СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник вариантов ГВЭ (400,500). Осложненное списывание. Изложение с творческим заданием.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник создан на основе открытого банка  заданий ФИПИ. Данныйсборник возможно использовать как рабочую тетрадь, что дает возможность обучающемуся отслеживать свои результаты от написания к написанию. 

Просмотр содержимого документа
«Сборник вариантов ГВЭ (400,500). Осложненное списывание. Изложение с творческим заданием.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

Сборник вариантов ГВЭ (400,500)

Сборник составлен на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ





Составитель: учитель русского языка и литературы Заречнева Елена Владимировна






Критерии оценивания грамотности и точности записи текста

Баллы

ТK1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

5

Допущено две ошибки

4

Допущено три ошибки

3

Допущено четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено шесть ошибок или более**

0

ТK2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

5

Допущено две ошибки

4

Допущено три ошибки

3

Допущено четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено шесть ошибок или более

0

ТK3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три ошибки или более

0

ТK4

Точность записи текста

Ошибок в воспроизведении текста нет

5

Допущена одна ошибка в воспроизведении текста

4

Допущено две ошибки в воспроизведении текста

3

Допущено три ошибки в воспроизведении текста

2

Допущено четыре ошибки в воспроизведении текста

1

Допущено пять ошибок в воспроизведении текста или более

0

Максимальное количество баллов за осложнённое списывание или диктант по критериям ТК1–ТК4

17

Осложненное списывание.













































1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть, самые диков..нные и умные звери несомненно бобры. Много лет назад побывал я в далёком северном заповеднике. Именно там я увид..л (не)тронутый край непуга(н,нн)ого зверя. В заповеднике (за)просто бродили медведи п..слись стада оленей.

Я поселился в маленьком дом..ке возле реки. В эту реку сотрудники заповедника недавно выпустили бобров. Зверьки, осво..вшись на новом месте, со свойственным им трудолюбием начали устраивать на берегах свои жилища. Бродя по берегам реки мы находили много поваленных деревьев. Из обглод..нных веток бобры строили у воды высокие скреплённые илом хатки с подземным выходом в проточную воду.

А в воронежском бобровом заповеднике который я посетил (на)много поз..нее бобры жили на воле, в лесной реке и её притоках. Пр..выкнув к ухаживавш..м за ними людям, бобры (не)страшились выходить днём из своих хаток.

129 слов

(По И. С. Соколову-Микитову)




























































































2. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Душистой смолою пахн..т наш сосновый бор. Всё здесь дыш..т настоящ..й весной которая в этом году пришла очень рано.

У сосны освещённой солнцем р..звятся белки. Всю долгую зиму жили зверьки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, заб..рались в глубокие дупла деревьев, носились по лесу, грызли смолистые тяж..лые шишки.

Много хлопот будет летом у тружениц. Необходимо выкормить маленьких бельчат собрать и надёжно спрятать запасы орехов и грибов.

Когда мало в лесу орехов, белки пускаются в далёкие но всегда ненапрасные пут..шествия. Смело переплывают широкие реки, перебегают поля, даже захаж..вают в селения и города (не)боясь встречи с людьми.

(Н..)кому в лесу не делают (н..)какого вреда милые и такие забавные белки. Смотрю я и (не)налюбуюсь на проказниц-белок, весело и радостно играющих у старой сосны.

124 слова

(По И. С. Соколову-Микитову)





















































































3. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Хорош лес ранн..й весною когда только начинает пробуждат..ся в нём бурная жизнь, скрытая от глаз и ушей. Та..т зимний снег а над головой видны тонкие ветки берёз осыпанные надувшимися см..листыми почками. Всё больше слышится в лесу птич..их голосов. Опавшей хвоей осыпан под елями рыхлый снег. На лесных полянах уже по..вились первые проталины. На оголё(н,нн)ых кочках видны зелёные листочки брусники. (Кое)где уже начинают зацветать первые подснежники которые позже быстро разр..стаются белым ковром. Пахн..т см..листыми почками корою деревьев. Придёт радостный день  — приятной зелёной дымкой покроется опушка берёзового леса.

Многое можно услышать в пробуждающ..мся лесу. Тонко пищ..т рябчики, на (не)проходимом болоте водят свои весе(н,нн)ие хор..воды журавли пр..летевшие с юга. А в густых кустах на берегу реки (по)весеннему звонко запел первый соловей.

