Раздел «Мир – театр, люди – актеры»
Урок 1.
С. Маршак «Про козла»
Цель: развивать память речь, воображение учащихся
Задачи:
сформировать у детей понятие «пьеса»;
познакомить с содержанием пьесы С.Маршака;
совершенствовать навык чтения;
расширять кругозор учащихся.
Оборудование: учебник, презентация
Планируемые УУД:
разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть - сказка);
признаков драматургического жанра;
синтезировать прочитанное;
проявлять навыки сотрудничества;
принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Ход урока
I.Орг. момент
II. Работа над новым материалом.
1) Введение в тему.
-Прочитайте название раздела («Мир- театр, люди – актеры»). Можете объяснить название этого раздела?
- Произведения какого жанра мы будем изучать? (Пьесы)
-А можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
-Пьеса – это любое драматическое произведение, предназначенное для театра – трагедия, драма, водевиль. Если хотят поставить на сцене спектакль по роману или повести, то это произведение инсценируют, т.е. превращают в пьесу.
-Чем же пьеса отличается от романа, повести? Главное в пьесе – действие, много диалога, нет описаний. Поэтому и героев пьесы называют действующие лица. Персонаж пьесы – человек, действующий сейчас, сию минуту, на наших глазах, в нашем присутствии. Действие может состоять и в том, что герои просто сидят и разговаривают друг с другом. Разговаривая , они что-то решают, переживают, радуются, т.е. действуют. Каждая реплика является действием, поступком, способным порой изменить судьбу героя, повернуть его жизнь. Но для чего происходят все эти действия? Во имя чего герои плачут, смеются, радуются, страдают, так внезапно и круто ломают свою судьбу, иногда даже гибнут на наших глазах? Все это для того, чтобы как можно резче, острее, выразительнее выявилась основная идея произведения., мысли автора, которые он хотел донести до зрителей.
2) Работа с текстом до чтения.
-Как называется произведение, которое мы с вами будем читать сегодня на уроке? Кто является автором этого произведения?
-Какие произведения С.Маршака вы уже читали?
- О чем говорит перечисление действующих лиц в самом начале произведения «Про козла»? ( О том, что это пьеса)
-Какие еще признаки пьесы вы можете назвать? (Ремарки, деление текста на действия)
-Какие действующие лица присутствуют в пьесе «Про козла»?
3) Целевая установка.
4) Чтение текста пьесы учащимися про себя.
5) Работа над содержанием пьесы.
-Где происходят события 1-го действия? 2-го действия?
-Кто является действующими лицами 1-го действия? Появляются ли новые действующие лица во 2-ом действии?
-Можете ли вы сказать, что данное произведение – это пьеса- сказка? Почему так думаете?
-Какими вы представляете себе главных героев пьесы?
6) Словесное рисование.
- «Нарисуйте « словами каждого героя.
7) Подготовка к чтению по ролям.
8) Чтение по ролям.
К доске вызываются 3 человека, которые читают по ролям 1-е действие. Коллективно проводится обсуждение: у какой из групп чтение по ролям получилось лучше. Затем с места читают по ролям 2-е действие пьесы.
III. Рефлексия.
- Какую пьесу мы читали сегодня на уроке?
-Чем же пьеса отличается от других литературных произведений?
-Почему С.Маршак именно так озаглавил свою пьесу? Могли бы вы предложить другое название?
Домашнее задание: чтение пьесы С.Маршака «Про козла» по ролям; подготовить ответы на вопросы учебника (с.19)
Урок 2
С.Маршак «Про козла» (урок – инсценировка)
Цель: развивать творческие способности учащихся
Задачи:
передавать при чтении различные интонации;
работать над инсценированием пьесы;
прививать любовь к театру, искусству.
Планируемые УУД:
разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть - сказка);
признаков драматургического жанра;
синтезировать прочитанное;
проявлять навыки сотрудничества;
принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Ход урока
I .Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Работа по вопросам учебника (с.19).
