезжай к нам на все лето. Я очень по тебе соскучилась. Миша, пап писал, что ты хочешь остаться в городе, чтобы построить

летающую модель планера. Но этим ты можешь заняться и у нас. Приезжай, дядя Коля тебе поможет.

А знаешь, как у нас сейчас хорошо на озере. Лодки уже готовы, и ты сможешь купаться,. загорать, рыбачить, путешествовать.

Ну как, уговорила я тебя? Приезжай, Миша, не пожалеешь.

Целую тебя.

Твоя бабушка.


в) Как дружно подрастают всходы! Стебли так высоко поднялись, наверное, потому, что мое маленькое поле засеяно лучшими семенами. Колосья стали наливаться тяжелым зерном! Здорово! Ой, что это? Кажется, дождь с градом! Град может погубить урожай! Что делать?! О, придумал! Возьму бабушкин зонт и раскрою его над своим маленьким полем!









Уровень С.


Какие виды речи присутствуют в тексте? Измените текст так, чтобы в нем появился недостающий тип речи.


Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблока.»

Старик ответил: «Сам не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».


Задание 4.


Уровень А.


Монолог - речь одного человека;

Диалог – речь двух людей;

Полилог – речь нескольких людей.

Определите, каким видом речи является каждый из отрывков.


а) Я живу в поселке в Саянской тайге.

Мой отец – охотник, летом он ловит рыбу, а когда ляжет первый снег, уходит в тайгу. Ведь на снегу все следы видны: и соболиный, и беличий, и даже маленькой мышки.

Отец далеко в тайге срубил себе охотничью избушку. Днем он уходит далеко от избушки с нашей лайкой Топом.

Когда я вырасту, я тоже стану таежным охотником, научусь узнавать звериные следы, быстро спускаться с сопки на широких лыжах и находить медвежьи берлоги.


б) Лис и Мышонок.

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

- Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лис, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу.

- А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь - вылезешь.

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.


в) Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит.»

«А мой сыночек поет, как соловей,» - говорит другая. А третья молчит. «Что же ты про своего сына скажешь?» - спрашивают ее соседки. «Ничего в нем особенного нету,» -отвечает им женщина.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, другой колесом ходит.

Другой песню поет, соловьем заливается. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра

тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

«А где же они? Я только одного сына вижу!» - ответил им старик. ( По В.Осеевой)


Почему старик увидел только одного сына ?


Уровень Б.


Найдите и обозначьте в данных текстах все виды речи ( монолог, диалог или полилог), которые в них встречаются. Обоснуйте свое мнение.


а) Сидел он на окошке

И размышлял о кошке.

И вдруг подумал:

«А у сов есть усы иль нет усов?»

Воду в ступе потолок,

Посмотрел на потолок и зевнул:

«Мне спать пора, ночи близится пора.»


- Определите, примером какой речи (устной, письменной или внутренней) является речь мальчика?

- Найдите в стихотворении фразеологизм и объясните его значение.

-Определите, какой частью речи является слово пора в каждом случае? Подберите к нему синонимы.


в) Сыновья.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит.»

«А мой сыночек поет, как соловей,» - говорит другая. А третья молчит. «Что же ты про своего сына скажешь?» - спрашивают ее соседки. «Ничего в нем особенного нету,» -отвечает им женщина.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поет, соловьем заливается. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка: «Ну что? Каковы наши сыновья?»

«А где же они? Я только одного сына вижу!» - ответил им старик.

(По В.Осеевой)

Сформулируйте основную мысль рассказа. Есть ли в тексте диалог?


Уровень С.


Какие виды речи встречаются в тексте? Выделите каждый из них. Придумайте конец сказки. У кого еще мог спрашивать совета бельчонок, какую профессию выбрать?


Лесные мастера.

Нужно бельчонку профессию выбирать, в лесу без профессии не прожить.

- Барсук, у тебя какая профессия?

- Землекоп! – фырчит Барсук. - Туннели в земле рою!

- Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. Спрошу-ка у Ондатры.

- Строитель я! – проверещала Ондатра. – Землянки, хатки строю!

- Ты, паук, что умеешь?

- Ткать. Ткачом работаю! Ловчие сети в лесу плету!

- Я бы сети плел, будь и у меня восемь ног, восемь глаз! Посоветуюсь-ка с Оляпкой!

- Водолаз я! – чирикнул с камня Оляпка. И плюх с камня в воду! Побежал по дну, заглядывая под камушки.

- Я плавать не умею! – испугался Бельчонок. – Кабан, а у тебя какая профессия?

- Пахарь! – прохрюкал Кабан. – землю в лесу перепахиваю!

- Ни по силам, ни по уму мне такие профессии! – затужил Бельчонок. – Бобр, может ты подскажешь?

- Я, Бельчонок, на все лапы мастер! Землекоп – норы, ямки рою. Строитель – плотины, запруды рою. Водолаз – на дно ныряю, лесоруб – деревья валю, разделываю! ...

(по Н.Сладкову)



ТЕМА №3. ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.


Задание 5.


Уровень А.


Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу, грамматически и интонационно. Текст обладает определенными признаками – законченностью, последовательностью, связностью, членимостью (делением на абзацы); все предложения в тексте объединены одной темой, текст имеет основную мысль (идею) и может иметь заглавие, в котором отражается тема или идея текса.


Из данных предложений составьте текст, расположив их в определенном порядке. Докажите, что у вас получился действительно текст. Озаглавьте его, определите его тему и идею.


  1. Сколько труда и терпения нужно вложить, чтобы создать такое огромное сооружение!

  2. Свое гнездо она строит из больших и довольно толстых сучьев и веток.

  3. Видели ли вы когда-нибудь гнездо аиста?

  4. Правда, и птица не маленькая.


Уровень Б.


Из данных предложений составьте текст, расположив их в определенном порядке. Докажите, что у вас получился действительно текст. Озаглавьте его, определите его тему , подчеркните предложение или предложения, котором ( в которых) заключена основная мысль текста.


  1. Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам что-то уже знакомо.

  2. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения».

  3. Вот подорожник – ясно: он растет вдоль по дороге.

  4. Сразу видно родство этих слов с другими у них есть «родители»: у подорожника – дорога, у подберезовика – береза.

  5. Мир мы начинаем узнавать по именам.

  6. А подберезовик – под березой растет, а опенок – у пня…

(«Энциклопедический словарь юного филолога»)

Объясните, как вы понимаете значение высказывания о том, что «каждое слово – есть небольшой урок «всеговедения»?