118 слов

(По И. С. Соколову-Микитову)

























































































4. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 

Ясная Поляна усадьба великого писателя Льва Николаевича Толстого. Нет (не)обходимости гадать, (по)чему она названа Ясной. Пройдите берёзовую ал..ею от входа в усадьбу и дорога вывед..т вас на большую поляну. Тут, если вз..йти на пр..горок, открывается мир, который захочется как следует разгл..деть.

Вся поляна залитая солнцем хорошо видна. Со всех сторон лес. (В)низу, по р..внине, змеится речка Воронка с двумя мостами. Угад..вается дорога по которой проходит к речке стайка посетителей Ясной Поляны.

Опушки леса темны а поляна золотится под солнцем. Островок кустов и деревьев, уже тронутый желтизной, ра..положен в центре её. Он дразнит глаза переливами затумане(н,нн)ых красок. Кажется в зар..слях обязательно должен кто(нибудь) прятаться  — зайчишка, лиса.

Лев Толстой любил это место в усадьбе, часто сюда пр..ходил постоять, увидеть, как за поляною прячется в лес солнце.

124 слова

(По В. М. Пескову)
























































































5. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Мы так увлеклись рыбалкой, что не замет..ли дождя мелкими шажками подкравш..гося (из)за леса. Он густел ра..ходился, и вскоре на проток.. сделалось тесно от пузырьков которые расплывались кру..ками.

Огромная ч..рная туча наползала на реку и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом пр..кратился. И тут(же) порывы ветра понеслись по реке морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

Мы ждали бешеного ливня.

Но уд..вительное дело: грозная туча спустила на землю тихий грибной дождь и поплыла дальше, волоча за собой пушистый раздвое(н,нн)ый хвост. Этот хвост чисто смёл всё на своём пути. (С)нов.. появил..сь голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ож..ло всё вокруг. А туча уползала за перевалы и всё ещё метала яркие стрелы но звуки грома до нас уже (не)доносились.

128 слов

(По В. П. Астафьеву)
























































































6. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Птицы-скороходы

Это не о коростелях которые бо́льшую часть пути в Африку и обратно пр..одолевают на ногах. Это о трясогузках, у которых тонкие, будто проволочки, ножки. Но побежит эта птичка по траве, (ни)(за)что не догон..шь. А уж если заметит, что вы на неё загл..делись, то пост..рается показать всё своё умение. И (с)прав.. (на)лев.. перед вами пробежит и (с)лев.. (на)прав.. просеменит, а то (с)нов.. пустится по тр..пе покач..вая дли(н,нн)ым хвост..ком.

Сколько раз я любовался трясогузками обходя тропой лесное озеро. Сядет у воды, на веточке р..стения, качнёт хвост..ком, застынет и всю свою красоту покажет: атласная гру..ка и чёрный хвост а по бокам его и на крыльях белые полоски.

Слов нет красива она у воды, на кустике, но всё(таки) на тропе, когда бежит по ней, лучше.

121 слово

(По М. П. Филипченко)


























































































7. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Розовый куст на котором ра..цвела роза рос в (не)большом цветнике перед старым деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разр..слись по старым клумбам и по доро..кам выложенным кирпич..м. Деревянная реш..тка когда(то) краше(н,нн)ая зелёной масл..ной краской теперь (со)всем облезла, ра..сохлась и почти развалилась. Остатки реш..тки заплели хмель, повилика, мыши(н,нн)ый горош..к и какие(то) другие р..стения.

Майским утром когда роза раскрывала свои лепестки утренняя роса оставила на них несколько прозрачных слезинок. Роза словно плакала.

Но (во)круг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она впервые увидела голубое небо и лучи с..явшего солнца. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла плакать, то конечно не от горя а от счастья жить.

 

120 слов

(По В. М. Гаршину)




















































































8. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Должно быть уже прибл..жалась осень, потому(что) мы с Петей бродили по саду и ра..кидывали босыми ногами листья. Мы долго и увлечё(н,нн)о о чём(то) разговаривали.

Потом мы легли на спину и стали смотреть в небо. Петя уверял, что если так пролежать минут двадцать и не мигать то можно днём увид..ть звёзды и луну. И вот мы лежали и смотрели. Небо было ясное, просторное; где(то) высоко перегоняя друг друга быстро плыли облака. Глаза мои нал..лись слезами но я изо всех сил старался не мигать. Луны и звёзд всё не было, и я понял, что Петя пр..увеличивает.

Мы услышали шум, который всё нар..стал.

Это летел аэроплан освещё(н,нн)ый солнцем похожий на красивую крылатую рыбу. Облака надвигались на него, он летел против ветра. Но с какой свободой, (в)первые поразивш..й меня, он обош..л облака!