Чтение слов действующих лиц.
–Прочитайте все слова Деда из 1-го действия.
–Прочитайте все слова Бабы из 1-го действия.
- Прочитайте все слова Козла из 1-го действия.
III. Инсценирование пьесы.
1). Целевая установка.
-Ребята, кто из вас был в театре? А кто участвовал в постановке пьесы?
-Сегодня на уроке каждый из вас примет участие в постановке пьесы С.Маршака «Про козла». Кто принимает участие в постановке пьесы? (Актеры, режиссеры, художники)
2) Подготовительная работа по постановке пьесы.
План работы:
Выбор сценического действия
-Давайте представим, что каждый из вас – режиссер театра, и вашей задачей является выбор сценического действия для постановки, чтобы заинтересовать зрителя.
-Какой момент пьесы вам понравился больше всего, и вы хотели бы проинсценировать его? Почему?
Подбор артистов
Коллективное обсуждение
Проба художников.
– Художники в театре подбирают декорации. Нарисуйте декорации и костюмы, которые нам понадобятся для инсценирования.
Учащиеся рисуют декорации на альбомных листах.
Игра спектакля
IV. Рефлексия
- Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? Выполнили мы эту задачу?
- что вам понравилось? А что хотели бы изменить?
- Похож ли наш спектакль на те спектакли, которые вы видели в театре?
Домашнее задание: подготовить пересказ пьесы и придумать ее возможное продолжение, оформив его на альбомном листе.
Урок 3
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Цели: развивать речь, память, творческие способности учащихся;
Задачи:
Планируемые УУД:
Личностные результаты:
анализировать произведение с целью выявления признаков драматургического жанра;
синтезировать прочитанное;
проявлять навыки сотрудничества;
принимать и выполнять поставленную учебную задачу;
планировать свою деятельность;
ориентироваться в тексте произведения;
контролировать, анализировать, оценивать свои действия
Оборудование: выставка творческих работ учащихся; портрет Н.Н.Носова; выставка книг «Произведения Н.Носова.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Мир - театр, люди - актеры». Но сначала давайте сделаем небольшую разминку.
II. Динамическое чтение.
1. Жужжащее чтение (птичий базар)
2. Чтение чистоговорок.
Са-са-са - в лесу бегает лиса,
Со-со-со - у Вити колесо,
Ос-ос-ос - на поляне много ос,
Су-су-су - было холодно в лесу,
Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь.
3. Чтение скороговорок.
Ах вы, сени, сени, Везет на горку Саня
Вышел в сени сонный Сеня, За собою сани.
И в сенях споткнулся Сеня, Ехал с горки Саня
И кувырк через ступени. А на Сане сани.
Было весело на горке Слышит смех честного люда,
Сане, Соне и Егорке, Трусит с горки съехать Люда.
А Маруся не каталась –
В снег упасть она боялась.
III. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ пьесы учащимися.
2. Выставка творческих работ учащихся.
(несколько учеников рассказывают придуманное ими продолжение)
IV. Актуализация знаний.
- Ребята, объясните название раздела, который мы изучаем?
-Над произведением какого жанра мы начали работать? (пьесы)
- Можете ли вы объяснить смысл слова «пьеса»?
- Правильно, пьеса - это любое драматическое произведение, предназначенное для театра - трагедия, комедия, драма, водевиль.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя... Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами. («Огородники»).
- Кто автор произведения? (Н.Носов)
- Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса»)
- А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н.Носове?
- Правильно, потому что повесть, которую мы будем читать сегодня на уроке, написал Н.Носов и называется «Витя Малеев в школе и дома».
- Что характерно для произведений Н.Носова?
- Кто является главным героем его произведений?
- Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех
возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.
- Давайте послушаем это произведение.
V. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
Беседа по прочитанному.
- Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?
- Кто является главным героем повести?
- Понравился ли вам этот герой? Чем?
- Что бы вы ему посоветовали?
- Кто был близким другом Кости Шишкина?
