СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты долголетия машин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово «экономика» прочно вошло в нашу жизнь. В средствах массовой информации ежедневно обсуждаются «экономическое положение», «экономические трудности» и т.п. Многие считают, что экономика относится только к бизнесу и рынку. Современное понимание экономики шире. С развитием механизации и автоматизации производственных процессов все более остро ставятся вопросы экономики машин.

В данном учебном пособии раскрываются экономические основы эксплуатации машин, экономическая сущность технических показателей систем и механизмов тракторов и автомобилей. Показаны в цифрах значимость правильной эксплуатации машин и воздействия различных факторов (организационных, технических, природных и др.) на техническое состояние машин.

Материал пособия рекомендован преподавателям учебных дисциплин сельскохозяйственного профиля.

Просмотр содержимого документа
«Секреты долголетия машин»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кожевниковский техникум агробизнеса»











Секреты долголетия и экономики машин в цифрах

Методическое пособие по предмету «Эксплуатация и техническое обслуживание сельхозмашин»

















Преподаватель спецдисциплин Селиверстов В.П.









Пояснительная записка

Слово «экономика» прочно вошло в нашу жизнь. В средствах массовой информации ежедневно обсуждаются «экономическое положение», «экономические трудности» и т.п. Многие считают, что экономика относится только к бизнесу и рынку. Современное понимание экономики шире. С развитием механизации и автоматизации производственных процессов все более остро ставятся вопросы экономики машин.

В данном учебном пособии раскрываются экономические основы эксплуатации машин, экономическая сущность технических показателей систем и механизмов тракторов и автомобилей. Показаны в цифрах значимость правильной эксплуатации машин и воздействия различных факторов (организационных, технических, природных и др.) на техническое состояние машин.

Материал пособия рекомендован преподавателям учебных дисциплин сельскохозяйственного профиля.























Двигатель

1. Пуск двигателя зимой при температуре -25* равен пробегу автомобиля в 850 км по износу поршневой группы.

2. При резком увеличении оборотов двигателя и на переходных режимах количество неиспарившегося бензина может достигать 15-20%. При этом изнашивание увеличивается в 1.5-2 раза.

3. При вождении автомобиля способом «разгон-накат» изнашивание поршневой группы увеличивается в 1.3-1.5-раза по сравнению с равномерным движением.

4. Разборка двигателя увеличивает изнашивание основных деталей на 30-40% .

5. Износ поршневой цилиндропоршневой группы ведет к увеличению расхода топлива на 12-25%, к падению мощности на 15-20%.

6. Накипь в системе охлаждения снижает мощность двигателя 3-4 л.с. и почти в 2 раза сокращает срок службы деталей шатунно-поршневой группы.

7. Если нарушена регулировка угла опережения впрыска топлива на 2*, то мощность может уменьшиться на 3 л.с., а расход топлива возрасти на 10%.

8. Еле заметные отклонения от нормы в регулировке зазоров клапанов приводят к снижению мощности двигателя на 1.5-3.0 л.с. и на 10-15% увеличивают удельный расход топлива.

9. Применение термостата ускоряет прогрев двигателя и уменьшает его износ в 7-8 раз.

10. Износ поршневых колец в период запуска двигателя средней мощности при температуре окружающей среды – 10* в 3.5 раза выше по сравнению с запуском при температуре окружающей среды +15*.

11. Один запуск двигателя автомобиля при температуре окружающей среды +18* по величине износа цилиндропоршневой группы соответствует 70 км пробега машины, а запуск при температуре – 18 почти 210 км.

12. Этилированные бензины образуют больше нагара в 2-3 раза, чем неэтилированные.

13. Загрязненный бензин снижает примерно в 1.6 раза долговечность деталей цилиндропоршневой группы и на 20% надежность системы питания.

14. При температуре охлаждающей жидкости 50* износ двигателя увеличивается в 1.6 раза, удельный расход топлива возрастает на 30% и мощность снижается на 10%.

15. При зазоре в замке поршневых колец более 3 мм упругость колец уменьшается более чем на 50%, а утечка газов возрастает в 3-5 раз.

16. Наименьшая интенсивность изнашивания карбюраторных двигателей бывает при давлении в смазочных системах 2.5-3.5 кгс/см 2.

17. Повышенный износ деталей двигателя уменьшает срок службы масляного фильтра ВАЗ на 25-30%.

18. Более вязкое летнее масло М-12 Г1, используемое летом вместо всесезонного М 6 З/10Г 1, примерно на 5-10% увеличивает ресурс фильтрующего элемента.

19. При скорости 40-50 км/час на преодоление сопротивления воздуха затрачивается около 8 % потребной мощности,

При 80-90 км/час – до 29 %, более 90 км/час – 50% и более

20. Багажник на ВАЗ увеличивает расход топлива на 0.5 л на 100 км при скорости 70 км/час,

При 80 км/час – на 0.8 л на 100 км

При 90 км/час – на 1 л на 100 км

При 120 км/час – на 2 л на 100 км

21. Пустая канистра на багажнике увеличивает расход топлива на 0.2-0.5 л на 100 км.

22. Если в цилиндры попадает мелкая пыль в количестве 0,01 г на каждую тысячу литров, износ поршневых колец возрастает в 50 раз.

23. При температуре воздуха -5* уходит на 10-12 % больше бензина, чем при + 15*.

24. Попутный ветер может на 10% уменьшить, а встречный – на столько же увеличить расход топлива.

25. Дизельные двигатели в сравнении с карбюраторными расходуют топлива примерно на 25 % меньше.

26. Даже летом четыре разных зазора между электродами четырех свечей – от 0.5 до 1.2 мм приводит к тому, что при скоростях от 45 до 75 км/час на прямой передаче двигатель «Жигулей» съедает примерно на 0.5 л на 100 км больше.

27. Режим разгон- торможение увеличивает расход топлива до 12 л на 100 км в сравнении с режимом разгон – постоянная скорость 9 50 км/час) – торможение при 7 л на 100 км.

28. Если автомобиль, работающий на бензине АИ-95, заправить А-92, топлива израсходуется на 6-8% больше.

29. При загруженном верхнем багажнике расход бензина увеличивается на 2-2.5 л на 100 км.

30. Использование вентилятора с электроприводом экономит в среднем около 0,5 л бензина на 100 км.

31. Неисправность или неправильная регулировка одной форсунки дизеля увеличивает расход топлива на 10-20 %.

32. Зимой при температуре воздуха -10* применение утеплительных чехлов на тракторах Т-25А сокращает время прогрева двигателя на холостом ходу в 2,8 раза, расход топлива в 2,3 раза.

33. При работе двигателя на богатой смеси (коэффициент избытка воздуха 1,6-8 ) мощность уменьшается на 25%, а расход бензина увеличивается на 30%.

34. При работе двигателя на бедной смеси (коэффициент избытка воздуха 1,20-1,45) удельный расход топлива увеличивается на 8-12%, а двигатель перегревается.

35. Понижение температуры дизельного масла от 50* до -30* увеличивает его вязкость более чем в 900 раз, а сопротивление проворачиванию коленчатого вала – в 3-5 раз.

36. Повышение температуры воздуха на входе в карбюратор с 20* до 60* увеличивает расход топлива на основных эксплуатационных режимах на 4-8%.

37. Неплотное прилегание корпуса карбюратора к впускному трубопроводу, что связано с короблением фланца, приводит к увеличению расхода топлива на 5-6%.

38. Снижение температуры воздуха на каждые 10* вызывает в среднем увеличение расхода топлива на 5 %, увеличение износа поршневых колец – до 6%.

39. Движение с прицепом увеличивает расход топлива до 30 %.

40. Перевозка 100кг груза увеличивает расход топлива до 30 %.

44. Испытания и опыт эксплуатации показывает, что применение высокосортных масел группы «Г2» и «Д» увеличит срок работы двигателя (дизеля) в 2.5-3 раза больше, чем при использовании масел групп «В». При этом в 8-10 раз сокращается расход фильтрующих элементов, в 2-4 раза увеличивается продолжительность работы масла в двигателе. Расход моторного масла за счет увеличения его работы в двигателях снижается на 7-15%.

45. Использование исправного термостата улучшает топливную экономичность примерно на 3%, мощность двигателя на 2%, а износ деталей цилиндро – поршневой группы уменьшается на 10 – 40 %.

46. Загрязнение воздушного фильтра автомобилей ГАЗ-3307 и ЗИЛ-4333 увеличивает гидравлическое сопротивление в 2 раза при наработке 100 тыс.км., что уменьшает мощность двигателя на 10-12% и увеличивает расход топлива на 6-8%.

47. При влажности до 80% и температуре воздуха до -4…+6* наблюдается обледенение карбюратора. Отложение льда происходит в диффузоре. Сужение диффузора увеличивает расход топлива на 20-30% и ухудшает динамические качества (приемистость) автомобиля на 40-50%, а в некоторых случаях приводит к остановке двигателя.

