Просмотр содержимого документа
«Шахматы. Первоначальные понятия.»
План-конспект открытого занятия по шахматам.
Тема занятия: Первоначальное понятие о шахматах. Правила игры.
Тип занятий: комбинированный
Цель:
- Познакомить, как выглядят и как правильно называются шахматные фигуры.
- Изучить начальную позицию фигур на шахматной доске.
- Познакомить с правилами игры.
Задачи:
Обучающие:
дать представление оправилах игры
дать представление онекоторых аспектах истории шахмат.
выработать навык узнавать и правильно называтьшахматные фигуры
выработатьнавык работы с шахматной доской;
научить расставлять начальную позицию.
Развивающие:
способствовать развитию памяти, внимания;
развить логическое мышление;
развить творческую активность.
Воспитательные:
воспитать навыки работы в коллективе
повысить шахматную культуру
выработать позитивное отношение к процессу обучения
выработать навык работы в обучающей игре.
воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно
принятое решение, вырабатывать настойчивость,
выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.
Оборудование:
шахматные доски с фигурами;
планшет-экран;
ноутбук;
медиа-проектор; колонки;
мультимедийная обучающая программа «Динозавры учат шахматам»
мультимедийная обучающая программа «Большое шахматное путешествие».
Содержание занятия.
1 этап. Орг. момент(3 мин).
Знакомство с шахматами, использование Т.С.О. «Динозавры учат шахматам» Приглашение в мир шахматного королевства.
2 этап. Основнаячасть. (37 мин).
Объяснение нового материала
- Изучить, как выглядят и как правильно называются шахматные фигуры.
- Изучение начальной позиции фигур на шахматной доске.
- Познакомить с ходами фигур.
- Познакомить с взятиями фигур.
Содержание Основного Этапа | Методы, приемы действия | Дидактический материал | Результаты знаний, умений, навыков |
Тренер-преподаватель | дети |
Объясн. нового матер-ла. 6 минут | Приглашает детей к работе. В игровой форме проводит упражнение на внимание. Предлагает послушать Динозавра мага - загадку и потом ответить на вопросы, ответы на которые «спрятаны» на экране. Объясняет новый материал. История возникновения шахмат. Сущность и понятие в шахматной игре. | Внимательно слушают Динозавра мага. Активно отвечают на вопросы. Слушают объяснение тренера-преподавателя | Экран, шахматы, ноутбук, мультимедийная обучающая программа «Динозавры учат шахматам» . | Отслеживают- ся по наблюдениям тренера-преподавателя, устным ответам детей, работе детей наиндивидуальных досках, правиль- ности выполнения заданий для самостоятель-ной работы. |
7 минут | Тренер-преподаватель напоминает детям, что шахматы появились на Востоке и предлагает вспомнить сказки, где присутствуют шахматы (Садко, и т.д.) Предлагает детям по участвовать в беседе на тему, откуда взялись названия шахматных фигур, как выглядели древние шахматные фигуры. Объясняет новый материал. Взятие шахматных фигур, на досках правильные названия шахматных фигур и шахматных полей. Дает задание найти и показать изучаемую фигуру. | Участвуют в беседе, тренера-преподавателя. Высказывают свои Предположения.участвуют в обучающей игре. Находят на доске изучаемую фигуру встают и показывают ее тренеру-преподавателю. |
Физкультминутка 5 минут | Предлагает детям повторить пройденные шахматные фигуры, показав их определенными движениями. | Встают,называют хором шахматные фигуры и показывают их движениями. |
8 минут | Показывает обучающую программу«Большое шахматное путешествие» | Смотрят и отвечают на возникшие вопросы на экране. |
5 минут | Объясняет новый материал. Пешка. Начальная позиция фигур на шахматной доске. Показывает правильное расположение фигур на экране. | Слушают объяснение тренера-преподавателя. Работают на шахматных досках. |
Закрепление матер-ла 6 минут | Дает задание расставить начальную позицию показанную на экране. Организует работу в парах на индивидуальных досках Контролирует работу детей, исправляет ошибки. | Работают в парах на индивидуальных досках. |
3 этап. Итоговый (5 минут).
Содержание:
Где родились шахматы?
Какие шахматные фигуры вы знаете?
Шахматная доска?
Как ходят фигуры?
Взятие фигур?
- повторение пройденного на занятии материала в форме диалога
тренера-преподавателя и детей.
- обобщить весь пройденный материал;
- дать эмоциональную оценку работы детей;
- настроить на дальнейшее успешное обучение.