- Каким мальчиком был Витя?
- Почему он оказался втянут в эту историю?
- Как Вите нужно было поступить с самого начала?
- Давайте еще раз прочитаем о каждом из них.
VI. Повторное чтение о каждом из героев.
VII. Словесное «рисование».
- «Нарисуйте» словами каждого из главных героев, используя слова из текста.
(2-3 ученика рассказывают, а остальные учащиеся дополняют).
VIII. Работа над содержанием текста.
1. Подготовка к чтению по ролям (работа в парах).
- Сейчас, работая в парах, подготовьте чтение по ролям наиболее понравившегося отрывка.
2. Чтение по ролям нескольких групп.
- Какой группе наиболее удачно удалось с помощью интонации и голоса передать характеры всех героев повести?
3. Деление текста на части и озаглавливание их.
- Ребята, а на сколько частей можно разделить эту главу повести? (на три).
а) Работа над 1-й частью.
- Как можно озаглавить эту часть? (Шишкин болен)
- Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?
- Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом Костя разговаривал с ребятами?
- Какой диагноз, по словам Шишкина, был поставлен ему доктором?
-Как ребята подбадривали больного?
б) Работа над 2-й частью.
- Как можно озаглавить эту часть?
-Кто раскрыл секрет Шишкина?
- Как это случилось?
-Как ребята отнеслись к обману Шишкина?
-Как он пытался объяснить свой обман?
в) Работа над 3-й частью.
-Озаглавьте эту часть.
- О чем говорится в этой части?
- Как Костя объяснил свои прогулы?
- Как ученики относились к своей учительнице?
- Какие слова текста подтверждают это?
- Какое обещание дал Костя Шишкин?
- С какой просьбой обратился Костя к учительнице?
- Как она отреагировала на эту просьбу?
IX. Работа с иллюстрациями учебника.
- Какой момент изображен на рисунке?
X. Подведение итогов урока.
- Чему учит этот отрывок из повести Носова?
XI. Домашнее задание.
Урок 4.
Литературная викторина по книге Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»
Цель: овладение осознанным, правильным и беглым чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников.
Задачи:
развивать интерес к чтению и книге;
формировать читательский кругозор;
развивать эмоциональную отзывчивость при чтении книг Н. Носова;
обогащать нравственный опыт младших школьников средствами художественной литературы;
формировать нравственные чувства и представление о добре, дружбе, правде, ответственности.
Личностные результаты:
развитие умения сравнивать поступки героев из произведений Н.Носова со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами
Предметные:
осознание значимости чтения для личного развития, формирование понятий о добре и зле, дружбе, честности
формирование потребности в систематическом чтении.
Ход занятия.
1.Оргмомент. Чтение на доске записи:
Читать – это еще ничего не значит;
Что читать и как понимать читаемое –
Вот в чем главное дело.
К. Ушинский
2. Тема урока и постановка цели учащимися.
- Проверить и самостоятельно оценить свои результаты
- Отвечать на вопросы по содержанию произведения Н.Носова « Витя Малеев в школе и дома»
- Высказывать своё отношение к событиям и героям этого произведения.