48. Негерметичность клапана экономайзера на режимах малых и средних нагрузок повышает расход топлива на 6-8%.

49. Более раннее открытие клапана экономайзера даже на 0,8 мм повышает расход топлива на 4-5%.Позднее открытие клапана ухудшает топливную экономичность на 3-5%.

50. Не полностью открытая воздушная заслонка карбюратора увеличивает расход топлива до 10%.

51. Неплотность клапана экономайзера карбюратора ведет к перерасходу топлива до 15%.

52. Увеличение уровня топлива в поплавковой камере на 2 мм увеличивает расход топлива на 4-6%. Уменьшение уровня топлива на 3 мм увеличивает расход топлива на 6-7%.

53. С ростом зазора между клапаном и коромыслом ГРМ расход топлива возрастает на 5-7%, а с уменьшением – на 1,5%.

54. При увеличении угла опережения впрыска топлива на 13% износ верхнего поршневого кольца на двигателе ЯМЗ-238 может увеличиться на 30% из-за увеличения жесткости рабочего процесса, большого давления газов и их температуры.

55. Использование воздухоочистителей с картонными фильтрующими элементами в двигателях ЯМЗ-204Н на автомобилях БелАЗ-548А снизило износы деталей на в 1,4-1,7 раза.

56. Введение в охлаждающую воду гексаметафосфата натрия, одного из наиболее эффективных антинакипинов, снижает образование накипи и коррозии на 40-45%. Его добавляют в воду в количестве 5-6 мг на 1 л.

57. Легковой автомобиль за 1 час работы двигателя на холостом ходу расходует в среднем 0,75 л топлива.

58. Использование антифрикционных присадок на основе молибдена позволяет снизить расход топлива до 3-5%, в 1,3-1,5 раза уменьшить износ высоконагруженных пар трения.

59. Исправный ЭППХ обеспечивает в условиях интенсивного городского движения снижения расхода топлива на 0,5-0,7 л на 100 км.

60. Установка дополнительной прокладки под головку цилиндров снижает мощность двигателя на 4-5 л.с.



Электрооборудование

1. Повышение напряжения против номинального на 1% на 4-10% увеличивает светоотдачу, но в 2-3 раза снижает ресурс лампы.

2. При температуре электролита 70* срок службы аккумулятора сокращается до 3-х месяцев.

3. За 2-3 года эксплуатации стартера из-за подгорания контактов и контактного диска тягового реле сопротивление тока в цепи стартера увеличивается на 40-50%.

4. Мощность, отдаваемая стартером с понижением температуры воздуха от +20* до -30* уменьшается на 60-70%.

5. За год эксплуатации при температуре электролита 50* и напряжении 14В решетка аккумулятора полностью уничтожается коррозией.

6. Статистика показывает, что циклы, состоящие из саморазряда и последующей его компенсации, отнимают примерно 25% ресурса батареи.

7. Специальные исследования показали, что загрязнение и эрозия контактов в цепи стартера приводит к сокращению срока службы аккумулятора на 10% и более, т.к. из-за падения напряжения при плохом контакте хуже работает стартер.

8. Для увеличения срока службы аккумулятора необходимо поддерживать его в состоянии заряженности не менее 75%.

9. При температуре электролита ниже -30* аккумулятор практически не принимает заряд и разряжается до 50-60% емкости, что затрудняет пуск двигателя.

10. Эксплуатация аккумуляторной батареи запрещается, если напряжение хотя бы одного аккумулятора ниже 1,7 В.

11. Во избежание большого разряда аккумулятора запрещается непрерывная работа стартера более 5 с.

12. Интервал между повторными включениями стартера для восстановления аккумулятора должен быть не иене 20 с.

13. Разряд аккумулятора допускается:

Летом – не менее 50% (понижение плотности на 0,08 г/см3)

Зимой – не менее 25% (понижение плотности на 0,04 г/см3).

14. Во избежание разрушения пластин при зарядке аккумулятора температура электролита должна быть не менее 45*.

15. При хранении аккумулятора необходимо помнить, что температура замерзания электролита зависит от его плотности:

Плотность 1,25 ---------температура замерзания: - 50*

Плотность 1,20 ---------температура замерзания: - 25*

Плотность 1,15----------температура замерзания: - 14*.

16. При неисправном реле-регуляторе, тяжелом пуске и круглогодичной эксплуатации срок службы аккумулятора снижается на 1 год и более.