128 слов

(По В. А. Каверину)




























































































9. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Настала птич..я пора гнёзда выст..лать. Теперь у птиц каждое пёр..шко каждая шерстинка на счету.

Вижу: скач..т по земле большущий клок ваты. Воробьи даже клювы разинули от уд..вления.

Вот клок ваты вспорхнув (в)верх сел на дерево. Потом запрыгал с ветк.. на ветку. И как подскоч..т, как полетит! Вдруг со всего р..згона брякнулся о телеграфный столб. И что же? Вывалился из клока ваты воробей собственной персоной.

Ок..залось что воробей вату тащил. Он просто ухватил клок больше себя ростом.

Ухватить-то ухватил да закрыла ему вата весь белый свет. Бросить было жалко, но вид..ть, куда именно тащить, воробью было (не)(под)силу. Вот и наткнулся на столб клюв п..вредил и вату обронил. Но вата пролежала на месте недолго. Тут же другие воробьи сразу её и утащили. Столь це(н,нн)ая находка (не)может пропасть даром!

126 слов

(По Н. И. Сладкову)


























































































10. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 За свою красоту, силу и величавую осанку лебедь давно и справедливо назван царём птичьего мира. Он прекрасен когда медленно и невозмутимо плывёт по зеркальной поверхност.. воды. Все его движения полны прелести. Начнёт ли он пить нырять ра..пустит ли крыло по воздуху, всегда всё живописно и величаво в нём.

В большинстве стари(н,нн)ых песен лебедь пр..дстаёт р..скошной, смелой, бл..городной птицей (ни)когда не бросающей собратьев в (не)счастье. Даже обе..силев лебедь буд..т отча..нно защищать других птиц в стае. Он не скл..няется и перед самыми опасными пр..пятствиями.

Хорошо известна их недюжинная сила. Если собака бросится на птенцов лебедя или кто-то приблизится к раненой птице, лебедь может нанести сильнейший удар крылом.

Так(же) как и в песнях всегда прекрасен этот образ и в народных сказках. Поистине легендарная птица!

121 слово

(По М. П. Филипченко)


























































































11. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Солнце  — в зените. Раск..лённое син..е небо осл..пляет так, как буд(то) из каждой его точки на землю и на море падает (огненно)синий луч, глубоко вонзаясь в горячий камень города и воду. Море переливается и блестит словно ш..лк густо и щедро ра..шитый серебром. Чуть к..саясь набережной со(н,нн)ыми движениями тёплых волн море тихо поёт свою мудрую песню о вечном источнике жизни и счастья  — солнце.

Люди, весело и шумно перекл..каясь, бегут обедать. Многие из них спешат на берег и, быстро сбросив серые одежды, прыгают в море. Смуглые тела пад..ющие в воду (тот)час становятся до смешного маленькими, точно это тёмные пылинки в большой чаше.

Ш..лковые в..плески воды, радос..ные крики освежё(н,нн)ых людей, громкий смех и визг ребятишек всё это вздымается к солнцу.

116 слов

(По М. Горькому)





























































































12. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

С утра чуть(чуть) свежо и ветер шалит. Май выд..лся в этом году немного прохладным но сегодняшний день заг..релся. Всё кругом зазеленело зацвело и дальний хвойный лес от зелен.. белых берёз (по)настоящему пр..образился.

Уже орех ра..пускается. Только дуб-великан пожалуй не верит ярким весе(н,нн)им цветам, не доверяет зеленеющим повсюду доро..кам. Его нисколько (не)уд..вляют золотые серё..ки ореха, не трогает всё то что называется у нас весной.

Много ещё совершится ч..дес в природе, пока зелёная трава и цветы выб..ются из(под) старой листвы дуба. Только потом в цветах ликующей весны старик позабудет о долгой зиме и начнёт сам ра..пускаться радуя всех (во)круг. Рассказывают, будто в нашем климате труд ра..пускания дуба природа берёт на себя, и от этого на некоторое время на улице станов..тся холоднее.

119 слов

(По М. М. Пришвину)





























































































13. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Папа посадил меня перед монитором и начал ра..сказывать как пользоваться компьютером. (С)начал.. он говорил (полу)шутливо и всё посматр..вал на меня. А потом, когда дошёл до Интернета, заговорил серьёзно. Я только глазами хлопал пытаясь запомнить все его действия.