3. Викторина. (учащиеся отвечают на вопросы и заполняют лист самооценки)
№ вопроса | Ответил правильно | Ответил неправильно | Сомневался |
1. | | | |
2. | | | |
1.Назови автора книги? ( Николай Николаевич Носов)
2.По какому предмету нужно было заниматься Вите летом? (по математике)
3.В каком классе учился Витя и как звали его учителя? (в 4 )
4.Где отдыхал летом Глеб Скамейкин? ( в Крыму)
5.Из какого города приехал новый ученик Костя Шишкин? (из Нальчика)
6.Как звали сестру Вити? (Лика)
7.Кем не хотели быть ребята, играя в футбол? (вратарём)
8.Кто был нарисован на стене в классе и кто это сделал? (морячок, Игорь Грачёв)
9.Какие животные жили у кости дома? (мыши, ежи, собака)
10.Кем работала мама Кости?(шофёр)
11.Каким Витю нарисовали в стенгазете? (с большими ушами)
12.Какое обещание дали все ребята класса после собрания? (учиться без троек)
13.Чего не хватало в характере Вити Малеева, чтобы вовремя начать учить уроки? (силы воли)
14.Что два дня не ел Витя, воспитывая характер? (пирожное)
15.Кто учил Витю играть в шахматы? (Алик Сорокин)
16.В чём не разрешила участвовать учительница Косте и Вите из-за двоек? (в худ.самодеятельности)
17.Из чего была сделана голова в спектакле? (из фанеры)
18.Шкуру какого животного шили Витя, Костя, Лика? (лошади)
19.В какой спортивный кружок не записали Витю и Костю из – за двоек? (баскетбольный)
20.О чём была задача, которую Витя сам решил для сестры? (про орехи)
21.За какой класс Витя решил все задачи? (за 3 класс)
22.Как Костя назвал найденную им собаку? (Лобзик)
23. Куда прятал Костя собаку? (на чердак)
24.Куда ребята купили билеты и куда ходили всем классом? (в цирк)
25.Как назывался шар, на котором ездили велосипедисты и мотоциклисты во время представления? (шар смелости)
26.Чем мальчики разбили окно у Кости дома? (тазиком)
27.Чему стал учить Костя собаку? (счёту)
28.Какую болезнь придумал себе Костя? (апендикокс)
29.Почему Лобзик на представлении в школе неправильно пролаял ответ задачи про бутылки и пробки? (Витя неправильно сосчитал)
30.Кем выбрали в классе Витю и Костю? (библиотекарями)
31.На что налетел Костя, когда по дороге читал книгу? (на фонарный столб)
32.Что помогло всем ребятам в классе добиться успехов? (дружба)
33 С какими оценками перешли в 5 класс Витя и Костя? (с пятёрками)
34. Как ты относишься к главным героям ?
35. Какие поступки героев ты осуждаешь, а какие - одобряешь?
4. Самооценка. По результатам заполненного листа учащиеся оценивают свои результаты
5. Рефлексия.
Учащиеся подходят к доске и ставят «+»
Я продолжу чтение произведений Н.Носова
Я не буду читать произведения Н.Носова
Я попробую написать продолжение этой книги и поделюсь своим результатом с одноклассниками.
Урок 5.
Н.Носов «Два друга»
Цель: продолжить работу над пьесой Николая Носова «Два друга», сравнить с повестью Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Задачи:
развивать внимание, память, речь учащихся,
определять отличительные черты пьесы;
работать над выразительным чтением,
учить составлять характеристику героя;
воспитывать нравственные качества,
приобщать учащихся к искусству,
развивать творческие способности учащихся.
Планируемые УУД:
разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть - сказка);
признаков драматургического жанра;
синтезировать прочитанное;
проявлять навыки сотрудничества;
принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Оборудование: орфографический словарь Ожегова; схема отличия повести от пьесы на доске; словарные слова; набор слов для характеристики героев; красные и зелёные фишки; пословицы о дружбе; рисунки современной и старинной квартир; магнитофон; фонограмма.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Чтение темы на доске.
И Т И - ТЁ
М Р - Е Д К Р
А Ю А Ы!
Т Л
Р,
Учитель. Почему раздел, который мы изучаем, так называется?
- Чему он посвящён? (Театру).
Объяснение значения слова по словарю Ожегова С.И.
Театр.
1) Искусство представления драматических произведений на сцене, само такое произведение.
2) Зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.
-Как тема нашего урока связана с жизнью?
(В жизни, как и в театре, люди плачут, смеются, радуются, страдают, умирают и рождаются. Они разговаривают, как и в пьесе, решают вопросы, переживают, то есть действуют).
3. Сравнение двух произведений Н.Носова. (Сравнивают дети).
Повесть. Пьеса.
