Практические работы по географии 5 класс
Алгоритм выполнения практических работ.
Внимательно прочитайте задание практической работы.
Составьте план работы по выполнению практической работы.
Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.
Проанализируйте источники информации.
Выберите из всего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.
Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.
Критерии оценивания практических работ:
5 – работа выполнена полностью, правильно;
4 – работа выполнена полностью, допущены незначительные погрешности;
3 – работа выполнена полностью, допущены 3 – 4 существенные ошибки;
2 – работа выполнена полностью, но при этом ученик неверно определяет расстояния, высоты объектов, ошибается при определении сторон горизонта, или работа выполнена на 50% и менее, или работа не представлена на проверку.
Практическая работа №1
Тема: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разный период».
Цель: формировать умение работать с контурной картой и картой атласа по изображению
маршрутов великих путешественников.
Оборудование: карты атласа, контурная карта, цветные карандаши.
Ход работы:
Правила работы в контурных картах:
Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта, используются цифровые обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты и расшифровываются.
Оформить в соответствии с требованиями контурную карту (легенду карты).
Обозначение на контурной карте (стр.2-3, стр. 4-5) маршрутов великих путешественников:
проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и обозначьте географические объекты, через которые он проходил;
нанесите на карту маршрут Марко Поло;
нанесите по карту маршрут путешествия Афанасия Никитина и обозначьте географические объекты, через которые он проходил;
проследите по карте путь плавания Васко да Гама и обозначьте географические объекты, через которые он проходил;
нанесите на карту маршрут первого плавания X. Колумба;
обозначьте по карте путь экспедиции Ф. Магеллана и географические объекты, через которые проходил маршрут;
обозначьте на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука.
Практическая работа № 2
Тема: «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории своей местности».
Цель: научиться наблюдать за высотой Солнца над горизонтом в зависимости от времени года в своей местности.
Оборудование: учебник.
Ход работы:
Заполните таблицу.
Дата | 21 марта | 22 июня | 23 сентября | 22 декабря |
Высота Солнца | | | | |
Продолжительность дня | | | | |
Время года | | | | |
Вывод.
Практическую работу выполнил(а) ________________________________ Практическая работа № 3
Тема: «Проведение полярной съёмки и составление плана местности».
Цель: - научиться проводить полярную съёмку и строить план местности;
- формирование практических умений: работать с компасом, ориентироваться на местности, определять азимут, определять расстояние по плану и на местности (шагами), строить план местности.
Оборудование: планшет, компас, линейка, карандаш и ластик.
Ход работы:
1.Выбираем масштаб.
2.Нанесём на лист точку, с которой будете делать съёмку. Эта точка называется полюсом (отсюда название съёмки – полярная).
3.Проводим ориентирование планшета с помощью компаса. Для этого с краю листа проведём линию север – юг и повернём планшет так, чтобы её направление совпало с направлением С-Ю стрелки компаса.
4.Наносим нужные объекты на план. Измеряем шагами расстояние от точки стояния до объекта и откладываем его в масштабе.
5.Таким же образом наносим остальные объекты, которые нужно изобразить на плане.
Масштаб
Вывод.
Практическая работа № 4
Тема: «Определение направлений и расстояний на карте».
Цель: - научиться определять направления и расстояния на карте;
- формирование практических умений: работать с картой, определять расстояние и направления на карте.
Оборудование: атлас, линейка, карандаш и ластик.
Ход работы:
Задание 1. По физической карте России (стр.22-23) определите расстояние между населенными пунктами, используя масштаб карты.
Определите расстояние в километрах между Краснодаром и Москвой.
В каком направлении нужно ехать из Москвы в Краснодар?
Задание 2. По физической карте полушарий (стр.20-21) определите расстояние между географическими объектами:
С помощью масштаба карты измерить расстояние между вулканом Камерун и вулканом Килиманджаро (Африка).
В каком направлении от города Москвы находится город Берлин (Евразия).
В какой части материка Африка находится пустыня Калахари.
Вывод.
Практическая работа № 5
Тема: «Определение географических координат на карте».
Цель: - научиться определять географические координаты на карте;
- формирование практических умений: работать с картой, определять географические координаты.
Оборудование: атлас, карандаш.
Ход работы:
Задание 1. По физической карте России (стр.22-23) определите географические координаты.
Определите географические координаты Краснодара.
Определите географические координаты Москвы.
Задание 2. По физической карте полушарий (стр.20-21) определите географические координаты:
Определите географические координаты вулкана Котопахи (Южная Америка).
Определите географические координаты вулкана Орисаба (Северная Америка).
Вывод.
Практическая работа № 6
Тема: «Сравнение свойств горных пород».
Цель: - научиться сравнивать: определять сходные и отличительные черты.