Нужно было как(то) выйти в Интернет. Когда это делал папа, всё получал..сь быстро и понятно но у меня (ни)чего сразу (не)выходило. Вспомнил: надо было щёлкнуть мышкой на каком-то значке. Я взялся за мышку и поводил ею влев.. и вправ... Попытался щёлкнуть. К моему уд..влению это получил..сь ле..ко. Рука как будто сама помнила нужное движение.

Пока я водил мышкой по коврику, Интернет оказался запущен. Сидя за компьютером, я и не замет..л, как наступила глубокая ночь. Наверное, до утренн..й з..ри просидел бы в Интернете: игра очень интересная попалась.

123 слова

(По А. В. Жвалевскому и Е. Б. Пастернак)























































































14. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Деревья в плену

Весна сияет на небе но лес ещё (по)зимнему засып..н снегом. По обе стороны ш..рокой дорожк.. лежат согнутые деревья. И так ни..ко что только зайцу под ними можно пробежать.

Берёзка в течение всей долгой зимы вершинкой своей заб..рала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина стала гнуться. Снег всё пр..липал к тому ко́му а вершина гнулась и, (на)конец, примёрзла так до самой весны. Под получивш..йся аркой всю зиму проходили звери и изредк.. люди на лыжах.

Но я знаю как можно не сгибая спины идти по такой дорожке. Я вылам..ваю себе увес..стую палочку, и стоит мне только этой палочкой стукнуть по склонё(н,нн)ому дереву, как снег валится (в)низ, ветка прыгает (в)верх уступая мне дорогу. Так я иду и освобождаю множество деревьев.

121 слово

(По М. М. Пришвину)























































































15. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

И вот я попал к знаменитому озеру Байкал. Было начало лета.

От посёлка Листвянка мы ехали на восток по южному берегу озера. Помню неожид..нную для этих мест теплынь. Склоны гор у дорог.. были покрыты брызгами с..реневых цветов. Позже я узнал что это сибирский багульник. Если пуч..к голых веток этого р..стения зимой поставить в бутылку с водой, то через несколько дней на ветках появ..тся не листочки а звёздочки нежных цветов. Багульник вовсю уже цвёл, а на Байкале ещё лежал лёд. Правда он стремительно та..л. В каком(то) месте (не)надолго ост..новившись мы услышали ш..рох. Это рушились льдины. Но (за)то осенью озеро долго (не)замерзает.

Долго мы ехали на восток вдоль Байкала: пересекали речушки вид..ли поселенья людей на склонах гор, а (с)лев.. всё время сиял Байкал с белыми пятнами льдин.

125 слов

(По В. М. Пескову)




























































































16. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. 

После переезда в деревню я почти не ра..ставался с отцом. Днём мы уходили в залитые солнечным светом поля любовались зелёными рощами.

Мы бывали на реке где я слушал журчание воды, протекавш..й в заросших осокою берегах. А в июньские дни я соб..рал в густой тр..ве душ..стую землянику. Я взволнова(н,нн)ый новыми впеч..тлениями возвращался с этих прогулок счастливым.

(Ни)когда не забуду я зимние деревенские вечера. Вот я сижу возле отца чу..ствуя теплоту его сильного тела. Уступая моим настойч..вым просьбам, он рассказывает мне какую(то) сказку. Конечно я (не)припомню всего, о чём рассказывал мне отец. Помню, что наша любимая сказка называлась «Плотик». Говорилось в ней о пр..ключениях двух смелых мальчиков, которые построили из брёвен плотик. Отчётливо помню, как я впивался в каждое слово отца, придум..вавшего новые и новые подвиги нашим героям.

125 слов

(По И. С. Соколову-Микитову)

























































































17. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Сероватая мгла ещё висит между веток а мы осторожно стараясь
не задеть мокрых кустов спускаемся к воде. Рассвет на плёсах пор..жает тишиной и яркостью. (Н..)что не морщит бл..стящих зеркал, и з..ря ра..писывает их мудро и пёстро.

На громадное пространство, точно на гладкий ч..рный лёд, л..жатся все краски мира. И мне чудится, что каждая краска имеет свой звук. Закат запевает розовым тоненько-тоненько как голосок скрипки. У леса голубое звучание виолончели. Тяжёлая (бледно)зелёная чаща камышей словно вторит им флейтой. Вода это струны арфы которых к..саются мягкие тёплые пальцы. Только белый, похожий на бинт туман ре..ко, как звук трубы, нарушает стройную симфонию ра..света.

От проходящ..й в тёмную рань моторной лодки пойдёт первая волна,
и что(то) (не)громко скаж..т камышам. И те забеспоко..тся и будут передавать странную но­вость дальше и дальше.