Уровень С.


Составьте текст из данных предложений. Допишите историю листочка, проявив фантазию и юмор, соблюдая все признаки текста. Озаглавьте текст, определите его тему и идею.



  1. Он висел на старом дубе.

  2. Он висел и разговаривал с соседним листочком.

  3. Листочек стал желтеть.

  4. Однажды произошла такая история.

  5. На дворе стояла хорошая погода

  6. Время шло очень быстро.

  7. Жил-был листочек.

  8. Тогда ему было всего два дня.

  9. Началась осень

  10. И листочек полетел.

  11. Однажды поднялся сильный ветер.



ТЕМА №4. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА.


Задание 6.


Уровень А.


Какой из предложенных отрывков является текстом? Помните, что набор предложений только тогда является тестом, когда предложения объединены единой темой, наличием основной мысли (идеи). Определите тему и основную мысль текста.


а) Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. Грудка птицы горела на солнце, а хвост, расцвеченный огромными «глазами», тащился по земле как длинный шлейф. Птица была такой величественной, что ее сразу объявили священной.

б) Человек, впервые встретивший павлина, был поражен его красотой. Раскрыв свой великолепный веер, павлин не видит, что творится позади него. Ласточки опять метались надо мной.


Уровень В.


Является данная группа предложений текстом? Докажите.


  1. Как рад был мальчик, что не разорил гнездышки!

  2. Мальчик осенью хотел разорить прилепленные под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было.

  3. В конце апреля прилетела пара веселых, щебечущих птичек и стала носиться вокруг старого гнездышка.

  4. Мальчик послушался отца.

  5. – Не разоряй гнезда, - сказал мальчику отец,- весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

(По К.Д.Ушинскому)

Можно ли превратить их в текст? Решите: на одну ли тему предложения, возможно ли с их помощью передать определенную мысль? Составьте из данных предложений текст, произведя необходимые преобразования.


Уровень С.


Является ли данный отрывок текстом? Для этого выясните, есть ли в данном отрывке тематическое единство, наличие общей мысли.


Что можно сказать о герани? Герань – это комнатный цветок. Бывают полевые цветы. И садовые. Мало ли какие бывают цветы! А наша герань растет в горшке на окне. Считается, что герань – это символ мещанства. Потому что мещане очень любили герань. Что такое символ? Символ - это условный знак, выражающий какую- то идею. Считается, что герань символизирует идею мещанства. Мещанство! Это отвратительная штука. Это мерзость! Ты никогда не станешь мещанином, мой мальчик! Мещанин – это человек с мелкими, куцыми интересами собственника… Максим Горький изобличал мещан! Вспомни его «Песню о соколе»! Там Уж – символ мещанства. «Рожденный ползать - летать не может!» Запомни это, крепко запомни, мой мальчик… Вот как! Так и пиши!

(По Ю.Корицу)

Выберите одну из тем, которые присутствуют в этом отрывке и составьте текст на данную тему. (5-6 предложений).



ТЕМА №5. ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ. МИКРОТЕМА. АБЗАЦ. ПЛАН.


Задание 7.


Уровень А.


Абзац – это часть текста, объединенная общей темой (микротемой). Определите микротемы текста и разбейте его на абзацы. Подчеркните предложения, в которых содержаться микротемы каждого абзаца. Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль.


Ни одна столица земного шара не может похвастаться таким богатством, как лесной массив Лосиного Острова в Москве. Это истинная жемчужина природы. Здесь, в настоящем лесу, обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. А ведь лес находится в черте города .Москва по праву считается одним из самых зеленых городов мира. Кроме Лосиного Острова, в черте города есть и другие леса – Измайлово, Сокольники, Кузьминки. Во все времена люди знали целительные свойства леса. Отсюда и родилась мудрость: каждый человек должен посадить и вырастить дерево. Охрана окружающей среды приобретает во всем мире огромное значение. Каждая травинка, каждый куст, каждое дерево растут теперь в цене. На одной из дощечек Лосиного Острова написано:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня на ладони…

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.







Уровень В.


Озаглавить текст. Определить его тему и основную мысль. Разбить его на абзацы. Подчеркнуть предложения, в которых заключена микротема абзаца. Составить план к тексту.


Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по стропилам кисти рябин, которую сам собирал, сам нанизывал на веревки, и вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не вспомнил бы. В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли. В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве, да еще потому, что в прошедшем году уродилось ее на редкость много и жалко было смотреть, как сочные, красивые ягоды расклевывают дрозды.


Уровень С.


По данным микротемам составьте текст. Озаглавьте его, разбейте на абзацы Определите тему и основную мысль (идею) текста.


1 Осень – мое любимое время года.

2.Особенно хороша осень в Подмосковье (Сибири, на Урале, в Крыму и т.д.)

3. Осень навевает мне определенные мысли и создает особенное, осеннее настроение.



ТЕМА №:6. СТРОЕНИЕ АБЗАЦА.


Задание 8.


Уровень А.


В абзаце выделяют три части: зачин; развитие мысли; концовку.

Найдите в данном абзаце его основные части и выделите их.


По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его теплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал.


Уровень Б.


Определите основную мысль каждого из отрывков. В какой части абзаца она сформулирована? Оцените, удалось ли авторам провести эту мысль. Сделайте вывод: в обоих ли текстах основная часть абзаца соответствует его началу. Какие исправления вы внесли бы в отрывок.


а) В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихой ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинкам.

( По А.Куприну)

б) Осенью эта поляна кажется сказочной. Листья начали менять свою окраску. Как осенний дождь падают они, устилая землю. Земля стала разноцветной: где желтой, где зеленой, а где даже красной. Осенью мы часто тренируемся здесь. Бегать по золотистому ковру легко и приятно.



Уровень С.


Прочитайте предложения. Как вы думаете, какие из них могут служить началом абзаца?

В каких предложениях заключена мысль, которую можно развить?

Придумайте текст состоящий из одного абзаца, который являлся бы продолжением одного из зачинов.


1.Какое необыкновенное небо!

2.Вот так все и произошло.

3.А потом Барсик подбежал к мисочке и начал лакать молоко.

4.Удивительный случай произошел со мной!

5.Чудной какой!

6.Хорошо, что все так удачно закончилось!


ТЕМА №7. СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ . ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. « ДАННОЕ» И «НОВОЕ» В ПРЕДЛОЖЕНИИ.


Задание 9.


Уровень А.


Предложения в тексте должны находиться в определенном порядке так, чтобы происходило последовательное развитие основной мысли текста.

