Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г.Тамбова»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ В ДИЗАЙНЕ
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.01. Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик:
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение «Педагогический колледж г.Тамбова»
Разработчик:
Исаев Д.В., преподаватель
Рекомендована научно-методическим советом ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
Протокол заседания научно-методического совета № от « » г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 21 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 25 |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ В ДИЗАЙНЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки студентов по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) на базе среднего общего образования;
в дополнительном профессиональном образовании для подготовки обучающихся по профессии «Учитель изобразительного искусства и черчения» на базе среднего общего образования опыт работы не предусмотрен;
в профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства на базе среднего общего образования опыт работы не менее одного года.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в вариативную часть.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характерные черты различных периодов развития
предметного мира;
- современное состояние дизайна в различных областях
экономической деятельности;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия не предусмотрено | - |
практические занятия не предусмотрено | - |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена | - |
Написание исследовательских работ (рефератов, докладов, сообщений) | 18 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «
История стилей в дизйне»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | | |
Раздел 1. Истрия стилей в дизайне | | 36 | |
Тема 1.1. Теории возникновения дизайна | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Понятие дизайн. Основные виды дизайна. Понятие стиль. Основные виды стилей. Критерии красоты и гармонии. | 1 |
2 | История становления дизайна. История дизайна как проектно-художественная деятельность берет свое начало в середине XIX в.. Дизайн как связь искусств и ремёсел. Дизайн как художественно-промышленная деятельность: начало XX века. Дизайн как появление дипломированного специалиста. Становление дизайна как профессии. Дизайн как компоновочная деятельность, берет отсчет от орудий первобытного человека. |
Лабораторные работы не предусмотрено | | |
Практические занятия не предусмотрено | |
Контрольные работы не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся Мастера дизайна. | 2 |
Тема 1.2. Стили древнего мира | Содержание учебного материала | 5 |
1 | Древний Египет. Появлении и образование орнамента. Цветовая гамма – пурпур, каштан, коричневый, бежевый, белый, пастельные оттенки. Особенности изображений. Типы построек, оформление интерьера. | 1 |
2 | Антика. Античный стиль, т.е. законченный. Наука о пропорциях. Греки первыми изобрели понятие стиль. Искусство мозаики. Роспись стен, оформление интерьера. Греки изобрели орнамент: греческие мемуары, греческие волны, аканф - растительный рисунок, антропоморфный орнамент – изображение людей, спортсменов, богов. Зооморфный орнамент – изображение животных. Преобладающие цвета: кремовый, желтый, коричневый, золотой, зеленый, тиранотовый, шафрановый. Гармония и целостность древнегреческой архитектуры. Влияние греческого стиля на стили других эпох. |
3 | Римский стиль. Искусство основывалось на культуре древних греков с добавлением своих специфических черт. Инхрустация – роспись на стенах под элементы архитектуры. Канделяберный стиль – гротекс. Мозаика. Цветовые решения как и у древних греков. |
Лабораторные работы не предусмотрено | | 3 |
Практические занятия не предусмотрено | |
Контрольные работы не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся Характерные особенности египетского стиля Греческие орнаменты. Римские орнаменты. | 2 |
Тема 1.3. Средние века | Содержание учебного материала | 8 |
1 | Романский стиль утвердился в Европе в IX веке. Типичны элементы. Особая примета стиля — орнаменты в качестве украшения окон и дверей, в которых часто обыгрывались мотивы листьев и завитков. | 1 |
2 | Готика XII-XV вв. Богатство декора зданий, ажурная резьба по камням, навесные элементы, скульптурные композиции. Витражи, цветовая мозаика. Преобладание вертикальных линий. Цветовая гамма – темные насыщенные тона в присутствии розовых, персиковых, белоснежных оттенков. Готические знаки в интерьере — окна в форме розы, витражи, изысканные орнаменты. |
3 | Ренессанс XV-XVI вв.. Новая эстетика отразилась и на дизайне интерьера: характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. |
Лабораторные работы не предусмотрено | | |
Практические занятия не предусмотрено | |
Контрольные работы не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся Художники эпохи Возрождения. Орнаменты готики. Романская архитектура. Готическая архитектура. Ренессансные мотивы в современном интерьере. | 4 |
Тема 1.4. Стили Нового времени | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Барокко XVII-начало XVIII вв.. Стиль - воплощение своей эпохи. В дизайне стремится к величию, пышности, пространственному размаху. Этому стилю присущи парадность, торжественность, пышность, контрастность в масштабах, также цветовые и световые контрасты, совмещение реальности и фантазии. Цветовая гамма: темно-зеленая, теранотовая, коричнево-зеленая, сине-золотая, пурпурно-золотая, красно-бардовая. | 1 |
2 | Рококо середина XVIII века. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Цвета: спокойные, разбеленные пастельные оттенки в будуарах соседствуют с бардовым, с синим, с бежевым, красно-золотым. |
3 | Классицизм XVII-начала XIX в. Основные черты: строгая организованность пространства, яркость и гармоничность пропорций, геометрически правильные объемы, строгость в планировании помещений. В 19 веке был введен термин неоклассицизм – это возвращение к хорошему вкусу. |
4 | Ампир начало XIX века — потомок Классицизма, парадный, торжественный, военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи. В дизайне интерьера используется богатый декор с мотивами военной эмблематики. Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность. Используется античный орнамент, в основном греческий, а также было некоторое влияние египетского искусства. Цветовая гамма: пурпур, золото, кобальт, темно-зеленые, бардовые тона. немецкий вариант ампира и этот стиль назвали би-дер-майер. Этот стиль буржуазного искусства. Стиль становится уютным, романтичным, комфортабельным. |
| Неорококо. В стиле отобразилось желание буржуа сделать интерьер более роскошным и помпезным, более декоративным. Стиль содержал элементы готики и рококо. |
| Эклектика (XIX век, 1830-1890 гг.). Отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов, которыми могли быть вещицы с разных концов света, напоминающие о культурах Востока, Средиземноморских стран. |
Лабораторные работы не предусмотрено | | |
Практические занятия не предусмотрено | |
Контрольные работы не предусмотрено | |
Самостоятельная работа обучающихся Декоративно-прикладное искусство эпохи (по выбору). Оформление интерьеров в стиле рококо. Стили моды. | 5 |
Тема 1.5. Стили ХХ века | Содержание учебного материала | 12 |
1 | Модернизм конец XIX-начало XX в. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти. Черты - широкое использование цветочно-растительных мотивов и орнаментов. Цветовая гамма: перламутрово-белая, серебряная, бледно-голубая, серая, зелено-голубая, лиловая, золотая, рыжая. | 1 |
2 | Поп-арт. Термин появился в 60-е годы 20-го века. Поп-арт – оптическое искусство. Основные черты: использование различных зрительных иллюзий, пространственных фигур в помещении, а также парение форм инсталляция. Использование ритмичных повторов, световых пятен, установки меняющегося света, иллюзия струящегося движения. |
| Граффити. Популярное направление в искусстве США и Западной Европы 50-60-х годов 20-го века, для которого характерно использование и переработка образов массовой культуры. Стиль газетных и журнальных вырезок, использование изображений звезд эстрады, кино, картины коллеже из популярных полотен известных мастеров. |
| Хайтек. В 70-х гг. 20-го века возник в Европе. В России появился в 90-х. Стиль, стремящийся к эстетическому совмещению различных технологических элементов в интерьере. Использование пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов. Сооружения напоминающие механизмы. Характерен белый, серый, металлический цвет. Блестящие прозрачные, металлические, отполированные поверхности. |
| Минимализм – одним из отправных элементов нового стиля явились идеи минимализма японской культуры и архитектуры. Основные признаки: абсолютная чистота формы и пространства, господствует понятие польза, прочность, чистота. Цветовая гамма: белая, светло-серая, серая с элементами черного, разбеленные оттенки синего и зеленого. |
| Этнический (восточный стиль). Возвращение к индейским, индийским, японским, китайским, арабским, африканским и тому подобным традиционно национальным элементам в интерьере. Эклектичность стиля. Декоративные детали стиля. |
Лабораторные работы не предусмотрено | | |
Практические занятия не предусмотрено | |
Контрольные работы Примерные вопросы контрольной работы: Понятие «дизайн». Понятие «стиль». Понятие «гармония». Критерии красоты. История становления дизайна. Особенности исторических стилей дизайна (египетский, античный, римский, романский, готика, ренессансный, барокко, рококо, классицизм, модернизм, арт-нуво, хайте, граффити, минимализм, этнический). | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Характерные особенности стилей. Объекты и предметы искусства, оформленные в одном из стилей. | 5 |
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | | |
Всего: | 36 | |
- условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин; мастерские (не предусмотрено); лаборатории (не предусмотрено)
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской (не предусмотрено)
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории (не предусмотрено)
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Ильина Т.В. История искусства. Западноевропейское искусств. М. Высшая школа, 2005. 434 с.
Искусство Древнего Востока. Памятники мирового искусства. М.: Владос, 2006.400 с.
Искусство стран и народов мира (энциклопедия); в 5 тт. М. Владос, 2007. 603 с.
История мировой культуры / под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 558 с.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ, 2005. 746 с.
Дополнительные источники:
Гомбрих Э. История искусства. М.: Владос, 1998. 436 с.
Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Феникс, 1984. 576 с.
Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. М.: Высшая школа, 1986. 480 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Высшая школа, 1990. 604 с.
Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: Аванта, 2000. 360 с.
Мировая художественная культура /под ред. Б.А.Эренгросс. М.: Высшая школа, 2001. 670 с.
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. М.: ЮНИТИ, 2001. 507 с.
Сидорова Н.А. Афины. М.: Феникс, 1984. 480 с.
Соколов Г.И.. Искусство этруссков. М.: Высшая школа, 1990. 457 с.
Шукурова А. Архитектура Запада и мир искусства 20 века. М: Высшая школа, 2001. 398 с.
Интернет-источники:
http://ru.wikipedia.org «Википедия. Свободная энциклопедия»
http://www.abc-people.com «Мировая культура»
http://smallbay.ru «Художественно-исторический музей»
http://swordmaster.org «История и культура средних веков»
http://bibliotekar.ru «Электронная библиотека»
http://www.celtica.ru «Культура средневековой Европы»
http://www.iskusstvo-spb.ru «Искусство СПб»
http://www.countries.ru «Культурология»
http://www.elek-67.ru «Электронные лекции»
http://www.gumer.info «Библиотека Гумер»
- Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения | |
| Контрольная работа, тестирование; |
| Выполнение творческих заданий, написание тематических статей, докладов, рефератов, исследовательских работ, выполнение анализов произведений; |
знания | |
предметного мира; | Контрольная работа, тестирование, анализы произведений; |
| Контрольная работа, тестирование, анализы произведений; выполнение творческих заданий, написание тематических статей, докладов, рефератов, исследовательских работ, выполнение анализов произведений; |
Разработчики:
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова», преподаватель Исаев Д.В.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
5