17. Увеличенное на 10-15% напряжение бортовой сети сокращает срок службы аккумулятора в 2-3 раза.

18. 1 час работы лампы при напряжении 13,63 В (101% расчетного) соответствует 12 часам горения лампы при 13,5 В.



Система зажигания

  1. Одна неработающая свеча шестицилиндрового двигателя вызывает падение мощности примерно на 20% и увеличение расхода топлива на 20-25%.

  2. Неисправность центробежного или вакуумного регулятора опережения зажигания может вызвать увеличение расхода топлива на 6-8%.

  3. Запаздывание момента зажигания на 5-8% по углу поворота коленчатого вала снижает эффективную мощность двигателя на 8-12%.

  4. Уменьшение угла опережения зажигания только на 4* увеличивает расход топлива на 4-5% и снижает мощность двигателя на 3-4%.

  5. Установка прерывателя на 12-14* позднее оптимального угла приводит к ухудшению топливной экономичности до 20%.

  6. Отслужившие свой срок свечи увеличивают расход топлива на 15-20%.

  7. Изменение зазора между контактами на 0,1 мм увеличивает расход топлива примерно на 0,5 л на 100 км пути.

  8. Увеличенный до 1,5 мм зазор между электродами свечи вызывает преждевременный выход из строя катушки зажигания, крышки трамблера, наконечников свечей, ротора распределителя, пробой высоковольтных проводов на «массу».

  9. Увеличение угла опережения зажигания может вызвать детонацию, что снижает долговечность двигателя в 1,5-3 раза.

  10. Малый зазор в свечах зажигания увеличивает расход топлива до 2%, раннее зажигание – до 5%, позднее - до 6-7%.

  11. Калильное зажигание снижает мощность двигателя на 5-10%.

  12. Неисправность или отсутствие вакуумного регулятора опережения зажигания приводит к повышению расхода топлива на 2-2,5%.

  13. Нарушения регулировочных зазоров между контактами прерывателя увеличивают расход топлива на 2-4%.

  14. Малые искровые промежутки (менее 0,5 мм) между электродами свечей вызывают пропуски зажигания, что сопровождается увеличением расхода топлива на 2-2,5%.

  15. Одна неработающая свеча двигателя ЗИЛ-508 (автомобиль ЗИЛ-4333) ухудшает топливную экономичность автомобиля при движении с постоянной скоростью 60 км/час на 15-20%.

  16. Работающая с перебоями свеча зажигания 4-х цилиндрового двигателя приводит к увеличению расхода топлива до 7%.

  17. Отклонение угла опережения зажигания на 12* в сторону уменьшения от номинального приводит к увеличению расхода топлива на 6-7%.

  18. Отклонение угла опережения зажигания в сторону увеличения ухудшает топливную экономичность на 4-5%.

  19. В течение первых 2-х тыс. км пробега нового автомобиля пробивное напряжение повышается на 20-25% за счет округления кромок электродов свечи. В дальнейшем напряжение растет за счет износа электродов свечи и увеличения зазора, что требует проверки и регулировки зазора в свечах через каждые 10-15 тыс.км.

  20. Бесконтактная система зажигания не вызывает изменений показателей искрообразования даже при уменьшении напряжения до 6 В. Потому она обеспечивает уверенный запуск двигателя даже в морозы.

  21. При средних оборотах коленвала энергия искрового разряда в бесконтактно – транзисторной системы зажигания выше в 3-4 раза, чем в контактной системе зажигания.



Ходовая часть

1. Перегрузка шины на 25-30% приводит к снижению пробега на 40% из-за увеличения напряжения в нитях корда и каркасе, повреждения шины о кузов в результате деформации рессор и большого их нагрева.

2. Применение шин с металлокордом при прочих равных условиях помогает сэкономить 1-2% топлива.

3. Систематическое отклонение давления шины от нормы на 20% сокращает жизнь шины почти на треть.

4. Шина, в которой давление составляет 70% требуемого, служит лишь половину положенного срока.

5. На щебеночных и гравийных дорогах (дороги 3-й и 4-й категорий) срок службы шин на 20-25% ниже.

6. При движении в городе в часы пик, когда резко увеличивается число разгонов и торможений, износ шин повышается в 3 раза.

7. Срок службы радиальных шин больше диагональных примерно на 30%.

8. Сопротивление качению радиальных шин меньше на 10%, чем диагональных, а расход топлива с радиальными шинами примерно на 3% меньше, чем с диагональными.