Повторяющаяся часть предложения – это «новое», а информация, которую мы к нему добавили, - «новое». «Новое» в предложении содержит основное сообщение, выделяется

логическим ударением. В спокойной монологической речи «новое» обычно находится в конце предложения..

Озаглавьте текст. Определите его тему и основную мысль. Выделите «данное» и «новое» в предложениях текста.


Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, на лету, как ласточки, ни на деревьях, как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле. Истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых в тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении.


Уровень В.


Расположите предложения в определенном порядке так, чтобы получился текст. Озаглавьте его, определите тему и основную мысль. Выделите «данное» и «новое» в предложениях текста.


  1. Шустрая, легкая, как коричневый дымок, белка срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше, садилась на ветке и уплетала сало за обе щеки.

  2. Приглянулся он и солидному дятлу, который двигался по стволу подпрыгивая.

  3. У старой липы, которая стояла перед домом, был маленький сучок на высоте чуть выше нормального человеческого роста.

  4. А дятел, издав крик обиды, отлетал ни с чем.

  5. Чтобы добраться до сучка, ему надо было перескочить на другую сторону липы, но тут всегда случалось неожиданное.

  6. На этот сучок мы накалывали кусочек сала, который клевали синицы.

(По Н.Тихонову)



Уровень С.


Расположите предложения в определенном порядке так, чтобы получился текст. Озаглавьте его, определите тему и основную мысль. Разбейте текст на абзацы. Выделите «данное» и «новое» в предложениях текста.


  1. Эти медлительные рыбы бесшумно и плавно скользят в толще воды.

  2. Ученые открыли, что скаты способны вызвать электрический разряд большой силы.

  3. Шипы, чешуйки и колючки на коже предохраняют их от случайных ранений, сильных хищников и других опасностей.

  4. Поистине фантастическое зрелище представляют скаты.

  5. Эта удивительная способность позволяет им выполнять многие жизненно важные функции: общаться друг с другом, убивать добычу на расстоянии, выполнять различные маневры в стае.


ТЕМА №8. СТИЛИ РЕЧИ. РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.


Задание 10.


Уровень А.


Речевая ситуация (РС) – это такая ситуация, при которой общение становится возможным. РС характеризуется тремя параметрами: с кем говорит человек- с одним собеседником или с несколькими; где говорит – в официальной обстановке или в неофициальной; с какой целью он говорит – с целью сообщения какой-либо информации, с целью общения со своим собеседником (или собеседниками ), с целью воздействия на собеседника (или собеседников). Схематично это можно представить так:

С одним человеком (1 – 1)

Со многими людьми (1 – много)

С КЕМ ГОВОРИМ ?

В официальной обстановке ( О О)

РС ГДЕ ? В неофициальной обстановке ( Н О)


Общение

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ? Сообщение

Воздействие


Как вы понимаете выражение «официальная» и «неофициальная» обстановка? Сгруппируйте примеры в два столбика: в один столбик те, которые обозначают официальную обстановку (О\О); в другой – те, которые обозначают неофициальную обстановку (Н/О).


Дома; в гостях у бабушки; в гостях у малознакомых людей; в кабинете директора; в гостях у друга; в самолете; в детском лагере; на занятиях в кружках и секциях, на приеме у врача; на прогулке; в театре; в магазине; на работе; в путешествии.


Как вы понимаете слова «общение», «сообщение», «воздействие». Распределите примеры на три столбика: выражения, обозначающие процесс

а) общения;

б)сообщения; в)воздействия.


Пересказ содержания просмотренного фильма товарищу; чтение доклада на уроке; рассказ товарищу о летних поездках, беседа с мамой, доклад на конференции, чтение книги, просмотр спектакля.

Уровень В.


Распределите тексты в соответствии с каждой из речевых ситуаций.


1 – МНОГО 1- МНОГО


1) РС ОО 2) РС ОФ


СООБЩЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ


1 – 1

3) РС Н/Ф


ОБЩЕНИЕ


1) - Ну и ветер! Какую пылищу поднял!

- Да. Такого ветра давно не было!


2) Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуется скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м/с, км/ч. направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.


3) Воздух рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок… Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес.

(А.П.Чехов)


Уровень С.


Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов.

Образец обозначения: 1 – много


РС ОО

ВОЗДЕЙСТВИЕ


1) Я принес сучьев, подкинул в огонь, сел и смотрю на костер, никак не могу глаз от него отвести. А Аркадий Петрович говорит:

- Ты о чем думаешь?

- О разном думаю.

- Разного много. Ты лучше о четырех правилах подумай.

- О каких?

Гайдар начал загибать на руке пальцы:

- О храбрости. Раз! О честности. Два! О том, чтобы никогда не скупиться. Это три! И о том, чтобы быть хорошим сыном своей страны. Четыре! Пока с тебя хватит.


  1. Когда употребляется слово «заглавие? Можно говорить и писать о заглавии и о названии рассказа, повести, романа, книги. Статьи. А говоря о кинофильме, спектакле, цирковом представлении, употребляют только слово «название». Например, вторая серия фильма вышла под другим названием.


3) Порядочный человек.


Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный «?

Может быть. Человек, который любит порядок, аккуратно одет. Не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу?

Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность. Честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».

(Ю.Я.Яковлев)



ТЕМА №9. РАЗГОВОРНАЯ И КНИЖНАЯ РЕЧЬ.


Задание 11.


Уровень А.


Речь делится на разговорную и книжную.

Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми. Обычно в домашней (неофициальной ) обстановке (1 -1; НО).

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 – много; ОО) .

Определите, какой отрывок являет собой пример книжной речи, а какой – разговорной?


- Привет, Мишка, ты где лето проводил?

- Я к бабушке в деревню ездил.

- Фу, в деревню! Чего ты там забыл? Я вот на море был. Море – это такая красота! Оно теплое, прозрачное, так и хочется из не вылезать никогда. Плавать и плавать до бесконечности. А знаешь, как здорово на волнах качаться, когда на море шторм! Но больше всего я люблю ночное море! Ты в нем купаешься, а по нему лунная дорожка тянется. А ты по ней плывешь! Дух захватывает! А ты говоришь, деревня!


Море.


Вы, вероятно, видели, море и любовались им в разное время дня и ночи.

Море поражает, во-первых, своей величавостью, во-вторых, беспредельной далью, в –третьих, меняющимися красками и. наконец. Постоянным глухим шумом прибоя. С криком носятся над ним белые чайки.

