СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия поурочных планов уроков литературы (для обучающихся 5 класса) по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Серия поурочных планов уроков литературы (для обучающихся 5 класса) по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»»

Серия поурочных планов уроков литературы по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»


К уроку литературы в 5 классе №1

«Образ Васютки по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Рубрика 1 «Анализируем текст произведения»

Задание 1. Ответьте письменно на вопросы по содержанию.

1. К кому утром обратился Васютка: «Ну, чего смотришь? Не узнала?»

2.Как Васютка узнал, что вдали таёжная речка?

3.Куда спрятался мальчик от холодного осеннего дождя?

4. С чем сравним слабый гудок парохода, услышанный Васюткой?

5. Как Васютка понял, что его заметили на пароходе?

6. Название спасительного судна для Васютки?

7. О чём поведал Васютка отцу по дороге к озеру?

Рубрика 2 «Рассуждаем по тексту произведения»

Задание 2. Выразите письменно своё мнение, ориентируясь на поставленные вопросы.

1. Что помогло, по вашему мнению, Васютке выжить, выйти из леса?

2.Как вы считаете: какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

3.Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Рубрика 3 «Творческая разминка по тексту произведения»

Задание 3. Составьте краткую инструкцию (5 предложений), используя знания текста рассказа.

Инструкция «Как выжить в лесу по советам Васютки».

Рубрика 4 «Делаем дома»

Задание 4. 1.Дочитайте рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

2.Составление карты. Оценивается более точное и понятное изображение

Нарисуйте путь следования Васютки, обозначив на нем какими-либо изображениями (рисунками) эпизоды этого путешествия.

Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере-Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес -выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро).








К уроку литературы в 5 классе №2

Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Рубрика 1 «Подготовка к сочинению»

Задание 1. Прочитайте внимательно « История появления рассказа «Васюткино озеро: от школьного сочинения до популярного произведения»

История написания первого рассказа для детей Виктора Петровича Астафьева очень интересна. Жил в таёжном городке учитель словесности Игнатий Дмитриевич Рождественский. Уроки его дети любили, никогда не прогуливали, а наоборот, ждали с нетерпением. Учитель часто водил ребят на экскурсии, рассказывал сказки и легенды о таёжном крае, о храбрых охотниках и рыбаках. Ему хотелось, чтобы дети научились мечтать, находить в окружающем мире прекрасные моменты.

Часто учитель задавал сочинения на свободную тему. Будущий писатель учился тогда в пятом классе. В начале учебного года Игнатий Дмитриевич предложил детям написать сочинение о том, как они провели лето. И Витя Астафьев рассказал о том, как он заблудился в тайге, как несколько дней бродил по незнакомым местам, как нашёл удивительное озеро. Сочинение очень понравилось и учителю, и детям. Его даже опубликовали в школьной стенной газете под названием «Жив».

Прошли годы. Виктор Астафьев не раз с благодарностью вспоминал любимого учителя, который помог ему найти свою дорогу в литературе. Через много лет эта история из далёкого детства подтолкнула писателя на создание рассказа под названием «Васюткино озеро».

Классная работа

Задание 2.Внимательно прочитайте тему и план к сочинению, зафиксируйте в тетрадь.

Сочинение.

Тема: «Тайга - наша кормилица, хлипких не любит. Становление характера Васютки».

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,

И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.

 План.
 I. Вступление. Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» родом из детства.

II. 1.Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (общая характеристика героя: сколько было лет, где жил, где учился).
2.Становление характера Васютки:
1) забота Васютки о рыбаках;
2) поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение;
3) знание законов тайги, внимание к природе;

4) забота Васютки об общем деле.
III. Заключение. Каким для вас запомнился Васютка? Чему вас научил данный рассказ?
  Домашняя работа

Рубрика 2 «Пишем сочинение»

Задание 3. Составьте текст сочинения по плану и в соответствии с указанной темой. Не забывайте свои слова подкреплять цитатами из текста. Объём сочинения без учёта слов в плане - от 100 до 170 слов (примерно 1 стр.- 1,5 стр.)