(По А.И. Приставкину)

126 слов




























































































18. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Я не моряк но так получилось что прош..л добрый десяток тысяч миль на самых разных судах. И случались пр..красные плавания когда неделю
и больше море (не)шелохнётся, а белые облака с утра до вечера стоят кажется на одном месте.

И всё(таки) в самом лёгком плавани.. устаёшь. Устаёшь
от бе..прерывного гула двигателя, от вибрации корпуса, палубы, койки, супа
в тарелке и чая в ст..кане.

Другое дело паруса! Да ещё попутный ветер! Мчиш..ся почти вровень
с ветром. Все паруса туго натянуты мачты поскрип..вают и выг..баются слегка (в)перёд. Волна с закручивающ..мся гребнем долго шелестит сзади, медле(н,нн)о пр..ближается, подходит под корму. Шлюпка пр..поднимается потом оседает и слегка сваливается (на)лево. Ты налега..шь на руль выправляя шлюпку по курсу.

Тогда в движени.. судна есть что(то) от полёта.

(По Ю.П. Казакову)

120 слов

 























































































19. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ночь в горах

Горы (по)настоящему узнаёш.. лишь с горных высот. Я добрался до густых пихтовых зар..слей и ра..положился на крохотной лесной полянке. Казалось что созвездия с (не)привычными оч..ртаниями запутались в еловых ветвях.

Вдруг я увид..л за ч..рным хре..том сияние делавш..еся всё ярче с каждой минутой. Что(то) неповторимое, до сих пор невиданное охватило моё сердце.

Это всходила луна. В горах она выскакивает внезапно, с её по..влением разреженный воздух серебрится обливая голубым сиянием камни, скалы и деревья.

Вспоминалась старая легенда, услыша(н,нн)ая в Бурятии. Легенда о монах.. который возненавид..л красоту. По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем злее ст..новился монах тем выше взлетали камни. Последний камень, падая, попал прямо в голову монаха. В народе сказали «Красота умеет постоять за себя». Звёзды отомстили глупому, злому человеку.

 

122 слова

(По В. Бурлаку)



















































































20. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Сероватая мгла ещё висит между веток а мы осторожно стараясь не задеть мокрых кустов спускаемся к воде. Рассвет на плёсах пор..жает тишиной и яркостью. (Н..)что не морщит бл..стящих зеркал, и з..ря ра..писывает их мудро и пёстро.

На громадное пространство, точно на гладкий ч..рный лёд, л..жатся все краски мира. И мне чудится, что каждая краска имеет свой звук. Закат запевает розовым тоненько-тоненько как голосок скрипки. У леса голубое звучание виолончели. Тяжёлая (бледно)зелёная чаща камышей словно вторит им флейтой. Вода это струны арфы которых к..саются мягкие тёплые пальцы. Только белый, похожий на бинт туман ре..ко, как звук трубы, нарушает стройную симфонию ра..света.

От проходящ..й в тёмную рань моторной лодки пойдёт первая волна, и что(то) (не)громко скаж..т камышам. И те забеспоко..тся и будут передавать странную но-вость дальше и дальше.

 

126 слов

(По А. И. Приставкину)
























































































Сжатое изложение +сочинение

Критерии

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

2

Экзаменуемый передал основное содержание текста для изложения, но упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

—  допущено не более одной логической ошибки;

—  в работе имеется не более одного нарушения абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки,

И/ИЛИ имеется более одного случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за изложение по критериям ИК1–ИК3

4

 

Критерии оценивания творческого задания

Баллы

CK1

Соответствие сочинения формулировке задания

Экзаменуемый в той или иной форме даёт ответ на вопрос

1

Экзаменуемый не даёт ответа на вопрос.

*Такая работа по критериям КТ1–КТ3 оценивается 0 баллов.

0

СК2

Отражение собственного мнения экзаменуемого

Экзаменуемый выразил собственное мнение по сформулированной проблеме

1

Собственное мнение экзаменуемого не сформулировано, или экзаменуемый выразил мнение по проблеме, не соответствующей заданному вопросу

0

СК3

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

Экзаменуемый аргументировал собственное мнение (привёл не менее одного аргумента)

1

Экзаменуемый не смог аргументировать собственное мнение

0

Максимальное количество баллов за выполнение творческого задания по критериям СК1–СК3

3



3.  Критерии оценивания грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого, выполняющего задания из 400-х вариантов. 

