Семинар – практикум
«Все дети разные, но каждый ребенок имеет право на понимание»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
1. Содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.
2. Провести обучение, проанализировать методы и приемы работы с детьми с ЗПР и приемы создания ситуации успеха.
3. Обмен опытом, развитие навыков работы в команде.
Материал: листы бумаги, письменные принадлежности, карточки с заданиями, салфетки, видеоролик, презентация Power Point.
Ход семинара-практикума:
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас семинар-практикум, тема которого очень актуальна на сегодняшний день.
Просмотр социального ролика “Люди так не делятся”.
Упражнение «Салфетки»
Цель: развитие у педагогов эмоционально-положительного отношения к детям с ограниченными возможностями, осознание индивидуальности каждого ребенка.
Задание: уважаемые коллеги, у вас на столах лежат салфетки. Предлагаю Вам выполнить следующее действие:
сложите салфетку пополам и оторвите правый угол (так необходимо сделать 4 раза);
откройте салфетку;
покажите ее всем присутствующим.
Как видите, нет ни одной одинаковой салфетки.
Кто может определить тему нашего семинара? (ответы педагогов). Тема сегодняшнего семинара «Все дети разные, но каждый ребенок имеет право на понимание».
С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 1996 года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
С 2016 года дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в стенах школы, в коллективе одноклассников, в прямом взаимодействии с педагогом.
Именно поэтому, я посчитала важной данную тему для семинара и, поработав сегодня на семинаре, мы с вами попытаемся понять те трудности детей, с которыми они могут столкнуться в стенах нашей школы и которые мы должны учитывать при работе с ними.
Дети с особыми образовательными потребностями слышат и видят одно и то же, но понимают всё по-своему. Соответственно к каждому такому ребенку нужен индивидуальный подход. Наша задача и состоит в том, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Трудности обучения детей с ограниченными возможностями нередко связаны с их мотивационной незрелостью. Такие дети не осознают важности и нужности обучения, не принимают учебные цели, их деятельность характеризуется общей неорганизованностью недостаточной целенаправленностью, которая выражается в неумении обдумывать свою работу и планировать ход ее выполнения.
Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Учитывая слабость их мотивационной сферы, учитель должен решать одну из основных задач на уроке – формирование учебных мотивов. С такими детьми, необходимо проводить коррекционную работу по формированию активной позиции ученика, положительного отношения к учебе, развитию познавательного процесса.
Для формирования положительного отношения к учебе можно выделить следующие направления в работе педагога:
создание общей положительной атмосферы на уроке;
снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешек, угроз и т.д.
исключить страх у детей перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования чувства уверенности в себе и положительной самооценки;
опора на игровую как ведущую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.
Стимулировать познавательный интерес можно многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, загадками, занимательными упражнениями и т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Также необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы небольшие его достижения. Похвала воспринимается детьми, прежде всего как выражение положительного к себе отношения учителя, педагога, воспитателя. Она стимулирует активность ребенка, который стремиться многократно, заслужить одобрение взрослых. При этом активность детей, вызванная стремлением к похвале, нередко переходит в заинтересованность самой учебной работой, а иногда и в познавательный интерес.
Эффективное овладение учебным материалом, детьми с ОВЗ, возможно лишь при умелой организации сотрудничества учеников и учета особенностей проведения урока через создание ситуации успеха.
За последние десятилетия фраза - «ситуация успеха» стала привычной. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Два важных мотива обучения – это радость и успех. Для возникновения у ребенка стойкой мотивации – «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем уверенность в своих силах, чтобы потом, по прошествии некоторого времени, его робкое «могу» превратилось в радостное «хочу». Именно потребность в самовыражении, ощущении успешности от результатов своего труда станут на всю жизнь движущей силой многих его поступков.
Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Далее педагогам предлагается практическая работа.
Упражнение «Противоположности»
Цель: принятие ученика с ОВЗ, определение направления работы педагога с данной категорией детей.
Задание: Распределите слова на карточках в порядке сравнения противоположных качеств, ученика школы с нормой интеллекта и ученика с ОВЗ.
Раздражительный;
Уравновешенный, спокойный;
Любознательный;
Низкий уровень познавательной активности;
Умный;
Мотивированный, целеустремленный;
Общительный;
Мыслительные операции несовершенны, низкая мотивация достижения, некритичный, вялый, пассивный, медлительный;
Замкнутый, конфликтный, агрессивный;
Счастливый, веселый;
Самостоятельный;
Расположен к размышлениям;
Готов к сотрудничеству;
Незрелость эмоционально-волевой сферы;
Гармоничный;
Проявляет активность как ученик;
Слабое понимание взаимоотношений;
Слабая работоспособность, повышенная утомляемость;
Воспитанный;
Активный ученик;
Затрудняется делать самостоятельные умозаключения;
Неумение планировать свою деятельность;
Активная позиция ученика не сформирована, нечувствительный к собственным промахам;
Слабая концентрация внимания, снижена память;
Не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы;
Несамостоятельный;
Отсутствие навыков работы в коллективе;
Организованный;
Внимательный, сконцентрированный;
Ученик с ОВЗ | Ученик с нормой |
| |
| |
| |
Упражнение «Работа педагога на уроке по созданию ситуации успеха»
Цель: анализ действий педагога на уроке, способствующие/не способствующие созданию ситуации успеха.
Задание: Ваша задача проанализировать действия педагога на уроке и выбрать подходящие варианты, которые способствуют созданию ситуации успеха. Приветствуются собственные варианты действий педагога.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Заостряем внимание на негативном.
2. Улыбка, добрый взгляд.
3. Проявление интереса к каждому ученику, великодушное отношение.
4. Присваивает прозвища (плохой, ленивый, глупый …).
5. Сравнивает одного ребёнка с другим.
6. Отмечает персональную исключительность.
7. Аргументирует необходимость действий.
8. Обучает алгоритму действий.
9. Оценивает действия ученика с акцентом на детали.
10. Много говорит за детей.
11. Показывает недовольство учеником, группой учеников.
12. Верит в способность ученика.
13. Предупреждает и угрожает по невыполнению требований.
Упражнение «Мой самый трудный ученик»
Цель: развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудными учащимися.
Задание: педагоги объединяются в мини группы, каждая группа обсуждает примеры коллег о своем трудном ученике (имя и фамилии не озвучиваются, допускается вымышленное имя): как он выглядит, как ведет себя на уроках, какие у него оценки, какие сложные ситуации с ним возникали и т.п.
После обсуждения группы представляют свои способы, как они взаимодействуют с такими учащимися. Коллеги помогают найти наиболее эффективные методы воздействия, привлекая в обсуждении свой практический опыт.
Таким образом, своевременное проведение комплекса мероприятий по развитию учебной мотивации, формированию активной позиции ученика способствует включению каждого ученика с ОВЗ в активную учебную деятельность на уровне его потенциала и развивает возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника с трудностями в обучении.
Успех является важным источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей и желания учиться. Ребенок ощущает уверенность в своих силах и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можем сделать вывод: «Успех в учебной деятельности ученика с ОВЗ это его завтрашний успех в жизни!»
Подведение итогов семинара:
Продолжите фразы:
Я сегодня вспомнила ...
Меня порадовало ...
Мне было трудно ...
В завершение нашей с вами работы, мне бы хотелось поделиться с вами одной историей.
Как-то, один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу:
- Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!”.
И вдруг человек услышал: “Кое-что я предпринял - послал ему навстречу тебя”.