Е.Е.Силич, ГУО «СШ № 9 г. Жодино» Минской области
Тема. Талант юного музыканта (по рассказу А. Куприна «Тапёр»)
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний о рассказе как малой эпической форме.
Задачи: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к учебной деятельности; создать условия для формирования навыка работы с текстом через осмысление материала и обобщение; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное в художественном тексте; содействовать совершенствованию нравственных основ личности учащихся.
Тип урока: урок-обобщение.
Материалы и оборудование: портрет А. И. Куприна, иллюстрации к рассказу «Тапёр», портреты А. Г. Рубинштейна и Ф. Листа, раздаточный материал «Факты биографии», карточки «Восстанови сюжет», музыка Ф. Листа «Венгерская рапсодия № 2», карточки для рефлексии «Шкала настроения».
Ход урока
Организационный этап.
Формулировка учащимися темы и цели урока.
Дети слушают музыкальный фрагмент из рапсодии Ф. Листа.
Что необходимо человеку, чтобы сочинить такую музыку? И чтобы её сыграть? (Талант.)
Что такое талант? (Ответы учащихся.)
О чьём таланте идёт речь в рассказе А. Куприна «Тапёр»?
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Учащиеся записывают на доске тему урока «Талант юного музыканта».
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся.)
Работа по теме урока.
Беседа по вопросам.
Какие ассоциации у вас возникают со словом талант? (Творчество, одарённость, виртуозность, успех, слава, трудолюбие и т.д.) Д. Менделеев говорил, что «без труда не бывает ни талантов, ни гениев». Скажите, какими талантами наделены ваши одноклассники? (Ответы учащихся.) Антон Григорьевич Рубинштейн, Ференц Лист — это музыкальные таланты, а есть литературные... Бесспорным талантом является Александр Иванович Куприн. Биограф Куприна О. Михайлов говорил: «При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живущему — к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу”».
Проверка домашнего задания (индивидуальное задание с карточками «Восстанови сюжет»).
Повторение биографических сведений об А. И. Куприне (в парах).
С помощью ключевых слов догадайтесь, о каких фактах биографии писателя идёт речь (раздаточный материал).
1870 «писатель без выдумки» приключения юношеские стихи рождественские рассказы
водолазный костюм аэроплан актёр кинематограф дети и животные мальчик-музыкант 1938
Словарная работа в форме игры «Детектив».
Уважаемые «детективы», отыщите, пожалуйста, слова в тексте по их лексическим значениям.
• Народный и бальный танец с чётным количеством танцующих пар, располагающихся одна против другой. (Кадриль.)
Музыкальное произведение, состоящее из 3 или 4 частей различного темпа и характера. (Соната.)
Музыкальное произведение на темы народных песен, сказаний. (Рапсодия.)
Кто такой тапёр?
Ребята, для чего необходимо проводить словарную работу? (Ответы учащихся.)
Слово учителя.
Вы помните, что в 90-е годы XIX века Александр Куприн познакомился с выдающимся композитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1887 году писатель создаёт рассказ о судьбе этого человека, не называя его. Произведение получило название «Тапёр». В его основу была положена одна русская традиция.
Сообщение учащегося.
Давным-давно, в конце XVIII века, в России начали устраивать вечера для детей из знатных семей, на которых звучали сонаты и рапсодии, раздавались звуки мазурки и кадрили... Вначале они проводились один раз в год — на Рождество, а затем стали организовываться и на именины. На эти вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, постигали бальный этикет, общались, получая массу впечатлений. Один из таких вечеров и описывает автор в рассказе «Тапёр».
Работа с рисунком (приложение 1).
Ребята, как бы вы назвали этот эпизод и подписали бы рисунок?
Выразительное чтение отрывка в прозе наизусть (опережающее задание).
Учащийся читает наизусть отрывок в, прозе, описывающий портрет юного музыканта; все слушают и стараются определить, какую деталь в портрете героя выделил автор и почему.