Ничто не влечет больше моря. В нем тонет все: и облака, и небо. И звезды. А как красиво море ночью! Вот показывается из-за туч полная, румяная, стыдливая луна-

чародейка. Она проливает вниз свой мягкий свет, который отражается в море багровой зыбкой дорожкой. (По И.Харченко)



Уровень В.


Определите, какой из отрывков являет собой пример разговорной, а какой книжной речи.


Может ли ребенок научиться говорить без помощи людей? Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: волками, леопардами, обезьянами, медведями и даже овцой. И «говорили» эти люди – звери не на каком – либо человеческом языке, а по - звериному. Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их: волчий вой, обезьяний визг, овечье блеяние. С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечьи.

(По А.М.Кондратьеву)


Саня и Ваня возвращаются из школы домой.

Ваня берет сучок и что-то пишет на снегу. Ваня смотрит, читает:- «Саня»

- Подумаешь! Весна придет, снег растает. И ничего от твоих букв не останется.

Ваня достает из портфеля нож и на стволе березы вырезает «Ваня».

- Вот это другое дело! А ты на снегу! –говорит он.

- Ну и дурак!- говорит Саня.

- Почему?

- Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!»

( По С.А.Баруздину)

Порассуждайте, прав ли Саня?


Уровень С.


Опишите какое-либо событие, явление или предмет, используя для этого в одном случае книжную, а в другом - разговорную речь.



ТЕМА №10. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.


Задание 12.


Все стили речи характеризуются по четырем параметрам с точки зрения:

а ) условий общения;

б) задач речи;

в) отличительных черт;

г) часто используемых языковых средств.


Разговорный стиль речи:

а) обычно используется в беседах со знакомыми людьми в непринужденной обстановке;

б) задача речи – обменяться впечатлениями (общение);

в) высказывание обычно бывает непринужденным, живым, свободным в выборе слов и выражений, в нем обычно раскрывается отношение автора к предмету речи и собеседнику;

г) к характерным языковым средствам относятся: разговорные слова и выражения., эмоционально-оценочные средства, в частности с суффиксами –очк-, -ик-, -к-, -оват -

-еват-, -оньк- и др.; глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия, обращения; побудительные. Восклицательные, вопросительные предложения.



1 -1

РС НФ

ОБЩЕНИЕ


Докажите, что перед вами текст разговорного стиля.


- Скажи, дедушка, откуда ты сказки берешь?

- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы

- А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

- Ручкой с перышком, милый внучек, ручкой с перышком!

- А почему у меня не получается? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

- Не горю, Сергей! – утешает дед. – Придет время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно. Не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнешь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

( По Е.А.Пермяку)

Как вы поняли слова деда?


Уровень В.


Определите стиль данного отрывка. Обоснуйте свое мнение. Приведя доказательства по четырем параметрам : а)условия общения; б) задачи речи; в) отличительные черты; г) используемые языковые средства. К данному тексту составьте схему речевой ситуации.


Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».

Старшая сестра Оля передала записку.

- Оля, ну как? Передала?

- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет

В шестом часу вечера Дима собрал ребят своей улицы:

- Пацаны, пошли на площадку, сыграем в футбольчик!

- А мяч есть?

- Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. В его руках был…

( По Е.Мережинской)

Что было в руках у Пети? Почему?


Уровень С.


Определите стиль речи отрывка. Обоснуйте свое мнение.


Представьте, что вы рассказываете своему другу интересную историю о посещении зоопарка или о свое любимом питомце. Сочините текст разговорного стиля на данную тему.


Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой, Юхименко, и говорит: «Хочешь, я тебе обезьянку дам? В самом деле – живую обезьянку. Она хорошая. Ее Яшкой зовут. Не бойся, она маленькая». Действительно. Оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки черные.

Я достал из буфета сахару и дал Яшке. Он схватил черной лапочкой кусок, заткнул за щеку. От этого мордочка у него скривилась. Я попросил у Яшки лапку. Он протянул



мне свою ручку. Тут я рассмотрел, какие на ней хорошенькие черные ноготки. Игрушечная живая ручка. Я пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – раз, и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. Вот и ребеночек.




ТЕМА №11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И НАУЧНАЯ - ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ.


Задание 13


Уровень А.


Книжная речь бывает художественная и научно – деловая.. Это зависит от того, какую речь решает автор. Научно – деловую речь используют в том случае, если нужно сообщить информацию, объяснить что-либо (задача речи – сообщение); художественную речь – если нужно нарисовать словами. Изобразить картину, передать читателю свои чувства. Научно-деловая речь объединяет два стиля речи: научный и деловой. Художественная речь – художественный и публицистический стили речи.

1 - МНОГО 1 - МНОГО


РС (ХУД. РЕЧЬ) НО РС(НАУЧНО-ДЕЛОВАЯ ОО

РЕЧЬ)

ВОЗДЕЙСТВИЕ СООБЩЕНИЕ


Познакомьтесь с текстами, определите, какая это речь – художественная или научная.

Сравните, чем различаются эти два вида речи. Какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой – в художественном произведении?

Какие задачи речи решают авторы текстов – одинаковые или разные? Какие именно?


а) Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

(Энциклопедический словарь)


б) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.

(А.П.Чехов)


Уровень В.


Познакомьтесь с текстами, определите, какая это речь – художественная или научная.

Для этого начертите схемы РС для каждого текста.






Приветное слово.

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.

Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.

Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.

- Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.

«Здравствуй, маленькая! Здравтсвуй, дитятко мое!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.

Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:

- Ей пока еще все люди – братья!

- Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.

Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.

(В,П.Астафьев)


Этика – 1. Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2.Совокупность норм поведения.

Этикет – Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

( С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» )


Уровень С.


Познакомьтесь с текстами. Какой из них является деловым сообщением, какой – художественной зарисовкой. Подчеркните в тексте художественного стиля слова, которые помогают автору нарисовать словом картину.

Продолжите каждый из текстов, сохраняя его особенности.


а) В город прибыли лесовозы. Они доставили бревна.


б) По улице, прогибая ее, шли тяжелые лесовозы, заляпанные едкой весенней грязью… Они тащили на себе свежие, налитые соком еловые и сосновые кряжи.

( По В.Тендрякову)



ТЕМА №12. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.


Задание 14.


Уровень А.


