Серия поурочных планов уроков литературы по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
К уроку литературы в 5 классе №1
«Образ Васютки по произведению В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
Рубрика 1 «Анализируем текст произведения»
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы по содержанию.
1. К кому утром обратился Васютка: «Ну, чего смотришь? Не узнала?»
2.Как Васютка узнал, что вдали таёжная речка?
3.Куда спрятался мальчик от холодного осеннего дождя?
4. С чем сравним слабый гудок парохода, услышанный Васюткой?
5. Как Васютка понял, что его заметили на пароходе?
6. Название спасительного судна для Васютки?
7. О чём поведал Васютка отцу по дороге к озеру?
Рубрика 2 «Рассуждаем по тексту произведения»
Задание 2. Выразите письменно своё мнение, ориентируясь на поставленные вопросы.
1. Что помогло, по вашему мнению, Васютке выжить, выйти из леса?
2.Как вы считаете: какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?
3.Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?
Рубрика 3 «Творческая разминка по тексту произведения»
Задание 3. Составьте краткую инструкцию (5 предложений), используя знания текста рассказа.
Инструкция «Как выжить в лесу по советам Васютки».
Рубрика 4 «Делаем дома»
Задание 4. 1.Дочитайте рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро».
2.Составление карты. Оценивается более точное и понятное изображение
Нарисуйте путь следования Васютки, обозначив на нем какими-либо изображениями (рисунками) эпизоды этого путешествия.
Отправление – встреча с кедровкой – встреча с глухарем – «Заблудился!» - подготовка к ночи (разжигание огня, запасание дров на ночь, приготовление еды) - подготовка к походу на север – болото - выход к озеру – охота – ночевка на озере-Нахождение подбитой им утки – Васютка заметил лиственный лес -выход к реке – дождь- ночевка под дождем - берег Енисея – пароход – рыбацкий бот – дорога домой – встреча – возвращение на Васюткино озеро).
К уроку литературы в 5 классе №2
Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
Рубрика 1 «Подготовка к сочинению»
Задание 1. Прочитайте внимательно « История появления рассказа «Васюткино озеро: от школьного сочинения до популярного произведения»
История написания первого рассказа для детей Виктора Петровича Астафьева очень интересна. Жил в таёжном городке учитель словесности Игнатий Дмитриевич Рождественский. Уроки его дети любили, никогда не прогуливали, а наоборот, ждали с нетерпением. Учитель часто водил ребят на экскурсии, рассказывал сказки и легенды о таёжном крае, о храбрых охотниках и рыбаках. Ему хотелось, чтобы дети научились мечтать, находить в окружающем мире прекрасные моменты.
Часто учитель задавал сочинения на свободную тему. Будущий писатель учился тогда в пятом классе. В начале учебного года Игнатий Дмитриевич предложил детям написать сочинение о том, как они провели лето. И Витя Астафьев рассказал о том, как он заблудился в тайге, как несколько дней бродил по незнакомым местам, как нашёл удивительное озеро. Сочинение очень понравилось и учителю, и детям. Его даже опубликовали в школьной стенной газете под названием «Жив».
Прошли годы. Виктор Астафьев не раз с благодарностью вспоминал любимого учителя, который помог ему найти свою дорогу в литературе. Через много лет эта история из далёкого детства подтолкнула писателя на создание рассказа под названием «Васюткино озеро».
Классная работа
Задание 2.Внимательно прочитайте тему и план к сочинению, зафиксируйте в тетрадь.
Сочинение.
Тема: «Тайга - наша кормилица, хлипких не любит. Становление характера Васютки».
Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется, пусть на изломе лета.
План.
I. Вступление. Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» родом из детства.
II. 1.Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» (общая характеристика героя: сколько было лет, где жил, где учился).
2.Становление характера Васютки:
1) забота Васютки о рыбаках;
2) поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение;
3) знание законов тайги, внимание к природе;
4) забота Васютки об общем деле.
III. Заключение. Каким для вас запомнился Васютка? Чему вас научил данный рассказ?
Домашняя работа
Рубрика 2 «Пишем сочинение»
Задание 3. Составьте текст сочинения по плану и в соответствии с указанной темой. Не забывайте свои слова подкреплять цитатами из текста. Объём сочинения без учёта слов в плане - от 100 до 170 слов (примерно 1 стр.- 1,5 стр.)