Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №21" городского округа город Шарья Костромской области
2
Методическая разработка урока истории
«Шарьинцы в Великой Отечественной войне: фронт и тыл»
Адресат: учащиеся 7-9 класса
Автор-составитель: Шабарина Алина Сергеевна,
Учитель истории и обществознания,
Стаж работы: 5 лет
Шарья
2022
История России. Всеобщая история:
«Шарьинцы в Великой Отечественной войне: фронт и тыл»
Автор: Шабарина Алина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №21
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны на территории Шарьи и Шарьинского района
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания о подвигах шарьинцев на фронте и в тылу;
- раскрыть значение вклада жителей города Шарья в победу в Великой Отечественной войне
Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;
- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;
- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.
Воспитательные:
- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих земляков, отстоявших свободу и независимость.
Методы:
Словесный – рассказ, беседа.
Наглядный – презентация, фотографии шарьинцев – Героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны.
Практический – самостоятельная работа учащихся в группах.
Оборудование и материалы:
- Ноутбук, проектор, экран;
- Видеоролик «Обращение Левитана 22 июня 1941 года. Объявление о начале войны»
- Фото уроженцев г. Шарьи – Героев Советского Союза.
- Опережающее домашнее задание – работа в группах.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: групповая работа, путешествие во времени.
ХОД УРОКА:
І. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Сегодня нам с вами предстоит совершить путешествие в историю нашей малой родины – города Шарьи. Для начала посмотрим видеоролик.
Просмотр видеоролика «Обращение Левитана 22 июня 1941 года. Объявление о начале войны»
https://youtu.be/ZAtRykr2vkg
Беседа после просмотра:
- О каком важнейшем событии в истории нашей страны мы будем сегодня говорить?
- Какое значение имело данное обращение для всей страны?
- Что, по-вашему, чувствовали советские люди, когда услышали это обращение?
ІІ. Сообщение темы, целей и задач урока:
Ребята, ранее, в общих чертах, мы уже говорили о вкладе шарьинцев на фронте и в тылу. На территории Шарьинского района и Костромской области в целом боевых действий не велось, область выступала в качестве тыловой. Но наши земляки принимали самое активное участие в войне. На фронте и в тылу, не жалея сил, они приближали Победу. Поэтому тема нашего урока: «Шарьинцы в Великой Отечественной войне: фронт и тыл». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Цель нашего урока – выяснить и закрепить знания о том, как жители Шарьи ковали Победу на фронте и в тылу.
ІІІ. Работа по теме урока:
Слова учителя:
В 2022 году исполнится 77 лет Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. Победа досталась дорогой ценой. Страна потеряла 26 миллионов своих сыновей и дочерей.
Великая Отечественная война повлияла на ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооруженного противника – нацистской Германии и ее союзников. Жители города Шарья Костромской области также внесли не малый вклад в Победу – многие уходили на фронт, оказывали помощь и поддержку в тылу. За годы Великой Отечественной войны из города Шарьи и Шарьинского района защищать Родину ушли более 22 тысяч человек или почти 30 % проживавшего там населения. Общие потери составили 8 тысяч человек, что составило 36 % всех мобилизованных.
Нет ни одной семьи в Шарье, которой бы не коснулась война. Изучение вклада в Победу жителей маленького русского города под названием Шарья даст нам с вами возможность восполнить еще один пробел в составлении общей картины борьбы огромного Советского Союза с фашизмом.
1) Работа учащихся в группах с опережающим заданием.
Учитель: Мы с вами отправляемся в Шарью военного времени, чтобы понять, как жили в те страшные годы наши земляки. Сейчас разделимся на несколько групп. Дома вы изучали материалы, посвященные жизни нашего города в годы войны. Каждая из групп получила задание: подготовить выступление по одной из тем. Предоставим им слово.
Группа 1. Шарьинцы – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы.
Ссылка на материалы: https://shcbs.kst.muzkult.ru/g_z_sh
Группа 2. Фронтовые воспоминания шарьинцев.
Ссылка на материалы: https://ru.calameo.com/read/0056005953b3c61e99f41
Группа 3. Работа в тылу. Шарьинское железнодорожное депо в годы войны. Ссылка на материалы: https://ganiko.org/index.htm?vfoto/vyst_foto_20110606/v20110606.htm
Группа 4. Памятники шарьинцам, погибшим на войне. Шарья в судьбах ленинградцев.
Ссылка на материалы:
https://www.molodguard.ru/heroes6592.htm
https://www.molodguard.ru/heroes6593.htm
https://www.molodguard.ru/heroes6594.htm
https://www.molodguard.ru/heroes6595.htm
https://www.molodguard.ru/heroes6596.htm
Презентация мини-проекта (в отдельном файле)
Учитель:
Ребята посмотрите, сколько человек погибло, это только из Шарьи и Шарьинского района.
- А в вашей семье есть участники Великой Отечественной войны?
2) Выступления учеников с рассказами о своих родных:
Осокина Алёна Сергеевна, родилась 25 января 2008 года.
Рассказ о прадедушке Думкине Николае Александровиче.
Мой прадедушка по линии мамы Думкин Николай Александрович родился 13 декабря 1899 года в деревне Селино Межевского района в крестьянской семье. Он был младшим сыном в семье. Когда началась Гражданская война, он был призван и прошел всю войну. Вернулся в свою родную деревню, принял активное участие в организации колхозов. Его жена - Думкина Наталья Антоновна во всем ему помогала.
Жили они дружно, воспитывали четырех дочерей. Но наступил суровый 1941 год, началась Великая Отечественная война. Прадедушка был призван в ряды Советской Армии. По рассказам моих родителей и дедушки с бабушкой, воевал он храбро и достойно. 17 августа 1944 года был тяжело ранен под городом Карвина в Чехословакии. После длительного лечения был комиссован из эвакогоспиталя № 3970 инвалидом 1-й группы. За доблесть и храбрость, проявленную в борьбе с фашистскими захватчиками во время войны, был награжден Орденом Славы III-й степени, медалью «За Отвагу», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны I-й степени за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в ознаменовании 40-летия Победы.
Вернувшись с Великой Отечественной войны, прадедушка был избран на колхозном собрании председателем колхоза «Красный луч». Проработал он в этой должности до 1966 года, после чего, по состоянию здоровья, вместе с женой переехал жить в Шарью к детям, где и прожил до 17 декабря 1984 года. Похоронен на семейном кладбище в Козлово, рядом с женой и детьми.
Серова Мария Алексеевна, родилась 26 августа 2008 года.
Из разговора со своей прабабушкой Серовой Галиной Михайловной.
Как-то вечером мы сидели с прабабушкой Галей, папиной бабушкой, разговаривали, делились историями. Вдруг на комоде я увидела семейный фотоальбом, который любила перелистывать, находясь в гостях у своей любимой прабабушки: очень уж интересными выглядят лица на старых фото... Мне захотелось вновь вглядеться в эти фотографии (давно не открывала альбом!), а прабабушка с радостью согласилась.
Я открыла альбом, и на колени мне упала фотография, не прикрепленная за специальные уголки. Раньше я ее не видела… Я легко узнала на ней мою еще совсем маленькую прабабушку и её семью: папу, маму и двух сестер. Они улыбались. В руках прабабушка держала воздушный шарик. На снимке в левом углу стояла дата - 1941год. Я спросила бабушку, что это за фото. Она помолчала, опустив глаза на руки, сжатые в замок, вздохнула, потом поставила чайник, принесла конфеты и начала рассказ. Её голос сильно дрожал: было понятно, что она перенеслась в тот далёкий сорок первый год.
«Это последняя фотография, которая была сделана до войны. Был выходной, и мы всей семьёй пошли в городской парк, а потом родители хотели купить мне школьную форму и портфель: осенью я должна была пойти в первый класс. В парке было многолюдно. Помню, мы, дети, катались на каруселях, бегали, играли, ели мороженое... Школьную форму мне купили тамже, в парке, на ярмарке вещей. Я была самой счастливой в тот день! По дороге домой мы зашли сняться на карточку на память. А на следующий день объявили о начале войны…»
Я чувствовала, что прабабушке очень тяжело говорить об этом, но, видя мой интерес, она стала вспоминать дальше.
«Мой отец добровольцем пошёл на фронт, больше мы его увидели... Мама работала на заводе. Старшая сестра Фаина стала санитаркой в госпитале, а Римма присматривала за мной и соседской детворой».
Я встала из-за стола (чай в чашке остался нетронутым – не до него), подошла к бабуле и обняла её.
«Бабушка, а в школу-то ты пошла тогда?» - «Первого сентября мы пошли в школу. В то время мальчики и девочки учились отдельно. Иногда, в обеденное время, мы с мамой встречались. Я очень скучала по маме! Она жила и работала на заводе, домой их отпускали очень редко».
Прабабушка смахнула слезы, а у меня от этого сжалось сердце. Мне захотелось её порадовать, и я сказала, что у неё был самый лучший учитель. И мне это удалось - бабуля улыбнулась.
Мы с ней немного помолчали, крепко обнявшись, и бабушка продолжила свой рассказ.
«После уроков и в выходные мы ходили в госпиталь, где читали стихи и танцевали перед ранеными красноармейцами. Они нам были очень рады: наверное, многие вспоминали своих детишек. А нам было хорошо от посветлевших лиц бойцов, от сознания, что и мы делаем нужное дело. А еще за это нам давали кусочки сахара, которого не стало у нас с начала войны. Я с теплотой вспоминаю эти моменты».
Я видела, что бабушка устала, поэтому решила не перелистывать альбом, а оставить до следующего раза. Ведь куда интересней не просто рассматривать фотографии, а узнавать их историю.
3) Викторина «Шарья и шарьинцы в годы Великой Отечественной войны»
1. За годы Великой Отечественной войны защищать Родину из Шарьинского района ушло более…
А) 5000 человек
Б) 10000 человек
В) 15000 человек
Г) 20000 человек
2. В годы войны он возглавил бригаду подводных лодок Северного флота. Ему присвоено звание адмирал. Его именем названа улица в г. Шарья, также его имя носит корабль Тихоокеанского флота.
А) Виноградов Н. И.
Б) Громов С. А.
В) Котегов А. А.
Г) Душеин В. В.
3. В действующей армии с мая 1943 года. В числе первых 24 мая переправился через Днепр в районе с. Домоткань и огнём прикрывал переправу подразделений батальона, был ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза присвоено 26.10.1943 года.
А) Бобарыкин И. П.
Б) Корязин Д. Н.
В) Таначев В. А.
Г) Краснухин А. Г.
4. Герой-шарьинец, повторивший подвиг Гастелло.
А) Мыльников А. И.
Б) Корязин Д. Н.
В) Соколов А. И.
Г) Виноградов Н. И.
5. Выпускница школы №21. В годы войны была радисткой, партизанкой. Героически погибла, не сдавшись врагу, похоронена в г. Хотин.
А) Степанова О. М.
Б) Юдинцева Е. И.
6. В возрасте 17 лет вступил в ряды Красной Армии. Проявил героизм при форсировании Вислы. Участвовал в боях за Берлин. Награждён Орденом Славы трёх степеней.
А) Корязин Д. Н.
Б) Громов С. А.
В) Соколов А. И.
Ответы:
1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – Б, 5 – А, 6 - Б
IV. Этап рефлексии.
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне захотелось…
V. Подведение итогов.
Какие бы события в нашей многовековой истории не происходили, для каждого россиянина, когда бы он ни жил, есть святые, не проходящие ценности. Среди них особое место занимает защита родного Отечества. И как следствие – безграничная признательность всем тем, кто до конца выполнил перед благодарными потомками свой патриотический долг
Объявление оценок за работу.
VІ. Домашнее задание:
Подготовьте сообщение об участнике Великой Отечественной войны из вашей семьи или воспользуйтесь материалами сайта:
Шарья. Все истории https://www.moypolk.ru/sharya/soldiers
Приложение. Шарьинцы – Герои Советского Союза
Краснухин А. Г.
Громов С. А.
Душеин В. В.
Корязин Д. Н.
Котегов А. А.
Таначев В. А.
Боборыкин И. П.