Оборудование: коллекция горных пород.
Ход работы:
1. Определить сходство и отличие всех представленных горных пород.
2. Результаты работы оформить в виде таблицы.
Дополнительная информация по характеристике горных пород:
- происхождение: магматические, осадочные, метаморфические;
- блеск: металлический, стеклянный, жирный, перламутровый, матовые (без блеска);
- твердость: (способность противостоять внешнему механическому воздействию по шкале твердости) – твердый, нетвердый, мягкий;
- цвет: стремиться к более точному описанию цвета (по цветодиаграмме);
- применение: в промышленности, строительстве, и т.д.
Результаты описания внести в таблицу:
№ п/п | Горная порода | Происхождение | Блеск | Твердость | Цвет | Применение |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
Вывод.
Практическая работа №7
Тема: «Нанесение на контурную карту острова, полуострова, высочайшие горы и обширные равнины».
Цель: формировать умение работать с контурной картой и картой атласа по изображению
географических объектов.
Оборудование: атлас, контурная карта, цветные карандаши.
Ход работы:
Правила работы в контурных картах:
Работа на контурной карте осуществляется только карандашами.
Названия географических объектов одного вида подписываются одинаковым по размерам и цвету шрифтом.
При невозможности нанесения названия географического объекта в рамках контура объекта, используются цифровые обозначение, которое расшифровывается в легенде карты.
Варианты используемых обозначений переносятся в легенду карты и расшифровываются.
Оформить в соответствии с требованиями контурную карту (легенду карты).
Обозначение на контурной карте географические объекты:
нанесите на контурную карту (стр. 20-21), используя атлас (стр.20-21), следующие географические объекты: о. Гренладия, о. Куба, о. Мадагаскар, о. Суматра, о. Ява, о. Калимантан;
нанесите на контурную карту (стр. 22-23), используя атлас (стр.22-23), следующие географические объекты: о-ва Новая Земля, о-ва Земля Франца Иосифа, о-ва Северная Земля, о-ва Новосибирские, о. Сахалин;
нанесите на контурную карту (стр. 20-21), используя атлас (стр.20-21), следующие географические объекты: п-ов Аляска, Скандинавский п-ов, п-ов Индостан, п-ов Индокитай;
нанесите на контурную карту (стр. 22-23), используя атлас (стр.22-23), следующие географические объекты: Кольский п-ов, п-ов Крым, п-ов Камчатка;
нанесите на контурную карту (стр. 20-21), используя атлас (стр.20-21), следующие географические объекты: Анды, Амазонскую низменность, Кордильеры, Гималаи;
нанесите на контурную карту (стр. 22-23), используя атлас (стр.22-23), следующие географические объекты: Кавказ, Алтай, Восточно –Европейскую равнину, Западно-Сибирскую равнину.
Практическая работа №8
Тема: «Описание географического положения горной системы или равнины по физической карте».
Цель: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; совершенствование умений определять географические координаты.
Оборудование: атлас.
Ход работы:
Работа выполняется в парах.
Задание. Найти объекты (горы, равнины) в атласе для определения географического положения. Оформить результата своей работы в форме таблицы.
№ п/п | План определения географического положения | Географический объект (горы, равнины) |
Уральские горы | Западно-Сибирская равнина |
1 | План определения географического положения | | |
2 | На каком материке и в какой его части находится объект | | |
3 | Между какими меридианами и параллелями | | |
4 | Положение по отношению к другим объектам | | |
5 | Направление и протяженность | | |
6 | Средняя высота | | |
Вывод.
Эталон выполнения работы практической работы №8.
№ п/п | План определения географического положения | Географический объект (горы, равнины) |
Уральские горы | Западно-Сибирская равнина |
1 | На каком материке и в какой его части находится объект | На севере материка Евразия. Горы разделяют материк на европейскую и азиатскую части. | Находится почти в центральной части материка Евразия. |
2 | Между какими меридианами и параллелями | Между меридианами 52º и 67º в.д. и параллелями 47º и 69ºс.ш. | Между меридианами 60º и 92º в.д. и параллелями 50º и 73º с.ш. |
3 | Положение по отношению к другим объектам | Граничат с Восточно-Европейской равниной на западе, с Западно-Сибирской – на востоке, с Туранской низменностью на – юге, на севере – Карское море. | Граничит с Уралом на западе, Среднесибирским плоскогорьем - на востоке, с Казахским мелкосопочником и Алтаем - на юге. С севера омывается Карским морем. |
4 | Направление и протяженность | С севера на юг более чем на 2000 км. | С севера на юг – на 2250 км, с запада на восток – на 1800 км. |
5 | Средняя высота | От 500 – 1000 м. | От 0 – 200 м. |