Сценарий занятия для 2 класса «Символы Ульяновска»
Цели занятия:
1. Ознакомить учащихся с гербом и гимном Ульяновска.
2. Рассказать об истории образования города и области.
3. Развивать интерес к родному краю.
Оборудование:
• Презентация с изображением герба Ульяновска.
• Аудиозапись гимна Ульяновска.
• Карта Ульяновской области.
• Раздаточный материал (раскраски с гербом, текст гимна).
Ход занятия
1. Введение (5 минут)
• Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о нашем родном городе Ульяновске. Узнаем, какие символы его представляют и немного истории. Кто из вас знает, что такое символы города?"
• Ответы детей.
• Учитель: "Правильно! Символы — это то, что показывает, чем гордится город. Начнем с герба!"
2. Знакомство с гербом Ульяновска (10 минут)
• Учитель показывает изображение герба на экране.
• Учитель: "Вот наш герб.
В лазоревом поле серебряная колонна с фигурной капителью и базой на постаменте, увенчанная Императорской короной с лазоревыми лентами, отходящими в стороны.
Щит увенчан золотой земельной короной особого вида (с самоцветами на обруче и о трёх видимых зубцах в виде листьев аканта, перемежаемых двумя видимыми меньшими зубцами с жемчужинами).
Щитодержатели — золотые львы, из которых правый держит три золотых колоса в левой передней лапе, а левый — меч того же металла в правой передней лапе, и показанная ниже щита серебряная чайка, летящая вправо и касающаяся щита воздетыми и распростёртыми крыльями; подножие подо львами — золотые дубовые ветви, положенные отвлечёнными концами накрест. Девиз «ОПОРА ДУШИ И ДЕРЖАВЫ» начертан лазоревыми литерами на золотой ленте.
Колонна — символ опоры, поддержки, надёжности. Искусно украшенная колонна, как творение умелых человеческих рук, символически указывает на созидательное трудолюбие и духовные традиции жителей области. Постамент колонны воплощает идею устойчивости, стабильности. Резная изящная капитель колонны, подобная цветку, символизирует расцвет, рост и развитие.
Серебро в геральдике — гербовый символ чистоты, справедливости, правды.
Лазурь (воспроизводимая синим или голубым цветом) — символ возвышенных устремлений, преданности, мира. Сочетание серебра и лазури условно указывает на Волгу и многочисленные водные ресурсы области.
Золото — цвет величия, света и тепла, власти и милости. Золото указывает на символ урожай, изобилие и плодородие.
Присутствие особой короны над щитом обозначает государственный статус Ульяновской области как субъекта Российской Федерации.
Щитодержатели дополняют символику герба. Лев олицетворяет храбрость.
Колосья символизируют развитый аграрный сектор экономики области. Колос — символ достатка и вместе с тем — традиционный знак сплочённости. Меч символизирует защиту, самоотверженность, власть, а прямой обоюдоострый меч — справедливость и правду. Чайка — неотъемлемый символ современной Ульяновской области, расположенной по берегам великой русской реки Волги. Чайка является эмблемой многих предприятий области, в том числе крупнейшего автозавода УАЗ. Чайка — символ полёта и авиапромышленности Ульяновской области, которая сегодня является крупнейшим центром российского гражданского авиастроения, научно-образовательным центром.
Дубовые ветви — знак мужества, силы и стойкости, проявленных жителями региона в годы народных восстаний, Гражданской войны и Великой Отечественной войны. Девиз «ОПОРА ДУШИ И ДЕРЖАВЫ» является прямым пояснением изображения герба. Он выражает значение региона, его неповторимых особенностей, в человеческом и государственном измерении. Девиз воспроизведён лазоревыми литерами на золотой ленте, что согласуется по расцветке с цветом лент и обруча Императорской короны.
Таким образом, в гербе Ульяновской области языком геральдических символов и аллегорий гармонично отражены история, природные особенности и богатства области, основной профиль деятельности населения.
3. История образования города (10 минут)
• Учитель: "Теперь давайте немного поговорим об истории нашего города."
Ульяновск, расположенный на берегу реки Волги, был основан в 1648 году как крепость под названием Симбирск. Основание города связано с необходимостью защиты русских земель от набегов кочевников, а также с развитием торговли и судоходства по Волге.
В первые годы своего существования Симбирск стал важным торговым и административным центром. Город быстро развивался, привлекая купцов и ремесленников. В 1780 году Симбирск получил статус уездного города.
XIX век: В это время Симбирск стал важным культурным и экономическим центром. Здесь развивались промышленность и сельское хозяйство. Город стал родиной многих известных личностей, включая Владимира Ленина (настоящее имя — Ульянов), что оказало значительное влияние на его дальнейшую историю.
XX век: После Октябрьской революции 1917 года Симбирск был переименован в Ульяновск в честь Ленина. Город стал важным центром советской власти и промышленности. В 1920-1930-е годы здесь активно развивалась промышленность, строились новые заводы и предприятия.
Вторая мировая война: Во время войны Ульяновск сыграл важную роль в эвакуации предприятий из западных регионов СССР, что способствовало его дальнейшему развитию.
В послевоенные годы город продолжал развиваться, увеличивалось население, строились новые жилые районы и социальные объекты.
В настоящее время Ульяновск является административным центром Ульяновской области и важным экономическим, культурным и образовательным центром региона. Город активно развивает промышленность, сферу услуг и туризм. Он также известен своими культурными мероприятиями и историческими памятниками.
Ульяновск продолжает сохранять свое историческое наследие, привлекая туристов и исследователей своей богатой историей и культурой.
• Используем карту для наглядности:
4. Знакомство с гимном Ульяновска (10 минут)
• Учитель: "Каждый город имеет свой гимн. Давайте послушаем гимн Ульяновска!"
https://rutube.ru/video/15d068a0abf2bdddc013c4cae6d34f87/
• Учитель: "Как вам наш гимн? Какие чувства он у вас вызывает?"
• Обсуждение текста гимна (раздаем текст гимна для чтения).
5. Творческая работа (15 минут)
• Учитель: "Теперь давайте поработаем творчески! Я предлагаю вам раскрасить герб Ульяновска."
• Раздаем раскраски с изображением герба и цветные карандаши.
• В процессе работы учитель ходит по классу, помогает детям и обсуждает их работы.
6. Заключение (5 минут)
• Учитель: "Сегодня мы узнали много нового о нашем городе Ульяновске — его гербе и гимне, а также о его истории. Почему важно знать о символах нашего города?"
• Ответы детей.
• Учитель: "Правильно! Это помогает нам гордиться своим городом и быть его частью."
7. Домашнее задание (по желанию)
• Нарисовать свой собственный символ для Ульяновска или написать небольшое сочинение о городе.