Сходство. | Различие. |
Один автор. | По жанру: одно – повесть «Витя Малеев в школе и дома», другое – пьеса «Два друга». |
Место действия. | В пьесе описана подробно обстановка квартиры. |
Время действия. | Действующие лица. (В повести не указаны, там прямая речь, в пьесе указаны, распределены роли). |
| В повести есть слова автора, в пьесе – ремарки (пояснения автора). |
- Есть незначительные различия в содержании.
Ответы детей.
Разное начало 15 главы.
Изменены имена одноклассников.
В повести Лёня забыл перчатки, в пьесе Стасик забыл сумку с книгами.
В повести был диктант, в пьесе – письменная работа по арифметике.
- Как вы думаете, с какой целью Носов написал два произведения? (Чтобы пьесу можно было играть на сцене)
4. Фронтальная беседа.
- Как называется постановка пьесы в театре? ( Спектакль)
- Кто руководит постановкой пьесы в театре? (Режиссёр)
- Кто такие актёры? (Читают объяснение по словарю Ожегова)
Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. Переносное: старается показать себя не таким, каков он есть.
Артист – творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства: актёр, певец, музыкант.
1) Профессия.
2) Притворство.
- Как называется убранство сцены? (Декорация)
- Как называется профессия человека, который придумывает декорации? (Декоратор)
- Кто помогает артистам перед выходом на сцену?(Гримёр, парикмахер, костюмер)
- Какие профессии необходимы при показе спектакля?(Осветитель, звукорежиссёр)
- Кто такие театральные критики? (Люди, которые занимаются разбором и оценкой театральных постановок)
-Как называется первое представление в театре? (Премьера)
- Как называется человек, который подсказывает слова актёрам во время спектакля?
(Суфлёр)
- Что такое фрагмент спектакля? (Отрывок)
5. Работа над пьесой.
- Сегодня мы собрались в театре. Нам нужно утвердить актёров на главные роли и выбрать дублёров. Кто такой дублёр? (Репетирует роль одновременно с актёром, выбранным на роль, но играет только тогда, когда этот актёр не сможет играть)
- Я буду режиссёром, а каждый из вас попробует себя помощником режиссёра, актёром, другими работниками театра и театральными критиками. Декоратор поможет выбрать нам эскизы (неоконченный, предварительный рисунок) декораций для спектакля.
(На доске два рисунка: старинная и современная квартиры).
Осветитель даст нам свет. Звукорежиссёр – музыку. Костюмер поможет выбрать костюмы. Помощник режиссёра выберет фрагмент (отрывок) для отборочного тура актёров.
- Кто главные герои в пьесе? (Костя Шишкин и Витя Малеев)
Составление характеристики героев.
- Для чего актёры выясняют характер героев? (Чтобы передать голосом, мимикой, жестами)
На доске дети выбирают слова для характеристики героев и ставят к ним цветные фишки: красные – Косте Шишкину, зелёные – Вите Малееву.
серьёзный | легкомысленный | заботливый |
хороший друг | прогульщик | ответственный |
преданный | выдумщик | отзывчивый |
ленивый | обманщик | непоседа |
чуткий | весёлый | внимательный |
Чтение по ролям отрывка I части.
Класс – театральные критики, 7 человек читают.
- Как называется перерыв в театре? (Антракт)
(Проводится физкультурная минутка).
Инсценировка отрывка II части.
( Две группы по 3 человека: первый состав - актёры и второй - дублёры).
- Кого можно утвердить на главные роли в первый состав?
Чтение по ролям отрывка III части.(Читают 4 человека).
- Какое новое действующее лицо появляется в этой части? (Учительница, Ольга Николаевна)
-Каким человеком была Ольга Николаевна? (Ольга Николаевна была добрая, серьёзная, заботливая, строгая, понятливая, справедливая)
(Анализ чтения)
6. Домашнее задание.
- Разделитесь на группы, выберите отрывок для инсценировки.
7. Подведение итога урока.
- Как вы думаете, Шишкин может исправиться?