Признаки художественного стиля речи:

а) используется в художественном произведении;

б) его задача – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства (эмоции) автора;

в) высказывание обычно бывает конкретным ( описывается именно эта береза, а не береза вообще), образным, наглядно представляемым, эмоциональным; большое количество образных средств;

г) к характерным языковым средствам относятся: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака предмета или действия; слова со значением сравнения или действия; слова со значением сравнения, сопоставления, глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия, глаголы в форме настоящего времен и вместо прошедшего, 2-го лица вместо 1-го; предложения вопросительные, восклицательные, предложения с однородными членами.

1 – МНОГО


РС (ХУД.СТИЛЬ) НО

ВОЗДЕЙСТВИЕ


Докажите, что данный текст является текстом художественного стиля.


Спор.


Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

- Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит. Пропал бы без меня совсем, - говорит лошадь.

- Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю.

- Нет, меня. Я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте.

(К.Ушинский)


Уровень В.


Определите стили двух текстов. Приведите необходимые доказательства.


Ландыш.


Растет по лесам, кустарникам, склонам, изредка на заливных лугах. Корневище ползучее, с многочисленными корнями и ползучими побегами. Весной из верхушечных почек отрастают два или три листика и цветочная стрелка. Нежные большие листья соответствуют условиям жизни в тени. Цветение начинается в мае и продолжается до середины июня. Белые, душистые, в виде колокольчиков цветки собраны в рыхлую однобокую кисть. Ландыш – лекарственное растение. Из его цветков готовят настойку, регулирующую работу сердца.

(Из энциклопедии)


Ландыш.


О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем восходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны.

(А.Фет)

Какие образные средства встретились вам в стихотворении?






Уровень С.


Один ли стиль использует писатель для создания данного текста? Обоснуйте свое мнение.


Дуб и орешник.


Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно от моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет,- сказал на это дуб, - и дубок из этого желудя проживет столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу свой дубок, и он не проживет и трех дней».

Дуб ничего не ответил и велел расти своему сынку из желудя. Желудь намок. Лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху. Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника.

Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из желудя поднялся до неба и раскинул шатер во все стороны.

( Л.Толстой)



ТЕМА № 13. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.


Задание 15.


Уровень А.


Признаки научного стиля речи:

а) используется в научных трудах, учебниках и выступлениях на научные темы (лекциях, докладах);

б) задача речи – сообщить сведения, имеющие теоретическое значение, объяснить причины явлений;

в) высказывание обычно бывает обобщенным ( в нем раскрываются понятия – говорится, например, не об одной какой-либо березе, а об этой породе деревьев), точным, доказательным, неэмоциональным ( в нем не передается отношение автора);

г) к характерным языковым средствам относятся: книжные слова с обобщенным и отвлеченным значением, научные термины, глаголы в форме 3-его лица настоящего времени со значением постоянного действия (питаются, дышат), простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как ит.п.; предложениях без подлежащего, сказуемое, выраженное существительным или прилагательным.


1 – МНОГО


РС (НАУЧНЫЙ СТИЛЬ) ОО

СООБЩЕНИЕ






Докажите, что данный текст являет собой пример научного стиля речи.


По количеству употребляемых слов прилагательное занимает третье место (после существительных и глаголов). Из 9 тысяч самых частых слов на долю прилагательных приходится около полутора тысяч, что составляет 16,6%.

По частоте употребления прилагательные занимают пятое место (существительное, глагол, местоимение, предлог, прилагательное).

Самые частотные прилагательные: большой, новый, старый, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный.

(Д.Розенталь)

Уровень В.


Определите стили речи предложенных текстов. Докажите свое мнение.


1. – Ну и ветер! Такую пылищу поднял!

- Да, такого ветра давно не было.



2. Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуются скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м / с, км / ч. Направление ветра определяется флюгером, выражается в градусах.




3. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок…

Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа, ни колес.

(А.П.Чехов)

Уровень С.


Сравните два текста. Чем они похожи и в чем их различие. Для этого определите тему, основную мысль, языковые особенности текстов. Определите стиль данных текстов.



Цветы.

По утрам умываясь росой

Как цвели они! Как красовались!

Как упали они под косой,

И спросил я: - А как назывались?

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке:

Слишком нежно и грустно они

Назывались – «анютины глазки».

(Н.Рубцов)


АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ - травянистое 1-2-летнее растение семейства фиалковых в Евразии. Формы и сорта с крупными цветками разной формы и окраски используют в декоративном садоводстве.

(Энциклопедический словарь)




ТЕМА №14. ТИПЫ РЕЧИ.


Задание 16.


Уровень А.


Вокруг нас бесчисленное множество различных предметов и явлений, они имеют свои признаки, свойства, они совершают действия. Мы все это видим (кто это? что это? какие они? что делают?), оцениваем (каков?), объясняем (почему они такие7 почему это произошло?). Все это и составляет содержание наших высказываний.

В зависимости от содержания наши высказывания могут представлять собой разные типы речи: описание, повествование, рассуждение.

В ОПИСАНИИ говорится об одновременных признаках, в ПОВЕСТВОВАНИИ – о последовательных действиях, а в РАССУЖДЕНИИ – о причинах свойств и явлений.

Какой из данных текстов является повествованием? Описанием? Рассуждением?


Отвечая, не забывайте о приеме фотографирования, используйте в своей речи следующие конструкции и стройте свое высказывание по данным образцам :


- Я думаю, что это высказывание является описанием, так как в нем названы… Содержание можно передать на одном снимке, следовательно, эти признаки одновременные.


- Я считаю, что это высказывание – повествование; в нем говорится о нескольких действиях одного предмета. Все эти действия нельзя передать на одной фотографии, потому что они совершаются в разное время, одно за другим. Значит, это последовательные действия.


- Мне кажется, что это высказывание – рассуждение. В нем объясняется… То, о чем в нем говорится, нельзя передать на фотографии.




Я думаю Так как

Я считаю Потому что

Мне кажется Следовательно

На мой взгляд Значит

По-моему Таким образом

Поэтому


В тексте говорится, сообщается о признаках (действиях) предмета, объясняется, доказывается, что…, в тексте указываются, называются, приводятся, даются признаки предмета (действия, доказательства того, что…); автор описывает предмет, говорит. Сообщает о при знаках предмета; автор повествует о предмете, рассказывает о его действиях; автор доказывает, объясняет…









1. За моим окном под черной железной планкой привесились четыре большие, тяжелые светящиеся капли и светят мне как посланники весны.

2. Редки белые грибы, но зато как найдешь, так и набросишься на них коршуном, срежешь и вспомнишь, что обещался, увидев, не сразу срезать, а полюбоваться.

3. Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.


Уровень В.