9. Время разгона автомобиля по мере износа шин от новых до полностью изношенных уменьшается примерно на 10%.

10. Срок службы радиальных шин грузовых автомобилей примерно в 2 раза больше срока службы диагональных шин тех же размеров.

11. Понижение давления воздуха в радиальных шинах до 1,2 кгс/см 2 на скоростях от 40 до 70 км/час увеличивает расход топлива на 0,8 л на 100 км пробега.

12. Неправильное натяжение гусеничной цепи может увеличивать затраты эффективной мощности двигателя на передвижение трактора до 7-9 %.

13. Перегрузка шины на 10 % сокращает срок ее службы на 20%.

14. Снижение давления в шинах уменьшает срок службы шины в 3-4 раза.

15. Движение автомобиля при падении давления в шине до 0,7 кгс/ см2 приводит к проворачиванию обода колеса внутри покрышки и к ее повреждению.

16. Износ зубьев шестерен главной передачи автомобиля, работающего продолжительное время при температуре масла ниже 5* , в 10-12 раз выше, чем при температуре масла +35*.

17. Использование масла в трансмиссии более густого , не в соответствии с сезоном эксплуатации, увеличивает расход топлива примерно на 10%.

18. Снижение давления в шинах на 50% уменьшает срок службы шины в 3-4 раза.

19. Пробег шины с дорожным протектором на грунтовых, гравийных, щебеночных дорогах уменьшается в 1,5-2 раза по сравнению с асфальтобетонным покрытием.

20. При езде на шине с универсальным рисунком протектора только по дорогам с твердым покрытием общий пробег сокращается на 10-15%.

21. Применение 5-ти ступенчатой коробки передач на ВАЗ-2107 дает экономию топлива 0,5 л/100 км.

22. Ресурс шин напрямую зависит от давления в них. Если оно ниже нормы всего на 20% - считайте, что вместо 100 км вы проехали 130 км.

23. На тракторе ДТ-75МВ из-за высокой вязкости трансмиссионных масел и солидола зимой теряется более 50% мощности двигателя и в 1,5-2 раза увеличивается износ деталей.

24. По данным исследований с изменением температуры масла от +80* до 0* интенсивность изнашивания шестерен коробки передач и заднего моста увеличивается в 9-10 раз.

25. Снижение давления в шинах на 0,4 кг/см2 дает перерасход топлива до 10% и более.

26. Шина радиальной конструкции с металлокордом при нормальном давлении в ней снижает расход топлива на 5-7%.

27. Неисправности тормозных механизмов и неправильная их регулировка увеличивает расход топлива на 12%.

28. Применяя более вязкое трансмиссионное масло, надо помнить, что расход бензина при этом возрастет на 2-4%.

29. В трансмиссиях с автоматической коробкой передач из-за повышенных потерь в гидротрансформаторе расход топлива на 10-12% больше, чем с механической.

30. Неправильная регулировка тормозов и чрезмерная затяжка подшипников ступиц колес увеличивает расход топлива на 8-12%.

31. Увеличение схождения колес автомобиля ЗИЛ-4333 с 6 до 15 мм при невысоких скоростях движения (до 50 км/час) ведет к увеличению расхода топлива на 14-18%, а при скорости свыше 50 км/час – до 10%.

32. Чрезмерная затяжка подшипников главной передачи, неправильный зазор между зубьями шестерен главной передачи и дифференциала вызывает перерасход топлива в пределах 2-4%.



Разное

  1. На малых скоростях наиболее экономичным является водный транспорт, на скоростях до 300 км/час – железнодорожный, на более высоких – воздушный транспорт.

2. Среди всех видов транспорта автомобильный является основным потребителем нефтяного топлива. У нас в стране он потребляет такого топлива почти в 5 раз больше, чем авиация, в 10 раз больше железнодорожного транспорта и в 45 раз больше водного (морского и речного вместе взятых).

3. В городских условиях эксплуатации, где характерны невысокие скорости движения, дизельные двигатели в сравнении с карбюраторными обеспечивают до 40-50% экономии топлива.

4. Применение брезента в качестве покрывала на платформе грузового автомобиля дает экономию топлива до 1,5-2,5%.

5. Перевозка одного пассажира или 100 кг груза увеличивает расход топлива до 6-7%.

6. Движение с прицепом увеличивает расход топлива до 30%.

7. Движение по снегу, песку, болоту мокрым грунтовым дорогам увеличивает расход топлива до 50%.

8. Эксплуатация автомобиля зимой при низких температурах воздуха увеличивает расход топлива на 10-15%, а в холодной климатической зоне – до 40%.