Критерии оценивания грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого, выполняющего задания из 400-⁠х вариантов

Баллы


ГK1

Соблюдение орфографических норм


Орфографических ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2


Допущено три−пять ошибок

1


Допущено шесть ошибок или более**

0


ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, илидопущено не более трёх ошибок

2


Допущено четыре−шесть ошибок

1


Допущено семь ошибок или более

0


ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена три ошибки

2


Допущено четыре−пять ошибок

1


Допущено шесть ошибок или более

0


ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх ошибок

2


Допущено четыре−пять ошибок

1


Допущено шесть ошибок или более

0


ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала нет

2


Допущены одна−две ошибки в изложении материала

1


Допущено три ошибки в изложении материала или более

0


Максимальное количество баллов по критериям ГК1–ГК4, ФК1

10




Примечание.

Если экзаменуемый выполнил только один вид работы (или сжатое изложение, или творческое задание), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется в соответствии с объёмом работы:

—  если в работе не менее 80 слов, то грамотность оценивается по таблице в пункте 3;

—  если в работе менее 80 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается 0 баллов.

Задания.

21. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Л.Ф. Воронковой.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

За деревенскими усадьбами темнел загадочный лес. Вот если бы можно было пойти и заглянуть в эту неведомую лесную страну!

Как раз деду понадобилась длинная палка для телеги. Он взял топор

и собрался идти в лес.

– Дедушка, я тоже пойду? Мне можно? – спросила Валя.

– А почему же нельзя? – удивился дед.

Нежной прохладой, нежными запахами встретил их лес. Деревья были ещё голые, но на кустах уже развернулись почки. А внизу, приподняв прошлогоднюю листву, красовались цветы: лиловые, красные, розовые.

– Дедушка, что это? – удивилась внучка. – Смотри, на одной веточке разные цветы.

– Это медуница, – ответил дед. – У неё лиловые цветы постарше,

а розовые помоложе.

Дед рассказал, что лесные цветы – это первые весенние цветы. Показал Вале ветреницу, бледные ростки папоротника. Всё удивляло девочку, всё приманивало её: и лимонная бабочка, прилетевшая на медуницу, и красные шишечки на концах еловых лап, и лесной ручеёк в овражке,

и птицы, перелетающие с ветки на ветку.

Недалеко от опушки Валя увидела что-то голубое. Она подошла ближе. Среди лёгкой зелени светились подснежники. Настоящие, живые! И их можно рвать, ведь их никто не сажал и не сеял. Можно нарвать сколько хочешь, хоть все до одного сорвать и унести домой!

Но… оборвёт Валя всю голубизну, и станет полянка пустой, измятой

и тёмной. Нет, пусть цветут! Они здесь, в лесу, гораздо красивее. Только небольшой букетик возьмёт она отсюда. Это будет совсем незаметно.

Когда они вернулись из леса, уже пришла с работы мама. Валя подошла к ней и протянула горсточку свежих голубых цветов, ещё блестящих и ещё пахнущих лесом:

– Это я тебе принесла, мама!

(По Л.Ф. Воронковой)

248 слов


План текста

1. Валя с дедом в весеннем лесу.

2. «Всё удивляло девочку».

3. «Нет, пусть цветут!»

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Почему люди должны беречь и охранять природу?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.























































































22. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ю.М. Нагибина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Над дверью висела вывеска с надписью «Зоомагазин». Мать последовала за сыном. В углу, на дне ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они бесстрашно карабкались по стенам ящика.

Сын умоляюще посмотрел на мать. Она только устало покачала головой: хватит возни с Машкой. И напрасно Вася умолял взглянуть на их чудесные мордочки – всё было напрасно. Мальчик обиженно отвернулся. Он подумал, что маме просто жалко денег, поэтому он решил продать старую черепаху и на вырученные деньги купить двух новых.

Когда вечером мальчик принёс домой двух маленьких черепашек
и радостно поведал матери о том, как он продал Машку, мама почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае.

Вася не заметил, как прошла вторая половина дня. Малыши были
на редкость забавные и любознательные. Чем бы ни угощал их Вася, они всё поглощали с охотой.

Ложась спать, мальчик сказал матери:

– Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

– Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, – заметила мать.

Бывают слова, как будто простые и безобидные, но они не дают жить. В конце концов Машка даже и не друг ему, а просто дряхлая черепаха,
и вовсе не хочется думать о ней. И всё-таки думается ему не о том, какой он молодец, что сумел раздобыть двух весёлых малышей, с которыми так интересно будет завтра играть, а всё о той же никудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… В его растревоженном сердце рождается простая истина: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

(По Ю.М. Нагибину)

238 слов

 

План текста

1. Решение Васи продать старую черепаху Машку.