Ребята, скажите, как надо относиться к талантливым людям и к человеку вообще? (Ответы учащихся.)
На чьём примере автор рассказа показывает, как нельзя относиться к человеку при первой встрече? (Речь идёт о Лидии.)
А кому можно аплодировать и даже подражать? (Тиночке, за её искренность, доброту и непосредственность в отношении к незнакомым людям.)
Как, на ваш взгляд, надо относиться к собственным талантам? (Беречь их и развивать.)
Физкультминутка «да» или «нет».
Если к утверждению подходит ответ «да», дети встают, если «нет» — сидят неподвижно.
«Тапёр» — это рождественский (святочный) рассказ. (Да.)
Действие рассказа происходит летом. (Нет.)
Главный герой святочного рассказа — несчастный, обездоленный человек. (Да.)
В конце рождественского рассказа побеждает зло. (Нет.)
Цель рождественских рассказов — усилить в домах читателей праздничную атмосферу. (Да.)
Рождественские рассказы писали Гоголь, Лесков, Бунин. (Да.)
В рождественском рассказе никакого чуда не происходит. (Нет, происходит.)
Деньги за публикации святочных рассказов авторы всегда отдавали детям-сиротам и нуждающимся семьям. (Да.)
Первое музыкальное произведение, которое исполнил Юрий Азагаров, — это «Венгерская рапсодия № 2» Листа. (Подготовленный учащийся выразительно читает эпизод «Тапёр играет первый раз».)
Какое впечатление произвела игра юного музыканта на слушателей? (Ответы учащихся.)
Учащиеся слушают фрагмент из «Венгерской рапсодии № 2».
Как вы думаете, почему мальчик играет именно это музыкальное произведение, а не польку или вальс? (Рапсодию играть тяжело. Ю. Азагаров проявил себя как виртуоз.)
«Мальчик встал с высокого табурета...; он искал глазами Лидию, но её уже не было в зале». Почему? (Ей стало стыдно.)
Работа по рисунку «Приход А. Г. Рубинштейна» (приложение 2).
Большой знаток музыки, Куприн знает, чем потрясти детей. Он вводит в дом ещё одного гостя. Кто изображён на рисунке? (А. Г. Рубинштейн.)
Биографическая справка об А. Г. Рубинштейне (учащийся выступает с сообщением, приложение 1)
Кого увидел перед собой Рубинштейн: тапёра или талантливого музыканта? (Ответы учащихся.)
Как вы думаете, почему Рубинштейн вышёл, не дослушав игру Юры? (Ответы учащихся.)
Вот ещё одно чудо Рождества — мальчик встретил директора Петербургской консерватории.
Как завершается рассказ?
Обобщение.
Благодаря чему Ю. Азагаров стал известным? О чём заставляет нас задуматься автор? (Ответы учащихся.)
Основная мысль: трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей. У каждого из вас есть свои таланты. Развивайте их и радуйте себя и людей!
Приложение 1
Домашнее задание (на выбор).
Написать от имени Юры Азагарова благодарственное письмо знаменитому музыканту.
Написать сочинение-миниатюру «Талант(ы) моего одноклассника».
Рефлексия.
Я узнал(а)...
Я понял(а)...
Я научился(лась)...
Мне понравилось...
Приложение 1
Антон Григорьевич Рубинштейн родился в небогатой, но культурной и образованной семье. Он с детства был музыкально одарённым ребёнком. Первой его учительницей была мать, дававшая ему уроки игры на фортепиано. Затем два года с младшим братом Николаем он учился музыке в Берлине.
Вернувшись в Россию двадцатилетним юношей, он открыл первое музыкальное общество, а затем в Петербурге первую консерваторию. Через несколько лет консерватория была открыта и в Москве.
Выступления А. Г. Рубинштейн; ходили как в России, так и за границей. Антон Григорьевич во время игры на фортепиано покорял слушателей мощью, богатырским размахом, нежностью и чувством.