Озаглавьте тексты. Определите тему, идею, тип и стиль каждого из них. Обоснуйте свое мнение.

Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков..? Потому что меньше дарят! Считается, что сувенир, подарок, презент – это пустяк, детское дело! Но это совсем не пустяки! Подарки украшают жизнь. Дарят людям радость. Это очень хорошее дело. Серьезное дело. Не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда ходить – дарите их своим соседям по лестнице. Можно дарить подарки совсем незнакомым людям

(По В.Коренцу)


Пес Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, - гладкую резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускающий воздух. Мурзик лег, зажал скользкую пробку между лапами и заворчал – пробка ему начала нравиться. Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и неприятная вещь: густая струя воздуха с резким ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.

(По К.Паустовскому)

Было солнечно и прохладно в чистом воздухе. На каждом листочке, травинке, веточке, на розовеющих яблоках – всюду поблескивали, искрились, сверкали синими, красными, желтыми огнями дождевые капли. Хотелось посидеть на солнышке и погреться в его лучах… Это был первый прохладный день. Впервые небо не замутнилось испарениями, бездонно голубея над мокрой зеленой травой.

( Г.Семенов)

Уровень С.


Пофантазируйте на тему природы. Составьте тексты трех типов (повествование, описание, рассуждение) от лица предмета или от третьего лица. Это, конечно, будет вымышленная история, а неживой предмет природы придется одушевить. Озаглавьте свои тексты, определите их стиль.

Пример начала рассказа: «Я ромашка, такая беленькая, чистенькая, с солнышком среди моих лепестков. У меня высокий крепкий стебелек и резные листики…»

Выберите тему для своих рассказов или придумайте ее себе сами, но помните, что во все трех текстах речь должна идти об одном и том же предмете или от лица одного и того же предмета.

Возможные темы: «Ромашка», «Крапива», «Валун», «Репейник», «Садовая лилия», «Лопух», «Василек».


ТЕМА №15. ОЦЕНКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.


Задание 17.


Уровень А


Наблюдая окружающую нас жизнь, мы часто даем оценку предметам, явлениям, действиям и т.д.

Значение оценки может выражаться частью предложения, с помощью самостоятельного предложения особого типа речи – ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. Оценка выражается прилагательными, существительными, словам на – О: хорошо, интересно, опасно, увлекательно, честно, бессовестно и т.п.; сочетанием слов типа ну и..! что за..! и т.п

Примеры: спор бесполезен. Ах, какая чернильница! Вот это красота! и т.д.

В данном тексте присутствует оценка действительности. Подчеркните предложения (или предложение), в которых (ом) она заключена. Определите тему и идею тектса. Подчеркните предложения (или предложение), в которых (ом) заключена основная мысль текста. К какому выводу вы пришли? Определите стиль и тип текста.


Удивительный кенгуру.


Это поразительное, прекрасное и кроткое животное не похоже на всех других четвероногих. Что можно сказать о кенгуру?

Кенгуру служит примером необычного передвижения на двух конечностях. Кенгуру передвигается скачками.

Кенгуру – один из символов Австралии: его изображение вместе с и изображением эму выбрано для герба этого государства.


УровеньВ


Определите тему и основную мысль текста, его тип и стиль. Есть ли в данном тексте предложения (или предложение) со значением оценки действительности? Если они есть, подчеркните их. Определите, что оценивается – предмет, явление или событие?


Живые современники Петра.


В этот необычный уютный сад почти в самом центре Москвы входишь словно в удивительный мир тишины и легенд… Ходишь по этому необыкновенному оазису – и вдруг ловишь себя на мысли, что совсем рядом кипит жизнь современного города, а здесь, на чудом сохранившемся островке зеленой экзотики, не замечаешь ни шума, ни времени. Удивительно!

В первом путеводителе по Ботаническому саду, выпущенном в 1808 году, сообщалось, что Петр Первый собственноручно посадил три дерева: ель, пихту и лиственницу

Лучше всего здесь в начале осени. И среди множества деревьев видишь силуэт лиственницы – свидетельницы той далекой эпохи, живой памяти нашей истории.

Как странно и радостно, что она дожила до наших дней, уцелела в буре бед и исторических катаклизмов, пронесшихся за это время над Москвой.





Уровень С.


Прочитайте стихотворение. Объясните смысл его названия. Определите, какие типы речи встречаются в стихотворении. Есть ли в данном стихотворении оценка действительности? Обоснуйте свое мнение. Если ее нет, дайте сами оценку тому явлению, которое оценивается в стихотворении. Озаглавьте стихотворение.


Ночью я видел:

Ломались березы!

Видел: ломались цветы

Гром, рассылающий

Гибель и слезы,

Всех настигал с высоты!

Как это странно

И все-таки мудро:

Гром роковой перенесть,

Чтоб удивительно

Светлое утро

Встретить, как светлую весть!

Вспыхнул светящийся

Солнечный ветер,

Дышат нектаром цветы,

Влагой рассеянной

Озеро веет,

Полное чистой воды!

(Н.Рубцов)



ТЕМА №16. ОПИСАНИЕ.


Задание 18.


Уровень А.


Описание – тип речи. Тексты данного типа отвечают на вопрос: « какой этот предмет?». В них описываются предмет или действия, происходящие одновременно. В тексте много имен прилагательных , причастий, местоимений, «данным» в предложениях является название самого предмета или его частей, а «новым» – указание на признаки; развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. К тексту можно сделать одну фотографию.


Докажите, что данные тексты являются текстами описательного характера. Подумайте, что описывается в каждом из них и распределите их в зависимости от вида описания.

Виды описания

  1. описание предмета

  2. описание животного

  3. описание природы

  4. описание помещения

  5. описание человека

  6. описание состояния природы

  7. описание состояния человека






И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжелых унижений, оби и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. Огня мне не давали, денег на покупку свеч у меня не было, но все эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации и читал объяснения к ним. Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю все шире и шире, украшая ее сказочными городами, показывали мне высокие горы, красивые берега морей. Жизнь чудесно разрасталась, земля становилась заманчивее, богаче людьми, обильнее городами и всячески разнообразнее.

(М.Горький)


2.

Васька был черный, пушистый, а лапки у Васьки белые, как в тапочках. Хвост у Васьки на кончиках тоже беленький, будто в мелу испачкан. Глаза зеленые, а зрачки узкие-узкие.



3.


Гаснет вечер, даль синеет

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует…

(И.Бунин)

4.

Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик. На нем возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ежик.

(Н.Носов.»Приключения Незнайки и его друзей)

5.

Мы часто путаем два понятия – закат солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество чистых красок – от червонного золота и бирюзы – и переходит в поздние сумерки и ночь. Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды. А заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

(К. Паустовский)

6. .На Оле было красное платье с белыми горошками. Большой белый воротник с шитьем обнимал ее круглые плечи. Косички смешно торчали над ушами, и в каждую была вплетена ситцевая тряпочка: в одну – синяя, а в другую – зеленая. Вся она была крепенькая, здоровенькая, на коротких плотных ножках. Черные глаза на розовом лице глядели то насмешливо, то восхищенно, то задумчиво. Сейчас они с любопытством уставилась на булочки в печи, и пламя угольков отражалось в них.

(По Н. Кончаловской)

7.

Сани у Деда Мороза были красивые, легкие. Посох был блестящий, с нарисованными на нем елочками.


Уровень В.


Сравните два текста. Что между ними общего, и чем они отличаются друг от друга. Определите тип речи и стиль данных текстов. Обоснуйте свое мнение. Первый текст дополните предложениями, содержащими оценку действительности.


Туча.


Солнце скрылось в громадном облаке, которое двигается как бесконечная черная рать. Время от времени солнышко выглядывает, потом скрывается.

Я стал внимательно рассматривать тучу. Края облака как будто воспламенились. Картина получилась красивая. Одна часть неба темная, и туча растет. Отчетливо светятся высокие девятиэтажки, блистают искорками голуби. Выпустили их полетать в тревожном предгрозовом воздухе. Другая часть неба еще светлая и тонет в свете. Настроение тревожное. Так чувствуют себя воины перед боем.

(ПО Л.Бахревскому)


Туча.


Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала.

И молния грозно тебя обвивала,

И ты ее давала таинственный гром

И алчную землю питала дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С.Пушкин)


Уровень С.


Сравните четыре текста. Что между ними общего и чем они отличаются? Какие из них наиболее близки? Обоснуйте свое мнение. Определите тему каждого из текстов. Составьте свое описание дождя, включите в него элемент оценки действительности


1.

Дождик льет – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод –

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод

(Л.Яхина)




2.

Крупные капли дождя разбивались о землю, превращались в пыль и мельчайшие брызги. Повсюду устойчиво держался ровный напряженный шум дождя и наполнял окрестность. Резко и оглушительно ударял гром, но небо было серое и ненастное, а не грозное.

Река вышла из берегов и залила поле белой цветущей гречихи. Высокие ольховые кусты тоже выглядывали одними макушками. Видно было, как вода пригибает кусты, а они стараются выпрямиться и беспрерывно покачиваются, кланяются.

В водяную вертящуюся яму неудержимо тянуло все, что проплывало мимо: солому, сено. Щепки и даже пузыри, которые рождались там, где вода расчесывалась ветвями затопленных деревьев.

На землю уже спускается ненастная ночь, а в реке все пребывает вода.

(По В.Солоухину)



3.

Какой дождь.


Дождь крапал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял,

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной
Обложной, висячий, спорый,

Сонный. Медленный и скорый.

Как камыш, стоймя стоячий,

А еще и грозовой
Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

(О.Григорьев)


4.

Есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля выбивает маленькую водную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений еще видна на дне этой чаши. Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то усыпительное и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один куст, то другой. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы: липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. О слепом дожде, идущем при солнце. В народе говорят: « Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать сияющими слезами, как не сказочной красавице-царевне.

(По К.Паустовскому)






Тема № 17. ПОВЕСТВОВАНИЕ.


Задание 19.


Уровень А.


Повествование – тип речи. Тексты данного типа отвечают на вопрос : «что делает предмет?» В текстах данного типа речи описываются действия, происходящие последовательно. В данных текстах много глаголов, деепричастий, существительных, обозначающих действие как предмет, используются слова, указывающие на последовательность действий. « Данным» в текстах повествовательного характера является указание на лицо, выполняющее действия, на время. «Новым» - сообщение о сменяющихся действиях. К тексту можно сделать несколько фотографий.


О каком зверьке идет речь в отрывке – по каким признакам вы его узнали? Является ли это т текст описанием предмета? Докажите. вставьте вместо точек слова и выражения со значением времени. Назовите действия, с помощью которых автор рисует происходящее. Определите тип и стиль текста. Воспользуйтесь для этого приемом фотографирования.



…из-под комода выставилась мордочка, хорошенькая, серенькая, с черными глазками, с ушками-торчушками. …мордочка зашевелилась, высунулась вперед. Показалась серая спинка и длинный хвостик. …я пошевелился, чудный зверек пропал.

(По М.Богданову)


Слова для справок: но, только, вдруг, немного, погодя.


Уровень В.


Среди предложенных текстов найдите тексты повествовательного характера. Обоснуйте свое мнение. Озаглавьте их. Определите стиль текстов. Выделите «данное» и «новое» в текстах №1 и №3.

1.

Ветер разлетелся. Липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой. – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула тучи и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал, и вот из-под тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков. Это и были последние грибы.


(М. Пришвин)


2

Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуются скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м / с, км / ч. Направление ветра определяется флюгером , выражается в градусах.




Вперегонки с пылью.

3.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше;

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых,

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.

(М.Исаковский)


Ветер – это движение воздуха в атмосфере. Ветер характеризуются скоростью и направлением. Скорость ветра у земной поверхности измеряется специальным прибором и выражается в м / с, км / ч. Направление ветра определяется флюгером

выражается в градусах.


Уровень С.


Озаглавьте тексты. Определите тип и стиль каждого текста. Какому из текстов можно дать заглавие «Осенний лес»?

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.

И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева!

Певчий дрозд откликнулся - просвистал свою песню. Затенькала птичка-капелька – пеночка-теньковка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.

Желтый, опадающий лист и весенняя травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет

Песни и тишина.

И грустно, и радостно!


2. Ветер разлетелся. Липа вздохнула и выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой. – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула тучи и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал, и вот из-под тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков. Это и были последние грибы.


(М.Пришвин)




3.


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И. Бунин)



ТЕМА № 18. ОПИСАНИЕ И ПОВЕСТВОВАНИЕ. ИХ СОПОСТАВЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ.


Задание 20.


Уровень А.


Вспомните особенности повествования и описания. Какой из данных отрывков является повествованием, а какой описанием? Подчеркните предложения ,в которых заключена основная мысль текстов. Обозначьте « данное» и «новое» в предложениях текста. Каков стиль данных отрывков?


На предутреннем небе появляется звезда, вскоре она разгорается все ярче. В нарастающем свете звезда погасает, пока не пропадает совсем. Из моря выглядывает красная краюшка и превращается в раскаленный шар. От него бежит огненная дорожка, разбивается о сваи, распластывается на песке.

(По Н.Дубову)


Между лесами и Окой тянулся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

(По К.Паустовскому)


Уровень В.


Определите тип и стиль отрывков. Обоснуйте свое мнение. Каковы тема и идея данных отрывков? Обозначьте «данное» и «новое». Разбейте тексты на абзацы.


Луга.


Между лесами и Окой тянулся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Ее зовут Прорвой. Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой. Травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков. Над Прорвой часто стоит легкая дымка. Лишь в сумерки воздух над Прорвой делается прозрачным. Как ключевая вода. Листва осокорей едва трепещет, и в омутах гулко бьют прорвинские щуки.

(По К.Паустовскому)


Почему текст называется «Луга»?


Воронья хитрость.

Собачья еда в большой миске стояла под деревом. Когда собаки уходили к воротам, появлялись три вороны. Они садились на ручку балконной двери, чтобы видеть собак и следить за ними. Другая в это время пожирала остатки собачьей пищи. Третья, когда первая ворона издавала сигнал тревоги, бросалась с ходу навстречу собакам и отвлекала в сторону. Затем вторая ворона сменяла часового на балконе, а когда собаки успокаивались, первая начинала есть. Потом за ней в очередь ела третья. Так они совместно придумали эту игру защиты, чтобы каждая могла спокойно полакомиться собачьим обедом.

(По Н.Тихонову)

Уровень С.


Составьте тексты описательного и повествовательного характера о каком – либо предмете или явлении в одном из известных вам стилей речи.




ТЕМА №19. РАССУЖДЕНИЕ.


Задание 21.


Уровень А.


Рассуждение - тип речи. Тексты данного типа отвечают на вопрос : «зачем?». «почему?» и т.д. В любо м рассуждении имеется три части. В первой части содержится тезис , т.е. утверждение, которое нужно доказать.

Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Третья часть содержит вывод, который должен быть равен тезису, т.е. что утверждали, то и доказали. Рассуждение может быть неполным, в таком случае в нем отсутствует вывод


Обычно тезис и обоснование связываются словами потому что, так как; вывод присоединяется словами потому, таким образом, итак, следовательно.

То, о чем говорится в тексте, нельзя сфотографировать.



Прочитайте тексты, определите тип речи. Для этого установите :

а) о чем говорится в каждом высказывании – о признаках, действиях или причинах;

б) можно или нельзя сфотографировать то, о чем говорится? Один или несколько снимков получится? Выделите в рассуждении необходимые составные части.


Карло вышел в каморку, сел на единственный стул и повертев так и этак полено, стал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом - глаза. Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки.

(По А.Толстому)


На левой руке продавца сидит крошечный веселый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза – из литого стекла.

(По А.И.Куприну).


Игры - это не только детские забавы и развлечения. Именно в играх вырабатывается ловкость, гибкость, развивается ум, смекалка, формируется характер человека. Поэтому игры – важный фактор в развитии ребенка.


Уровень В.


Определите тип и стиль текстов. Выделите в рассуждении необходимые части. Допишите недостающую часть. Подчеркните предложения (-е), в которых (-ом) заключена идея текста..


Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики. Цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, кланяются, звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.

(И.Соколов – Микитов

Лилия.

От солнца лилия пугливо

Головкой прячется своей,

Все ночи ждет, все ждет тоскливо,

Взошел бы месяц поскорей.

Ах, этот месяц тихим светом

Ее пробудет ото сна,

К нему запросится она…

Глядит, горит, томиться, блестит

И все раскрывши лепестки,

Благоухает и трепещет

От упоенья и тоски.

(А.Майков)



Мещерские леса.


Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по незнакомым дорогам к какому – нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет.

(К.Паустовский)


Уровень С.


Составьте тексты по заданному началу. Тексты какого типа и стиля у вас получатся. Выделите в тексте-рассуждении его основные части.

1. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к сковородке, на которой жарилась картошка….


2.

Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Я захожу в рожь, наклоняюсь к василькам и чувствую дыхание нагретой солнцем земли…


3

Изучать строение слова – увлекательное занятие…



ТЕМА № 20. СОЕДИНЕНИЕ ТИПОВ РЕЧИ В БОЛЬШОМ ТЕКСТЕ.


Задание 22.


Уровень А.


Вспомните, какие вы знаете типы речи. Найдите эти типы речи в большом тексте.


Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Я захожу в рожь, наклоняюсь к василькам и чувствую дыхание нагретой солнцем земли…

С редким постоянством васильки растут на хлебных полях, верно сопутствуют злакам. Ученые – агрономы считают васильки сорняками. Но удивительно милые и скромные цветы васильков люди любят, упоминают их в песнях. Васильки по-своему как бы поэтизируют нелегкий крестьянский труд в поле…

Я рву крепкие, неподатливые стебли васильков и возвращаюсь на дорожку. Без умолку стрекочут кузнечики.

Теплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжелые наливающиеся колосья, и во ржи открываются, выглядывают на меня и снова меркнут лиловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки. Далеко впереди, где теряется в хлебах проселок, над землею неподвижно белые и плотные июльские облака.

(И.Соловьев-Микитов)




Уровень В.


Определите типы речи, которые присутствуют в данном тексте. Разбейте его на абзацы. Продолжите текст, добавив к нему абзац такого типа речи, которого нет в данном тексте. Озаглавьте текст и определите его стиль.


Синее море – говорят русские народные песни и сказки. Однако синее ли оно в действительности?

Оно и синее, и голубое, и зеленое, и дымчатое, и стальное, и опаловое, и воздуш-

но – серебряное, и жемчужное. Каких только красок не находят поэты и художники!

Море не любит быть одного и того же цвета. Кто любит море, кто избороздил его не раз своими путями, тот знает, что все моря и холодные и теплые, и красочные. Каждое море в разные дни, в разные часы и минуты меняют свою окраску до неузнаваемости. Без счета краски в нем!





Уровень С.


Определите тип и стиль, тему и основную мысль отрывков по предлагаемому началу:


1.Синее ли море в действительности?

2.Красота ночного моря.

3.Чем меня поразило море?


Какой тип речи не отсутствует? Составьте текст о море по одному из предлагаемых начал, добавив в него абзац недостающего типа речи.