Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа» Школьное методическое объединение на тему: «Активные формы обучения на уроках географии» Учитель географии: Якутова Л.В. 14.10.2020г. |
Современное образование в общем своем развитии движется в направлении совершенствования, накопления положительного опыта. В соответствии с современными тенденциями развития для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность.
Существующие традиционные методы и приемы недостаточно полно и эффективно дают возможность учащимся усвоить знания по программному материалу. Активные методы и формы обучения, на мой взгляд, результативнее, так как способствует развитию специальных предметных навыков, развивает познавательный интерес к предмету, окружающему миру, ведет к изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.
В данной разработке даны некоторые методические рекомендации по организации и проведении уроков.
Методическая разработка может использоваться всеми учителями географии.
Что такое активные методы обучения? И почему эти методы активные?
Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.
В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
Использование активных методов и форм в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из них часто предполагают проблемный характер обучения.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Цели и задачи методической разработки изучить активные методы и формы обучения, и применять их в процессе преподавания на уроках географии с целью активного и осознанного усвоения учениками учебного материала, развития логического мышления, использования в ходе обучения современных интерактивных методик, позволяющих объективно оценивать достижения учащихся.
Основная часть
Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Анализ проведенных исследований [Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн и др.], а также результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению.
Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика. Основной формой учебно-воспитательного процесса был и является урок.
Итак, урок-часть жизни ученика, все учителя пришли к выводу, что обучение должно быть активным и главное на уроке - деятельность учащихся.
Сегодня к уроку предъявляются особые требования одно из которых -повышение интенсификации обучения.
В свою очередь интенсификация обучения не однозначное понятие. Оно включает:
-повышение общественной значимости мотивации учения;
-повышение результативности обучения и воспитания;
-развитие навыков самостоятельной работы учащихся;
-внедрение компьютерной техники и технических средств обучения активизирующих учебную деятельность учащихся;
-широкое использование жизненного и трудового опыта школьников;
-внедрение активных методов и форм обучения.
Проблема, над которой я работаю, это внедрение активных методов и форм обучения. И в своей педагогической работе я стараюсь включать в учебный процесс активные методы и формы обучения. Это уроки- лекции, семинары, деловые игры, диспуты, уроки-зачеты, консультации, уроки-аукционы, уроки-сочинения, ролевые игры, уроки-презентации и т.д.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.
Для развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Игры достаточно сильно различаются по многим параметрам: областям деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. Опираясь на исследования психологов и педагогов [А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.К Бабанский, Д.Б. Эльконин, Т.Р. Яновская], можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры.
Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если учащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Ролевая игра - одна из форм активизации обучения и воспитания школьников. В процессе, ролевой игры достигается максимальная заинтересованность школьников, открываются возможности творческого поиска учителем и учащимся. Это один из способов эмоционального воздействия на школьников. Нужно отметить, что в преподавании географии ролевые игры используются довольно давно. Это «игры-путешествия» по своей стране, по материкам и океанам. Они рассматривались в основном. Как способ внесения разнообразия в приемы обучения и для усиления учебной мотивации. В настоящее время ролевые игры не только усиливают мотивацию, но решают важнейшие задачи в развитии познавательной деятельности, способности осознанного освоения знаний учащихся и их интеллектуальному развитию. Они способствуют групповой деятельности школьников, имитируют реальные действия, позволяют реализовать возможности межпредметных связей с другими дисциплинами. Ролевые игры способствуют экономическому и экологическому образованию и воспитанию школьников.
В настоящее время разработано и используются много новых форм ролевых игр: пресс-конференция, заседание географического общества, телемосты, заседания политических и экономических советов, встречи с учеными за круглым столом, «путешествия» и другое. Ролевые игры проводятся как на уроках, так и во внеурочное время, как внеклассная работа по предмету. Опыт показывает, что большинство вариантов ролевых игр требуют значительной подготовки учителя и учащихся. Любая ролевая игра включает три этапа - подготовительный, основной (непосредственный процесс игры) и заключительный (анализ, обсуждение и подведение итогов).
Подготовительный этап.
Намечая тему для ролевой игры, рекомендуется брать сравнительно несложный и изобилующий фактами материал. Большой популярностью у учащихся пользуются актуальные темы современности. Игра может проводиться как по новому материалу, так и по пройденному; как по теме, так и по разделу. Определив тему и сроки проведения игры. Учитель разрабатывает предварительный сценарий, продумывает оформление кабинета, использование технических средств обучения, возможности соревнования, составляет список необходимой литературы для себя и учащихся. Обязательным условием ролевой игры является большее или меньшее участие всех присутствующих. При распределении ролей следует учитывать склонности и интересы учащихся, особенно при подборе руководителей групп (бригад). Группы (бригады) формируются по желанию учеников, но в них должны быть школьники с разной подготовкой.
В подготовительный период совершенствуется сценарий игры. В этом активное участие принимают школьники. Учитель консультирует участников, направляет их деятельность. Практика показывает, что подготовительной (этап) период в зависимости от содержания, целей, задач игры может длиться до двух недель. Однако есть примеры ролевых игр, подготовка которых не требует длительного времени.