- Кто ему в этом поможет?
- Какие пословицы вы знаете о настоящей дружбе?
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Без друга в жизни туго.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Урок 6.
С. Козлов «Снежный цветок»
Цель :познакомить с пьесой С. Козлова
Задачи:
повторить основные особенности пьесы как жанра;
познакомить с пьесой С.Козлова;
совершенствовать навык чтения;
обогащать словарный запас,
расширять кругозор учащихся;
воспитывать дружеское отношение, чувство товарищества и взаимопомощи.
Планируемые УУД:
разных жанров (повесть – рассказ; сказочная повесть - сказка);
признаков драматургического жанра;
синтезировать прочитанное;
проявлять навыки сотрудничества;
принимать и выполнять поставленную учебную задачу.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Речевая разминка
Работа со скороговоркой.
Дети читают скороговорку медленно 3р, шепотом 3р, быстро 3р, вопросительно, громко.
IV.Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться («Снежный цветок»).
- Кто автор? (С. Козлов)
Ученик рассказывает детям о творчестве писателя.
Презентация «Творчество писателя С.Козлова».
-К какому жанру относится произведение, которое мы будем читать? (Пьеса)
-Что такое пьеса? (Пьеса - произведение для театральной постановки).
- Как можно определить, что это пьеса? (Есть действующие лица, ремарки, слова автора)
- Что такое ремарка? (Пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведение действующих лиц, их внешнего вида).
- Что необычного в названии пьесы?
- Сколько героев действует в пьесе?
- Игорь, прочитай героев.
- Предположите, о чем мог рассказать нам С. Козлов в этой пьесе?
1 картина пьесы.
- С чего начинается первая картина? С песни зайцев. Давайте хором ее прочитаем.
- Что происходит потом? Вбегает Зайчонок.
- Прочитайте его речь.
- Найдите и прочитайте, что велел сделать первый заяц.
Верные и неверные утверждения:
- События первой картины происходят на поляне. ( Да)
- Звери ждут праздник - Рождество. (Нет).
- Они собираются праздновать каждый у себя в доме.( Нет).
- Зайчонок сообщил, что Медвежонок лежит у себя в домике. (Да).
- Остальные зайцы не стали переживать. (Нет).
2 картина пьесы.
- Вторую часть мы будем читать по ролям. Правила чтения – действующее лицо не называется, ремарка не читается.
Чтение по ролям.
Задание «Задай вопрос другу»
Задание «Мой вопрос – ваш ответ»
- От чего заболел медвежонок? (Он ел снег)
- Обжег ли зайчонок лапу на самом деле?
- Почему взрывается градусник?
- Почему «простым лекарством его не вылечить»? А каким можно вылечить?
- Что означает название цветка? (В переводе с медицинского языка это означает – Всем-всем хорошо и всем-всем весело.)
- Кто решил пойти искать цветок? (Ёжик)
- Какое лекарство посоветовал доктор Дятел? (Медвежонка можно вылечить волшебным цветком Илютиком).
- Почему Дятел получил роль доктора?
-Посмотрите на иллюстрацию на с.125.
- Что можно сказать о Медвежонке, Ёжике, Дятле? (Медвежонок маленький, он болен, Ёжик – главный герой, Дятел-доктор)
Работа с картинами 3-5 пьесы.
-Знакомство с 3,4,5 картинами пьесы мы проведем следующим образом. 3 часть читает 3 ряд, 4 часть читает 2 ряд, 5 часть читает 1 ряд.
- Отметьте 1 – 2 основные мысли для краткого пересказа.
Пересказ частей.
Запись домашнего задания
- Найдет ли ежик снежный цветок? с.133-138, рисунок.
Рефлексия
- Кто главный герой пьесы?
- Охарактеризуем его. (Дети называют качества характера, на доске появляются слова Какое из этих слов самое главное? ( Верный друг).
- Так в чем же заключается главная мысль пьесы Снежный цветок»?
-Доказали ли мы, что это произведение – пьеса?