2. Новые друзья мальчика.

3. Простая истина.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как характеризуют человека его поступки?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.





















































































































































































23. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения М.П. Лоскутова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Был у меня пёс-чудак. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

Мой пёс был труслив до неприличия. Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой пёс взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. Вон у Толика пёс такпёс! 3овутГром, глянет–такдрожь до самых пяток пробирает.

Всё у моего пса не поймёшь как. Играет с цыплятами… Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот пёс с ними носится наперегонки. Тоже мне охотник! Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают
и довольно урчат. А двор я охранять буду?

Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. У соседей загорелся дощатый сарай. Коров они успели вывести, а телёнок в самом дальнем углу был закрыт – не подберёшься. Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь.

А мой пёс носится кругом, лает, людей зовёт, потом раз – и вбежал
в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. Тут уж соседи
не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. Насмерть перепуганного, но живого.

(По М.П. Лоскутову)

237 слов

План текста

1. Мой трусливый пёс.

2. «Тоже мне охотник!»

3. Случай на пожаре.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Чему нас учат животные?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.



















































































































































































24. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ф.Ф. Конюхова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником
и отправлюсь на Северный полюс*. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, то серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться – на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.

Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».

После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.

(По Ф.Ф. Конюхову)

234 слова

___________

* Сообщить о написании имён собственных.


 

План текста

1. Воспоминания рассказчика о выборе профессии.

2. Первое одиночное плавание.

3. Мечта стать путешественником осуществилась.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что помогает человеку осуществить свою мечту?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
















































































































































































25. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Б.С. Житкова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Взяли сети
и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи рыбы лежали на льду.

Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – спросил Володя.

А отец ответил:

– Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали
на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг между туч Володя увидел самолёт и закричал:

– Самолёт! Самолёт!

Все стали махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда
и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.


(По Б.С. Житкову)

248 слов

План текста

1. Зимняя рыбалка.

2. «Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море».

3. «Помощь идёт!»

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что помогает людям выстоять в трудных жизненных ситуациях?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.




















































































































































































26. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ф.Ф. Конюхова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

Как-то собирался я идти в одиночку к Северному полюсу* на лыжах. Чтобы лучше подготовиться к походу, несколько месяцев жил у якутских охотников, набирался опыта, учился у них. Они много рассказали мне полезного. И в том числе предупредили: никогда не стреляй в белого медведя. Его можно только ранить, но раненый зверь будет тебя всё время преследовать и обязательно подкараулит. Что стрелять в медведя нельзя, это я понял. Только что же делать, если он вдруг придёт? Страшно ведь. Тогда охотники научили меня одному старинному способу, и этот способ мне очень помог.

Каждый вечер я выходил из палатки и начинал разговаривать
с медведем. Никаких медведей вокруг я, конечно, не видел, но по совету охотников всё равно выходил, поднимал ружьё и кричал: «Вот, мишка, я иду к Северному полюсу! Иду своим путём и не трогаю твоих тюленей! Видишь ружьё? Я вытаскиваю патрон и в тебя стрелять не буду, оставь меня в покое!» Потом я убирал патрон в карман, прятал ружьё в палатку и лишь после этого устраивался на ночлег. Конечно, я ни капельки не верил, что это мне поможет. Просто я так успокаивал себя, прогонял страх.

Но вот однажды встал утром, палатку свернул. Только отошёл, смотрю: следы белого медведя. Свежие совсем: видно, ночью прошёл. Я отправился по следам, а они идут ровно вокруг места, где я ночевал. Пока я спал, он всё время ходил кругами возле палатки, но близко так и не подошёл. Может быть, он всё-таки понял меня? Кто их, медведей, разберёт…

(По Ф.Ф. Конюхову)

239 слов

___________

* Сообщить о написании имён собственных.


План текста

1. Советы якутских охотников.

2. «Разговоры» с белым медведем.

3. Опасность миновала.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как характеризует человека его отношение к миру природы?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

















































































































































































27. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения А.Г. Алексина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Когда мы были в третьем классе, мой брат Владик увидел
у одноклассника многоцветную шариковую ручку. Она стоила очень дорого. И Владик стал копить деньги, чтобы купить такую же. Источником наших доходов были только деньги на школьные завтраки. Владик неожиданно стал ласковым и попросил меня немного поголодать. Пять рублей мы наконец скопили. Не хватало ещё двух рублей.

Как-то утром мама попросила меня по дороге из школы послать поздравительную телеграмму её начальнику и дала мне текст и деньги.