9. При постоянной езде в крупных населенных пунктах расход топлива увеличивается на 12-15%.

10. Соблюдение графика технического обслуживания сокращает число отказов трактора почти в 2,5 раза.

11. Пробуксовка ведущих колес на снежном покрове сопровождается увеличением расхода топлива на 20-25%.

12. Если в течение одной секунды теряется всего одна капля дизельного топлива (ее масса около 0,05 г), то в сутки теряется примерно 5 кг, а за год – около 1,5 тонны.

13. Статистические данные субъективных факторов:

У неопытных и неграмотных водителей происходит от 20 до 30% отказов и неисправностей.

14. Применение утеплительного чехла на тракторе ДТ-75М позволяет сэкономить за зимний период 250-300 кг дизельного топлива и значительно увеличить срок службы деталей двигателя.

При этом продолжительность разогрева двигателя сокращается в 1,5-2 раза, а прогрев после пуска в 3-4 раза.

Скорость охлаждения его после остановки снижается в среднем в 1,5-2 раза.

15. Сопротивление передвижению гусеничного трактора класса 3 на снежном покрове возрастает в 2-3 раза, а удельный расход топлива увеличивается почти в 2 раза.

16. Снижение температуры воздуха на каждые 10* вызывает в среднем увеличение расхода топлива на 5%, увеличение износа поршневых колец – до 6%.

17. Легковой автомобиль тогда эффективно используется, когда на нем ездят. Если годовой пробег составляет менее 5 тыс. км, то дешевле ездить на такси.

18. Щитовой обтекатель на крыше кабины тягача снижает коэффициент лобового сопротивления автопоезда с 0,8-0,9 до 0,55-0,6, что дает экономию топлива до 2-3%.

19. В городских условиях расход топлива на режимах разгона составляет 45-50%. В напряженные часы пик этот расход увеличивается на 10-20%. Экономичным разгоном считается разгон при открытии заслонки на 50% и переключении передач при частоте вращения коленчатого вала 3000-3600 об/мин.

20. Каждый 1 кг современных пластмасс заменяет 2,5 кг металла, а машина, облегченная на 10%, расходует на 10-20% меньше топлива.

21. На расход топлива влияет аэродинамическое сопротивление автомобилю, которое характеризуется коэффициентом лобового сопротивления Сх.

Дополнительные фары перед облицовкой радиатора увеличивают Сх на 0,04.

Грязезащитные фартуки у всех колес – на 0,03.

Выдвинутая антенна – на 0,02.

Наружное зеркало заднего вида – на 0,01.

Неубранные стеклоочистители – на 0,007.

Все это дополнительное оборудование плюс багажник на крыше приводит к расходу лишних 1-1,5 л/100 км.

22. Езда на повышенных скоростях приводит к неоправданному расходу топлива. Автомобиль ЗИЛ-4333 при движении с постоянной скоростью 70 км/час потребляет на 100 км пути 3,5 л бензина, при 80 км/час – 39 л, а при 90 км/час – 45 л.

23. На обычных двухполосных дорогах, как показывают исследования, наиболее экономичная езда со средней скоростью 60-70 км/ час.

24. По данным ряда исследований, опытные водители, проработавшие за рулем по 15 лет и более, расходуют топлива на 17 % меньше, чем новички со стажем до года. Достигается это прежде всего благодаря грамотной, спокойной езде.

25. На городских магистралях при частых остановках перед светофорами и заторах расход топлива может составить 300% против того, что будет при более или менее равномерном движении со скоростью 60 км/час.

26. По расходу топлива наиболее экономичным для большинства грузовых автомобилей является движение со скоростью 40-60 км/час.

27. Хранение втулочно-роликовых цепей в закрытом складе с обязательной предварительной их проваркой в масле в течение 15-20 мин обеспечивает срок их службы 3-4 сезона, а при неправильном хранении комплект цепей на комбайне служит всего 1-2 сезона.

28. При подсосе 1% нефильтрованного воздуха интенсивность изнашивания верхних поршневых колец увеличивается в 4 раза.

29. Внедрение в техническую эксплуатацию машин диагностирования позволяет уменьшить простои тракторов на устранении отказов и неисправностей в 1,5-2 раза, сократить затраты на ремонт в 1,3-1,5 раза.

30. Теплопроводность накипи в 50-100 раз ниже теплопроводности металла. Отложения накипи резко снижают отвод теплоты от деталей системы охлаждения двигателя.