-Закройте глаза, представьте, что вы нашли снежный цветок, вспомните, что означает название цветка, загадайте желание. Поверьте в чудо! Пусть эти волшебные цветы принесут вам счастье и удачу!
Урок 7.
Обобщение по разделу «Весь мир – театр, люди –актеры» (Урок-КВН)
Цель: развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах;
Задачи:
Оборудование: рисунки учащихся к пьесам; карточки с вопросами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. КВН.
1. Вступительное слово учителя.
- «Мы начинаем КВН». Очень часто эти слова вы слышите по телевидению, когда начинается игра в Клубе Веселых и Находчивых.
А сегодня я предлагаю поиграть в неё вам.
2. Выбор членов жюри.
3. Конкурсы.
1-й конкурс: «Дикционное упражнение»
Две сороки тараторки тараторили на горке.
2-й конкурс: «Ты мне - я тебе!».
Представители от каждой из команд по- одному выходят к доске и, взяв карточку, читают вопрос. Команда-соперница должна дать полный ответ.
Вопросы:
1) Какое произведение принято называть пьесой?
(Пьеса – это любое драматическое произведение, предназначенное для театра)
2) Чем пьеса отличается от других литературных произведений?
(В пьесе нет никаких описаний, а только диалоги. Главное в пьесе – это действие)
3) Как называется изученный вами раздел? Почему он так называется?
(«Мир – театр, люди – актеры…»
4) Для чего создаются пьесы?
5) Назовите авторов пьес, которые вы читали на уроках.
6) Какова главная мысль в пьесе «Про козла» С. Маршака?
7) Какова главная мысль в пьесе «Два друга» Н. Носова?
8) Какова главная мысль в пьесе «Снежный цветок» С. Козлова?
9) Какой характер у главного действующего лица пьесы «Два друга»?
10) Какой характер у главного действующего лица пьесы «Снежный цветок»?
11) Что такое ремарка? Приведите пример из любой пьесы.
( С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка РЕМА́РКА, -и, ж.
1. Отметка, примечание (устар.).
Ремарки на полях книги.2. В пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида)
3-й конкурс: «Назови пьесу».
Учитель зачитывает отрывки из пьес, а команды должны угадать название пьесы и автора.
1) Час обеденный пришел -
Накрывать пора на стол.
Сядьте рядом на скамью,
Накормлю вас, напою. («Про козла», С. Маршак)
Инсценировка
2) Я решил с тобой сегодня в последний раз поговорить: если ты завтра не вернешься в школу, то я... («Два друга», Н. Носов)
- Чьи это слова? Кто может досказать слова Вити?
С.110 (Витя …сам скажу Ольге Николаевне, что ты не больной вовсе)
Работа на доске. Дети выбирают слова для характеристики героев (Костя Шишкин, Витя Малеев)
серьёзный | легкомысленный | заботливый |
хороший друг | прогульщик | ответственный |
преданный | выдумщик | отзывчивый |
ленивый | обманщик | непоседа |
чуткий | весёлый | внимательный |
3) Мы снежок притопчем
На большой поляне,
Елочку нарядим,
Сядем, посидим,
Отдохнем немножко,
Нашу песню грянем,
Всех ребят на праздник
В гости пригласим! («Снежный цветок», С. Козлов)
- Почему пьеса называется именно так?
4-й конкурс: «Юные художники».
Учащиеся заранее готовят свои рисунки к уроку. Затем каждая из групп-команд демонстрирует свои рисунки соперникам. Те, в свою очередь, должны определить пьесу и момент пьесы, к которому выполнен рисунок.
III. Подведение итогов урока.
Жюри вместе с учителем подводит итоги и объявляет победителя.
Домашнее задание: придумать свою пьесу
Используемая литература:
Кубасова О.В. Литературное чтение: Любимые страницы. Учебник. 4 класс. В 4-х частях, 2010 г.
Кубасова, О. В. Методические рекомендации – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2001.