На первой же переменке Владик попросил:

– Дай два рубля… И у меня будет ручка. Сегодня! Могут раскупить. Понимаешь?  Для телеграммы и рубля хватит. На рубль, знаешь, сколько можно высказать разных слов! – донимал меня Владик.

Я не верил ему. Но он, как говорил отец, мог и железобетонный столб склонить в свою сторону.

Девушка, принимавшая телеграммы, назвала сумму, которую я должен был уплатить.

– У меня… рубль, – растерянно сообщил я.

– На рубль можно передать только адрес, фамилию, имя, отчество. Но ты не расстраивайся, – сказала она, – тут всё самое важное сказано: «Поздравляем». Давай свой рубль.

Дома Владик открыл мне дверь. Денег у него уже не было – у него была многоцветная ручка, похожая на ракету.

– На телеграмму не хватило, – сообщил я.

– Ты мог и не давать мне этих двух рублей, – сказал Владик. – Я ведь не заставлял тебя. Я попросил. И ты мне сам дал. Так что не ищи виноватого.

Он думал лишь о том, кто будет прав, а кто – виноват. До отца с мамой
и до маминого начальника ему не было никакого дела.

(По А.Г. Алексину)

244 слова

План текста

1. Владик копит деньги на покупку ручки.

2. «На телеграмму не хватило».

3. «Он думал лишь о том, кто будет прав, а кто – виноват».

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется эгоизм человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

















































































































































































28. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ю.Я. Яковлева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Наступила зима, река покрылась пока ещё некрепким льдом.

Однажды Вася шёл из школы и увидел на реке Димку, который размахивал руками. Вася посмотрел на реку и заметил первоклашку, который был по пояс в воде и руками цеплялся за край льда. Тогда Вася шагнул на лёд, который прогнулся, но не треснул. Димка в это время махал руками и руководил Васей.

Вася дошёл до края и выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Вася понимал, что сейчас лёд может треснуть. Но он
не остановился, переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
С безопасного расстояния Димка видел, как Вася схватил малыша за руку
и тот очутился на льду. Когда они вышли на берег, Димка предложил Васе просушить дома ноги, а он в это время отведёт малыша к родителям.

Дома Вася хотел рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и даже в тёплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лёг на диван и зажмурил глаза.

На другой день в школе всех пригласили в актовый зал. Директор школы сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Васе хотелось сказать, что Димка никого он не спасал, а просто махал руками. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.
В конце концов он и сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, он захлопал тоже.

(По Ю.Я. Яковлеву)

243 слова



План текста

1. Вася идёт на помощь тонущему мальчику.

2. Мальчик спасён.

3. Бессовестный поступок «смельчака».

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В каких поступках проявляется смелость человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.





















































































































































































29. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения В.А. Сухомлинского.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 Это было в трудный год – сразу же после Великой Отечественной войны.

Сегодня ребята из нашего класса идут в лес. Учительница Мария Николаевна назначила сбор ребят в школе. Все пришли рано, ещё до восхода солнца. У каждого пакетик с едой. В пакетиках – хлеб, лук, варёная картошка, а у некоторых ребят даже сало. Всё содержимое своих пакетиков дети выложили, завернули в большой лист бумаги и уложили в вещевой мешок. Дети решили: мы один коллектив, одна семья, зачем же каждому сидеть над своим узелком?

Лёня тоже положил в вещевой мешок свой кусок хлеба, несколько варёных картофелин и щепотку соли. Но в кармане у него остался свёрток
с котлетой. Мать завернула её в бумагу и сказала: «Съешь, чтобы никто
не видел».

В лесу дети играли, читали книгу, у костра рассказывали сказки. Потом на большой скатерти разложили все припасы и сели обедать. Рядом с Лёней сидела Майя, худенькая девочка. У неё погиб отец на фронте – в последний день войны. Каждому из ребят достался маленький кусочек сала. А Майя разрезала свой кусочек пополам и отдала половинку Лёне. Мальчику показалось, что в кармане у него лежит завёрнутый в бумагу камень, а не котлета. Когда дети пообедали, Мария Николаевна сказала:

– Дети, соберите бумагу и сожгите.

Когда бумага была собрана и сложена в кучку, Лёня незаметно выбросил в мусор свой свёрток с котлетой.

(По В.А. Сухомлинскому)

214 слов



План текста

1. Сборы ребят в поход.

2. Лёнин свёрток.

3. Совесть.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как Вы понимаете выражение «голос совести»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.