СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шесть мощных техник психической саморегуляции

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие навыков психической саморегуляции в ситуации возникновения разногласий и конфликтовФормирование и развитие навыков психической саморегуляции в ситуации возникновения разногласий и конфликтов

Просмотр содержимого документа
«Шесть мощных техник психической саморегуляции»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Шесть мощных техник психической саморегуляции»

Модуль раздела рабочей программы

Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных состояний

Тема занятия:

«Шесть мощных техник психической саморегуляции»

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

Формирование и развитие навыков психической саморегуляции в ситуации возникновения разногласий и конфликтов

Задачи:


обучающая: подвести обучающихся к пониманию важности владения навыками соморегуляции

коррекционно - развивающая: способствовать формированию саморегулятивных действий и способам их применения в жизни;

воспитательная: способствовать развитию рефлексии ,навыков сотрудничества, работы в группе.

Вид деятельности:


ценностно-ориентационная деятельность (представляет собой процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей)


Форма организации деятельности:

групповая индивидуальная

Методы


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы


организационные

технические

логические

Материально-дидактическое оснащение занятия

Рабочие тетради, морские камни, бланки к упражнению

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно–развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (5 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Разминочное упражнение - приветствие "Пятерка"

Можно выполнять упражнение целиком или по частям, необходимое время – от 10 до 30 секунд (согласитесь, совсем немного). Сделайте паузу. Оглянитесь по сторонам и обратите внимание на пять объектов разных цветов, которые вы видите. Сосредоточьтесь и прислушайтесь – какие пять звуков доносятся до вас? Отметьте пять телесных ощущений, которые вы испытываете в данный момент (ощущение одежды на плечах, соприкосновение спины с креслом и т. д.). Если внимание начнет ускользать (наверняка), просто заметьте это и вернитесь к выполнению задания. Если в голову будут приходить мысли, скажите про себя: «Спасибо, я тебя услышал» – и снова вернитесь к заданию.

Приветствие

Выполнение разминочного упражнения



Выполняют упражнение по дополнительным наводящим вопросам педагога

2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

Постановка целей занятия

  • «Управлять своим настроением», «легко расслабляться», «становиться бодрым и энергичным, когда это нужно», «иметь способность преодолевать конфликты и достойно выходить из них» – звучит заманчиво, не правда ли? Все это возможно при применении техник психической саморегуляции. А еще саморегуляция помогает сэкономить: и на услугах психолога, и на лекарствах. Ведь наше соматическое здоровье очень тесно связано с психическим состоянием. Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций. И как вы думаете, какая цель сегодня должна быть поставлена на нашем занятии?

  • Цель- развитие навыков психической саморегуляции в ситуации возникновения разногласий и конфликтов

Упражнение «Мысли на бумаге»

Полезно использовать либо на ночь, перед засыпанием, либо если чувствуете, что «голова пухнет от дел». Возьмите лист бумаги (или создайте новый документ на устройстве) и выписывайте все мысли, которые «крутятся» в голове, в хаотичном порядке, независимо от их важности. И так до ощущения, что «все, в голове ничего не осталось». После такого переноса информация остается во внешнем мире и нет необходимости удерживать ее в оперативной памяти.

Выделяют главную мысль. Формулируют тему занятия, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют упражнение «Мысли на бумаге» самостоятельно.

Воспитанниками повторяют тему урока, читают тему на доске.

По наводящим вопросам формулируют цель и задачи занятия.

Выполняют упражнение «Мысли на бумаге» совместно с педагогом.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.

Ребята, расскажите, где уже вы применяли в жизни свои навыки саморегуляции?

Упражнение «Растяжка мышления»

Наше мышление работает обычно по привычным схемам, но далеко не всегда они самые эффективные. Эффективное мышление – это то, которое помогает решать проблемы, достигать целей и не «загонять себя» в страхи и негатив. Поэтому, если вы замечаете у себя склонность к пессимизму и тревожности, агрессии, попробуйте «растянуть» свое мышление (сделать его более гибким) с помощью мыслительной игры. Каждый раз, замечая у себя мысль-катастрофу или мысль «как это плохо», продолжите ее фразой «и это хорошо, потому что…». Вероятно, идеи не появятся «как из рога изобилия», не сдавайтесь. Если совсем ничего в голову не приходит, подключите фантазию: а если бы речь шла о другой планете? Или о другом мире? Например, «сегодня ужасно холодная погода… и это хорошо, потому что если зима станет аномально теплой, то и лета нормального не будет». Или «я опять накосячил с отчетом… и это хорошо, потому что в следующий раз я эту ошибку точно увижу и не пропущу». Цель упражнения – сбить себя с протоптанных (в том числе на уровне нейронов) путей негативной оценки ситуации.

Работаем в тетрадях:

  1. Меня сегодня отругал учитель, и это хорошо, потому что…

  2. Я получил двойку и это хорошо, потому что…

  3. Я не готов сегодня к ПМПК и это хорошо, потому что…

  4. Я не могу найти общий язык со сверстниками и это хорошо, потому что…

  5. Я не хочу учиться, и это хорошо, потому что…

Совместно с воспитанниками обсуждаются и выводятся на доску ситуации, где уже применялись навыки саморегуляции.

Самостоятельно выполняется упражнение «Растяжка мышления»

Воспитанники совместно с педагогом говорят о своих навыках саморегуляции и где они их применяли.

Совместно с педагогом выполняется упражнение «Растяжка мышления»


4. Основной этап-информационный (10 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.

Беседа. «Психическая саморегуляция и методы управления своим психическим состоянием».

Информационный материал.

Педагог: Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием с помощью слов (мыслей), образов и телесных функций. ЧТО МЕШАЕТ НАМ ПРАКТИКОВАТЬ САМОРЕГУЛЯЦИЮ? Для кого-то это нехватка времени. Да, мы живем в сумасшедшем ритме, а саморегуляция часто ассоциируется с чем-то вроде аутогенной тренировки или медитации (оба метода очень эффективны, но действительно требуют времени на освоение и отработку навыка). Однако современная психология предлагает техники, которые могут занимать всего несколько минут и при этом быть эффективными. Кто-то придерживается мнения, что «организм должен справляться сам». В какую бы концепцию возникновения человека вы ни верили, думаю, согласитесь, что произошло это давно. И стрессы в то время были другие. Разумеется, в организм человека «встроена» базовая система саморегуляции, но, во-первых, в ней не предусмотрены нынешние нагрузки, а во-вторых, мы не очень-то к ней прислушиваемся. Например, всегда ли вы ложитесь спать, если чувствуете в этом потребность? Думаю, нет. Ну и конечно, мешает то, что бытовым языком мы обозначаем как лень («это же надо суетиться, делать что-то новое»). А вот и нет, ничего нового, по сути, делать не придется. Потому что саморегуляцией мы на самом деле занимаемся постоянно: рисуя себе картинки ужасного исхода событий, мы запускаем тревогу; «включая» перед сном вереницу беспокойных мыслей – провоцируем бессонницу; убеждая себя, что «все обойдется», – успокаиваем, как нас когда-то успокаивали родители. Предлагаю вам делать это более осознанно, в соответствии со своими целями и нуждами.

Упражнение-релаксация «Полет высоко в небе»

(снятия психоэмоционального напряжения, перехода из возбужденного состояния в спокойное)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе. А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Обучающиеся слушают информацию.

Воспитанники выполняют упражнение-релаксацию.



Обучающиеся слушают информацию.

Воспитанники выполняют упражнение-релаксацию.


Динамическая пауза (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Педагог предлагает упражнения

Для глаз

1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Для общего воздействия

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.


3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.


Воспитанники выполняют упражнение по инструкции

Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога.

Основной этап-аналитико-практический (10 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

Ребята, а сейчас мы выполним несколько практических упражнений для снятия психоэмоционального напряжения, тренировки навыков саморегулятивных действий, развития сенсорных ощущений, формирования умения работать в группе. Данные саморегулятивные упражнения помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине. Они компенсирует недостаток движения, развивают координацию, внимательность, реакцию, чувство равновесия.


Упражнение с морскими камнями

1.Сначала руки (катаем камень по каждому пальцу, затем по всей ладони, далее на тыльной стороне руки, растираем активно камень между ладонями);

С помощью камней, таких простых и доступных, можно активизировать биологически активные точки на ладонях и стопах. Это помогает укрепить иммунитет, сохранять душевное равновесие, это также способ отвлечься от конфликтной ситуации.

Упражнение «Мотивированный бег или ходьба»

2.Идти против ветра, по росе, над пропастью по тоненькой горной тропе, движение против толпы, идти по болоту, по зыбучим пескам. Данные упражнения помогают расслабиться, быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине, сбросить болезненные ощущения в разных частях тела.


Упражнение «Робот и Оператор»

3.Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет картинки, из разложенных на столе перед каждой парой фигурками из методики «Мозартика». Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота. Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.


Выполняют упражнения.



Работают совместно с педагогом по карточкам, на которых написаны упражнения.



5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.

Упражнение "Мыльные пузыри"

Надуваем мыльный пузырь максимально большой, набираем воздух в легкие и на выдохе дуем пузырь, следим за мышцами живота.

На самом деле дыхательные упражнение могут делать много чудес с нашим организмом. Им под силу и успокоить нашу нервную систему и наоборот, взбодрить. Они насыщают наше тело кислородом, заряжают жизненной энергией.

Обсуждение.

Подводя итоги нашего занятия, хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями:

  • Что вам понравилось?

  • Что нового вы для себя узнали?

  • Как вам это поможет в вашей жизни?


Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки.

С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки