СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИЛИЧ Е.Е. Урок "С. И. Куприн. "Тапёр". Талант юного музыканта", 2019-9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока СИЛИЧ Е.Е. Урок "С. И. Куприн. "Тапёр". Талант юного музыканта".

Просмотр содержимого документа
«СИЛИЧ Е.Е. Урок "С. И. Куприн. "Тапёр". Талант юного музыканта", 2019-9»

Е.Е.Силич, ГУО «СШ № 9 г. Жодино» Минской области

Тема. Талант юного музыканта (по рассказу А. Куприна «Тапёр»)


Цель: организовать деятельность учащих­ся по обобщению знаний о рассказе как ма­лой эпической форме.

Задачи: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности; создать условия для формирования навыка работы с текстом че­рез осмысление материала и обобщение; спо­собствовать развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное в художествен­ном тексте; содействовать совершенствова­нию нравственных основ личности учащихся.

Тип урока: урок-обобщение.

Материалы и оборудование: портрет А. И. Куприна, иллюстрации к рассказу «Та­пёр», портреты А. Г. Рубинштейна и Ф. Ли­ста, раздаточный материал «Факты биогра­фии», карточки «Восстанови сюжет», музыка Ф. Листа «Венгерская рапсодия № 2», кар­точки для рефлексии «Шкала настроения».


Ход урока

  1. Организационный этап.


  1. Формулировка учащимися темы и цели урока.

Дети слушают музыкальный фрагмент из рапсодии Ф. Листа.

  • Что необходимо человеку, чтобы со­чинить такую музыку? И чтобы её сыграть? (Талант.)

  • Что такое талант? (Ответы учащихся.)

  • О чьём таланте идёт речь в рассказе А. Куприна «Тапёр»?

  • Как бы вы сформулировали тему на­шего урока?

Учащиеся записывают на доске тему урока «Талант юного музыканта».

  • Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся.)


  1. Работа по теме урока.

  1. Беседа по вопросам.

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом талант? (Творчество, одарён­ность, виртуозность, успех, слава, трудо­любие и т.д.) Д. Менделеев говорил, что «без труда не бывает ни талантов, ни гени­ев». Скажите, какими талантами наделены ваши одноклассники? (Ответы учащихся.) Антон Григорьевич Рубинштейн, Ференц Лист — это музыкальные таланты, а есть литературные... Бесспорным талантом явля­ется Александр Иванович Куприн. Биограф Куприна О. Михайлов говорил: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый та­лант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живуще­му — к дереву, собаке, воде, земле, челове­ку, небу”».

  1. Проверка домашнего задания (индиви­дуальное задание с карточками «Восстано­ви сюжет»).

  • Расположите карточки с пунктами плана рассказа в правильном порядке.

  1. Повторение биографических сведений об А. И. Куприне (в парах).

  • С помощью ключевых слов догадай­тесь, о каких фактах биографии писателя идёт речь (раздаточный материал).

1870 «писатель без выдумки» приключения юношеские стихи рождественские рассказы

водолазный костюм аэроплан актёр кинематограф дети и животные мальчик-музыкант 1938

  1. Словарная работа в форме игры «Де­тектив».

  • Уважаемые «детективы», отыщите, по­жалуйста, слова в тексте по их лексическим значениям.

• Народный и бальный танец с чётным количеством танцующих пар, располагаю­щихся одна против другой. (Кадриль.)

Музыкальное произведение, состоящее из 3 или 4 частей различного темпа и харак­тера. (Соната.)

Музыкальное произведение на темы на­родных песен, сказаний. (Рапсодия.)

  • Кто такой тапёр?

  • Ребята, для чего необходимо проводить словарную работу? (Ответы учащихся.)

  1. Слово учителя.

  • Вы помните, что в 90-е годы XIX века Александр Куприн познакомился с выдаю­щимся композитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1887 году пи­сатель создаёт рассказ о судьбе этого челове­ка, не называя его. Произведение получило название «Тапёр». В его основу была поло­жена одна русская традиция.

Сообщение учащегося.

Давным-давно, в конце XVIII века, в Рос­сии начали устраивать вечера для детей из знатных семей, на которых звучали сонаты и рапсодии, раздавались звуки мазурки и кадрили... Вначале они проводились один раз в год — на Рождество, а затем стали ор­ганизовываться и на именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет, общались, получая массу впечатлений. Один из таких вечеров и опи­сывает автор в рассказе «Тапёр».

  1. Работа с рисунком (приложение 1).

  • Ребята, как бы вы назвали этот эпизод и подписали бы рисунок?

  1. Выразительное чтение отрывка в прозе наизусть (опережающее задание).

Учащийся читает наизусть отрывок в, прозе, описывающий портрет юного музы­канта; все слушают и стараются опреде­лить, какую деталь в портрете героя выде­лил автор и почему.

  • Ребята, скажите, как надо относиться к талантливым людям и к человеку вообще? (Ответы учащихся.)

  • На чьём примере автор рассказа по­казывает, как нельзя относиться к человеку при первой встрече? (Речь идёт о Лидии.)

  • А кому можно аплодировать и даже подражать? (Тиночке, за её искренность, до­броту и непосредственность в отношении к незнакомым людям.)

  • Как, на ваш взгляд, надо относиться к собственным талантам? (Беречь их и раз­вивать.)


Физкультминутка «да» или «нет».

Если к утверждению подходит ответ «да», дети встают, если «нет»сидят неподвижно.

«Тапёр» — это рождественский (святоч­ный) рассказ. (Да.)

Действие рассказа происходит летом. (Нет.)

Главный герой святочного рассказа — не­счастный, обездоленный человек. (Да.)

В конце рождественского рассказа побеж­дает зло. (Нет.)

Цель рождественских рассказов — уси­лить в домах читателей праздничную атмо­сферу. (Да.)

Рождественские рассказы писали Гоголь, Лесков, Бунин. (Да.)

В рождественском рассказе никакого чуда не происходит. (Нет, происходит.)

Деньги за публикации святочных расска­зов авторы всегда отдавали детям-сиротам и нуждающимся семьям. (Да.)

  • Первое музыкальное произведение, которое исполнил Юрий Азагаров, — это «Венгерская рапсодия № 2» Листа. (Подго­товленный учащийся выразительно читает эпизод «Тапёр играет первый раз».)

  • Какое впечатление произвела игра юного музыканта на слушателей? (Ответы учащихся.)

Учащиеся слушают фрагмент из «Вен­герской рапсодии № 2».

  • Как вы думаете, почему мальчик игра­ет именно это музыкальное произведение, а не польку или вальс? (Рапсодию играть тя­жело. Ю. Азагаров проявил себя как виртуоз.)

  • «Мальчик встал с высокого табурета...; он искал глазами Лидию, но её уже не было в зале». Почему? (Ей стало стыдно.)

  1. Работа по рисунку «Приход А. Г. Ру­бинштейна» (приложение 2).

  • Большой знаток музыки, Куприн зна­ет, чем потрясти детей. Он вводит в дом ещё одного гостя. Кто изображён на рисунке? (А. Г. Рубинштейн.)

Биографическая справка об А. Г. Рубин­штейне (учащийся выступает с сообщени­ем, приложение 1)

  • Кого увидел перед собой Рубинштейн: тапёра или талантливого музыканта? (От­веты учащихся.)

  • Как вы думаете, почему Рубинштейн вышёл, не дослушав игру Юры? (Ответы учащихся.)

  • Вот ещё одно чудо Рождества — маль­чик встретил директора Петербургской кон­серватории.

  • Как завершается рассказ?


  1. Обобщение.

  • Благодаря чему Ю. Азагаров стал из­вестным? О чём заставляет нас задуматься автор? (Ответы учащихся.)

  • Основная мысль: трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоин­ства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей. У каждого из вас есть свои таланты. Развивайте их и радуйте себя и людей!

Приложение 1


  1. Домашнее задание (на выбор).

Написать от имени Юры Азагарова благодарственное письмо знаменитому музыканту.

Написать сочинение-миниатюру «Талант(ы) моего одноклассника».


  1. Рефлексия.

  • Продолжите предложения:

  • Я узнал(а)...

  • Я понял(а)...

  • Я научился(лась)...

  • Мне понравилось...

  • Какие чувства вызвал у вас рассказ (Используется «Шкала настроения».)


Приложение 1

Антон Григорьевич Рубинштейн родился в небогатой, но культурной и образованной семье. Он с детства был музыкально ода­рённым ребёнком. Первой его учительни­цей была мать, дававшая ему уроки игры на фортепиано. Затем два года с младшим бра­том Николаем он учился музыке в Берлине.

Вернувшись в Россию двадцатилетним юношей, он открыл первое музыкальное общество, а затем в Петербурге первую консерваторию. Через несколько лет консерватория была открыта и в Москве.

Выступления А. Г. Рубинштейн; ходили как в России, так и за границей. Антон Григорьевич во время игры на фортепиано покорял слушателей мощью, богатырским размахом, нежностью и чувством.