СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Орфография

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Штильман С.Л.

Русский язык в старших классах. Орфография.

Просмотр содержимого документа
«Штильман С.Л. Русский язык в старших классах. Орфография»

Штильман С.Л.

Русский язык в старших классах. Орфография: Книга для учеников и учителей: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. — 288 с.

Книга Сергея Штильмана «Русский язык в старших классах. Орфогра­фия» — результат многолетней работы учителя, стремящегося к тому, чтобы дети стали не только грамотнее, но и почувствовали себя самостоятель­ными.

Орфографический материал дается в виде тематических блоков. Теоре­тические сведения по русскому правописанию представлены в виде ком­пактных итоговых таблиц. Алгоритм закрепления навыков грамотного письма, предложенный в книге, следующий: от простого — к более слож­ному; от уровня слова и словосочетания — к уровню фразы, предложения и текста. Тексты некоторых тренингов являются литературоведческими статьями, а во многих упражнениях содержатся выдержки из классических произведений, что позволяет проводить интегрированные уроки по рус­скому языку и литературе. Тренинги снабжены ключами. В книге имеются упражнения и по пунктуации.

Пособие может быть использовано учителем как дидактический мате­риал к урокам, а также в качестве самоучителя для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к диктантам, тестам, ЕГЭ.


НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ

Воспитанные люди обычно дают советы тогда, когда их об этом просят. Поэтому я заранее приношу свои извинения тем, кому без спроса решился что-то советовать. Однако на нарушение пра­вил хорошего тона меня заставляет пойти чрезвычайно тревожная ситуация с грамотностью, которая сложилась у нас на сегодняшний день. К тому же, как говорил Остап Бендер, «спасение утопаю­щих — дело рук самих утопающих». Никто, кроме нас самих, нам не поможет. Поэтому, прежде чем приступить к коррекции своей грамотности с помощью всевозможных тренингов, диктантов и упражнений, примите от меня несколько советов. Как показала практика, тем, кто к этим советам прислушивается, довольно быст­ро и эффективно удаётся сдвинуть свою ситуацию с грамотностью с «мёртвой точки».

Итак, совет первый: не унывайте!

Думаю, вы согласитесь со мной, что ни в одном сколько-ни­будь серьёзном деле невозможно добиться существенных резуль­татов, если вы не верите в успех, если заранее убеждены, что «всё равно ничего не получится». Потому чаще всего и не получается, что вы сомневаетесь в своих силах, сами себе мешаете, заранее записываете себя в аутсайдеры.

Совет второй: доверяйте своему «внутреннему редактору». Если при переходе через реку по дощечке вы будете смотреть не вперёд, а вниз, то скорее всего в эту самую реку упадёте. Так и с письмом: своему чутью необходимо доверять. Очень часто рука сама знает, что писать. Надо только не мешать ей. Особенно это касается орфографии. С пунктуацией всё несколько сложнее: в большинстве случаев её необходимо «ставить».

Совет третий: работайте только над теми ошибками, которые вы допускаете. Для того чтобы скорректировать свою грамотность, не нужно повторять всю орфографию, грамматику и пунктуацию. Нужно лишь выяснить, какие именно орфограммы и пунктограммы вами не усвоены. Определить ваши слабые места и помо­гут тесты, приведённые в этой книге.

Совет четвёртый: учитесь учиться.

Во-первых, если написание каких-либо слов, в том числе и словарных, вы никак не можете запомнить, придумывайте «счи- талочки», «ключевые фразы». Облегчайте свой труд! Например, как запомнить раз и навсегда написание таких непростых слов, как багряный, багровый и бордовый? А вот как:

В Бордо (на о) на площади бордовой

Закат (на а) багряный и багровый.

То же — и с орфографическими правилами. Если не можете запомнить их «по-книжному», запомните их «для себя». «Правило для себя», касающееся написания букв О и А на конце наречий, куда проще, чем то, что есть в ваших учебниках. Запоминается оно по формуле «ИЗ ОКНА». Давно замечено, что окончания в слове ОКНО (впрочем, как и словах СТЕКЛО, РЕМЕСЛО и т.п.), если при нём стоят соответствующие предлоги (ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-) и суффиксы наречий с омонимичными (совпадающими по звучанию) приставками, одни и те же: до окнадотемна, на окно — намертво, с окна — снова, за окно — засветло и т.п.

Во-вторых, при работе над текстом (диктантом) в тех случаях, когда вы не уверены в написании той или иной буквы (знака препинания), не пишите (не ставьте) их, поскольку каждое ис­правление в итоге может привести к снижению вашей оценки. В особенности это касается вступительных экзаменов. Поэтому на экзаменах (да и при работе над обычным диктантом в школе) нужно иметь при себе карандаш (лучше М-2 с ластиком).

Вместо буквы или знака препинания, которые вызывают у вас сомнение, на полях поставьте соответствующий значок: «палочку» — если пропущена буква, «галочку» — если вы пропустили знак препинания. В ходе записи текста под диктовку времени на раз­мышление обычно нет. А за те 10—15 минут, которые даются для самостоятельной перепроверки текста, вам будет проще спра­виться с этими особо сложными случаями. Да и найти их будет нетрудно по отметкам на полях. После того как буква, дефис или знак препинания поставлены на своё место, особые значки и по­метки убираются.

В-третьих, для запоминания словарных слов советую вам ак­тивнее использовать своё знание иностранных языков. Дело в том, что большинство словарных слов — иноязычного происхождения.

Поэтому английские слова ballast, boss, ocean, intellect,(intelligent),periphery, opposition, congress (балласт, босс, океан, интеллект, интеллигент, периферия, оппозиция, конгресс) помогут вам грамотно писать не только по-английски, но и по-русски. То же и со сло­вами, пришедшими из английского и французского языков.

Совет пятый: прежде чем корректировать свою грамотность, выясните, какая память развита у вас лучше — зрительная или слуховая. Дело в том, что обычный школьный диктант (текст, про­износимый учителем вслух) ориентирован на слуховую память, а тест — на зрительную. Эти виды памяти связаны друг с другом, но не тождественны.

Поэтому, начиная подготовку к экзаменам в институт, выяс­ните, в какой форме будет проводиться проверка вашей грамот­ности. В зависимости от этого и готовиться нужно целенаправ­ленно, развивая в первую очередь или слуховой, или зрительный навык грамотного письма. В книге вы найдёте материалы для со­вершенствования и того и другого навыка.

Выяснить, какой вид памяти развит у вас лучше, довольно просто. Один и тот же текст вы сначала отрабатываете в виде теста, а потом, через некоторое время (лучше через день), записываете под диктовку. Результаты обоих вариантов работы сопоставляются. Если вы допустили больше ошибок, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, чем при записи текста вслух, значит, зритель­ная память развита у вас хуже. И наоборот.

Совет шестой, последний: не бойтесь контрольных диктантов и тестов.

Чтобы поставить диагноз вашей безграмотности, необходимо выяснить, что именно' у вас «болит». Проверочные, «диагности­ческие» работы по русскому языку и позволят специалисту выяс­нить это.

Удачи вам всем!

НЕСКОЛЬКО НЕОБХОДИМЫХ ПОЯСНЕНИЙ

Повторение и закрепление орфографии в старших (10—11) классах по определению не может происходить так же, как изуче­ние её в 1—9 классах. В этом нет никакой необходимости, да и время в школьной программе на повторное изучение всевозмож­ных правил правописания не предусмотрено. Однако вернуться к этим правилам на несколько ином, более «продвинутом» уровне в старших классах необходимо.

Принцип, по которому целесообразнее всего построить эту работу, — БЛОКОВЫЙ. По этому же принципу построены про­граммы по русскому языку для старших классов М.Т. Баранова и С.И. Львовой.

Блоковая подача материала основана на системных связях ор­фограмм. Например, школьная программа по русскому языку пред­полагает изучение таких орфограмм:

буквы Ё и О после шипящих и Ц в корне слова;

буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных;

буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных;

буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных;

буквы Е и Ё после шипящих в окончаниях глаголов;

буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причас­тий и отглагольных прилагательных:;

буквы О, Е (Ё) после шипящих на конце наречий.

Общее название блока: Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц.

Эти и подобные им блоки представляют одну орфографическую задачу, предлагаемую в разных языковых условиях. Орфограмм в каждом блоке — от 2 до 7.

Всего в первой части книги таких блоков 16 (включая приве­дённый выше). Несколько орфограмм, не входящих в блоки, повторяются и закрепляются отдельно.

Вот список орфографических блоков (ОБ):

Блок 1 (ОБ-1). Безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание приставок (кроме ПРЕ-, ПРИ- и за­канчивающихся на буквы 3, С).

Блок 2 (ОБ-2). Чередующиеся гласные в корне слова.

Блок 3 (ОБ-3). Правописание согласных в корне слова.

Блок 4 (ОБ-4). Правописание приставок, заканчивающихся на буквы 3 и С, и приставок ПРЕ-, ПРИ-.

Блок 5 (ОБ-5). Буквы И, Ы после Ц.

Блок 6 (ОБ-6). Буквы О и Е (Ё) после шипящих и Ц.

Блок 7 (ОБ-7). Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных.

Блок 8 (ОБ-8). Употребление прописных букв.

Блок 9 (ОБ-9). Правописание сложных имён существительных и прилагательных.

Блок 10 (ОБ-10). Гласные в окончаниях слов.

Блок 11 (ОБ-11). Гласные в суффиксах глаголов, отглагольных при­лагательных, страдательных причастий и деепричастий.

Блок 12 (ОБ-12). Правописание Б. Б после шипящих.

Блок 13 (ОБ-13). Одна и две буквы Не суффиксах слов и на стыке корня и суффикса.

Блок 14 (ОБ-14). Дефисное написание неопределённых местоимений, наречий, предлогов, частиц, междометий и звукоподражательных слов.

Блок 15 (ОБ-15). Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Блок 16 (ОБ-16). Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

Отдельные орфограммы (00), которые по известным причи­нам не входят в состав ни одного из вышеперечисленных блоков, составляют вторую часть книги и располагаются в данном пособии в иной последовательности. Все отдельные орфограммы условно поделены на три группы три уровня сложности.

Сначала (первый уровень сложности) отрабатываются наиболее простые, элементарные орфограммы, в основном изучающиеся в начальной школе. Закрепление их, как правило, не требует осо­бых усилий, поэтому и тренингов для их обработки дано немного. Это следующие орфограммы:

00-1. Буквы И, У, А после шипящих (Ж, Ш, Ч, ГЦ).

00-2. Буквы Ы и И после приставок.

00-3. Раздельное написание со словами частиц БЫ (Б), ЛИ (ЛЬ), ЖЕ (Ж).

00-4. Раздельное написание предлогов с самостоятельными частями речи.

Ко второму уровню сложности относятся другие четыре орфо­граммы. Поскольку они объективно сложнее приведённых выше 4-х орфограмм, то их отработка ведётся более обстоятельно. К этой группе относятся следующие правила правописания:

00-5. Буква Й.

00-6. Правописание слов с ПОЛ- (ПОЛУ-).

00-7. Буквы О и А на конце наречий.

00-8. Разделительные Ь и Ъ.

И последнюю, третью группу отдельных орфограмм (00) состав­ляют случаи правописания, изучение и закрепление которых и в основной школе (5—9 класс), и в старших классах традиционно вызывает большие трудности. Разумеется, именно поэтому тре­нинги для этой группы орфограмм довольно разнообразны, а их количество весьма значительно. К этим орфограммам относятся:

00-9. Буквы Э и Е.

00-10. Слитно и раздельно пишущиеся наречия и наречные выражения.

00-11. Правописание союзов ЧТОБЫ (ЧТОБ), ТОЖЕ, ТАК­ЖЕ, ПРИЧЁМ, ПРИТОМ, ЗАТО, ИТАК, КАК БУДТО, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ТАК ЧТО, КАК ТОЛЬКО, ТО ЕСТЬ и т.д.

00-12. Правописание производных предлогов.

Отработка каждой отдельной орфограммы в первой части кни­ги, где представлены орфографические блоки, предполагает вы­полнение различных тренингов. Многие из этих тренировочных заданий имеют четыре уровня:

уровень слова;

уровень словосочетания и фразы;

уровень предложения;

уровень текста или сложной синтаксической конструкции.

Некоторые орфограммы отрабатываются по другому принципу.

Сначала для тренировки даются относительно простые приме­ры (1-я степень сложности), затем — несколько более трудные (2-я степень сложности), заканчивается отработка такой орфо­граммы самыми трудными случаями (3-я степень сложности).

В первой части книги представлены 3 вида упражнений. На­чинается блок подготовительными тренингами, затем следуют тре­нировочные упражнения. Практически каждый орфографический блок заканчивается тремя типовыми итоговыми заданиями: тестом из слов, словосочетаний из фраз, набором предложений и связным текстом. Это третий, заключительный вид тренингов.

Кроме того, тренинги включают в себя и другие задания: 1) об­разовать от того или иного слова с помощью приставки или суф­фикса другое слово; 2) образовать слова по данным моделям; 3) рас­пределить слова по нескольким столбцам в зависимости от вида орфограммы; 4) составить связный текст; 5) сделать синтаксиче­ский, орфографический или пунктуационный разбор предложения; 6) сделать морфологический, словообразовательный, фонетический разбор слова или его словообразовательный разбор и т.п.

Начинается каждый орфографический блок или раздел, посвя­щенный отработке отдельных орфограмм, со специальной табли­цы, в которой изложено соответствующее правило и приведены примеры на тот или иной случай правописания.

В некоторых тренингах, кроме выполнения заданий по орфо­графии, ученикам предлагается вставить и пропущенные знаки препинания.

Среди орфограмм, представленных в книге, есть и те, которые в основной школе (в классах с 1-го по 9-й) практически не изуча­ются или изучаются частично. Речь идёт о таких сложностях правописания, как «Буквы Э и Е», «Буква Й», «Правописание суффиксов существительных и прилагательных».

Некоторые орфограммы, объединенные в один блок, на пер­вый взгляд, могут показаться сгруппированными искусственно. Однако у каждого подобного объединения есть веская причина. Например, правописание приставок (кроме ПРЕ-, ПРИ- и закан­чивающихся на буквы 3 и С) закрепляется вместе с безударными проверяемыми гласными в корне. Делается это потому, что написа­ние сомнительной гласной или согласной и в приставке, и в корне подчиняется одному и тому же — морфологическому (морфемному) принципу, суть которого состоит в том, что слабая позиция в любой морфеме проверяется сильной.

Во второй части книги есть и перечисленные выше тренинги, и задания, и иные упражнения. Практически все тренинги снаб­жены ключами, которые даются в конце книги.

Тексты, авторство которых не указано, написал Сергей Штиль­ман.