Основной и заключительный этапы – это сама игра и подведение итогов. Только тщательно продуманная методика организации и проведения всех трех этапов, целенаправленные действия учащегося и учителя обеспечивают усвоение прочных знаний, развитие мышления, формирование устойчивого интереса к предмету.
Многие ролевые игры по времени не превышают одного урока, но есть варианты игр, когда одного урока не хватает и в связи с этим рекомендуется сдваивать уроки.
Предлагаю ролевую игру, подготовка которой, ход игры и ее завершение осуществляется на одном уроке.
Можно так же на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использовать методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для материка (7кл), природного явления (6кл), государства (7кл, 10кл) и представить его на «суд мировой общественности» класса.
Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.
Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Японии, и.т.д.
Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.
На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».
Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.
Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.
В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.
В седьмом классе после того как изучили природные зоны можно провести урок-сочинение «Три дня в Африке». Ученикам можно подсказать, что можно отправиться в путешествие на верблюде, на ковре-самолете… или просто вы увидели сон…
И вот в первый день они должны побывать во влажных экваториальных лесах, во второй день в саваннах, в третий день в пустыне.
Учащиеся должны написать, какие животные и растения они там увидели, какой там климат, что им больше понравилось…
Всем известно, что видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся, поэтому мультимедийная презентация подчеркивает урок географии, делает его ярким, и одновременно следует развитию коммуникабельных навыков учащихся, глубины мышления, помогает формировать ряд компетентностей: социальную, поликультурную, коммуникативную, деловую, информационную. Активизируются все виды памяти, учебный материал воспринимается глубже, а следовательно, ребенок будет воспринимать предмет в другом ракурсе, в мировоззренческой позиции - "Мне это необходимо знать", "Это для меня очень важно".
Работа над созданием презентаций - очень длительный процесс, где используются не только сведения из учебника, это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Возможности труженика - компьютера в создании презентаций неограниченные, это чрезвычайно широкое поле творческой деятельности, в котором можно творить настоящие чудеса географической науки.
Привлечение детей к созданию презентаций - это реализация творческих способностей, возможностей учеников. Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не абстрактной куклой, готовой воспроизвести только действия по определенному образцу, а реализовать свои творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления, что очень важно для современного молодого человека.
Информационно - коммуникативные технологии играют важную роль в подготовке учащихся к Внешнему независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ дает возможность проверить знания, навыки, умения учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт.
География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:
- демонстрация материала;
- практическая работа;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся.
Демонстрация материала – важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века.
Также я частично использую материалы педагогического программного обеспечения "География - 6 класс". В изучении географии этот ресурс является интересным и полезным как для учителя, так и для ученика. Больше всего мне импонируют изображения в динамике, которые дают возможность лучше понять происхождение или развитие того или иного явления. Например, при изучении темы "План местности. Условные обозначения" целесообразным и ярким является использование изображения виртуальной аэрофотосъемки и превращения ее в план местности. Чрезвычайно интересной для уроков географии является серия "Золотой глобус", где на дисках дается полная, содержательная информация о странах мира. Эта информация содержит не только географические данные о стране, но и знакомит учащихся с ее культурными реалиями, что дает ученику возможность ярче представить эту страну, осуществив виртуальное путешествие по ней. Такой материал удобен на уроках экономической и социальной географии мира. При изучении курса "География материков и океанов" я использую познавательно - информационное наполнение на дисках "Чудеса природы" и "Великие творения людей".
Но, кроме готового программного обеспечение можно и самостоятельно создать мультимедийные материалы к урокам географии, в т.ч. презентации, используя программу Microsoft Power Point.
Возможности программы Power Point очень широкие, кроме изображения сюда можно вносить и звук (сделать сопровождение изображения своим голосом, вставить музыкальные фрагменты классической или современной музыки, внести запись звуков природы - шум воды, щебет птиц, шелест листьев и тому подобное).
Выполнение практических работ занимает определенную часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. Для выполнения практических работ незаменимым помощником является компьютер.
Для проверки знаний учащихся по изученной теме я использую электронные тесты. Так учитель освобождается от монотонной работы - проверки тестов, а имеет возможность использовать это время для творческой работы.
Для меня компьютер – это источник не только информации, средство моей успешной работы, это будто живой организм, который порождает энергию для творческих планов, преодоления трудностей, которые обязательно возникают, когда ты занимаешься творчеством и в то же время информационно - пространственный аккумулятор питательных сил, которые создадут успешного ученика, успешного человека.
Заключение
Более эффективное использование игр в учебном процессе предполагает выявление мнений учащихся об игровой деятельности.
Анализ мотивов выбора учащимися игровых форм урока показывает следующее:
1. Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:
-интерес к такой форме урока;
-усвоение новых знаний;
-более лёгкое усвоение и запоминание материала.
2. Существуют некоторые возрастные различия. Так, учащиеся 6 и 7 классов выделяют возможность повторения материала, а в 8 и 9 классах этот мотив отсутствует. Объяснить это, очевидно, можно тем, что в 6 и 7 классах доминируют игры-состязания, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8 и 9 классах эти игры постепенно замещаются имитационными, которые применяются на других этапах обучения. Мотивы отдыха, развлечения, получения удовольствия занимают незначительное место среди других мотивов, но количество учащихся, указывающих их, несколько увеличивается с возрастом.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения.