Просмотр содержимого документа
«Синдром невропатиии у детей»
СИНДРОМ НЕВРОПАТИИИ У ДЕТЕЙ
Праток Мариет, 34/2
Термин « невропатия » применялся в медицинской литературе еще в XVII веке для обозначения разнообразных расстройств нервной системы.
Современная трактовка понятия (врожденная детская нервозность, конституциональная нервность, невропатическая конституция) была предложена Э. Крепелином (1915).
Невропатия – врожденные или приобретенные в раннем постнатальном онтогенезе патологические состояния, которые характеризуются незрелостью вегетативной регуляции.
Согласно Крепелену, невропатия представляет собой самостоятельную врожденную болезненную форму, в основе которой лежит особая аномальная конституция.
В связи с чем в этиологии невропатии первоначально ведущая роль отводилась наследственным факторам .
Однако последующие исследования * детских психиатров показали, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические патогенные факторы, действующие во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах.
*Сухарева Г.Е.,1959; Мнухин С.С., 1968; Кириченко Е.И., Журба Л.Т., 1976; Ковалев В.В., 1979; Козловская Г.В., Кириченко Е.И. 1982 и др.
В настоящее время невропатия рассматривается не как самостоятельная клинико-нозологическая форма, а как группа синдромов разного генезиса , которым наряду с общими признаками свойственны и определенные клинико-психопатологические различия, обусловленные особенности их этиологии и патогенеза .
СИНДРОМ ИСТИННОЙ НЕВРОПАТИИ
- нарушения ритма и глубины сна;
- разнообразные расстройства пищеварения (упорные срыгивания, рвота, понос, запор);
- повышенная чувствительность ребенка к любым внешним раздражителям, изменениям температуры и влажности воздуха, смене условий кормления и ухода;
- общее моторное и эмоциональное беспокойство.
Наиболее ранними психопатологическими расстройствами возникают уже в 3-4 месяца – нарушения сна: поверхностный, чуткий сон, частые пробуждения, возбуждение и стереотипные движения (раскачивания, сосание пальцев) при засыпании, нарушения дневного сна вплоть до его отсутствия.
Характерны пониженный аппетит, выраженная избирательность в еде, затрудненный переход к плотной пище, крайне медленное жевание.
Часто встречается повышенная склонность к аллергическим реакциям, острым респираторным и инфекционным заболеваниям.
В раннем возрасте отмечаются отклонения в эмоционально-волевом реагировании: боязливость, страх перед новым, болезненная впечатлительность, повышенная чувствительность к различным раздражителям.
Рано обнаруживаются личностные реакции тормозимого типа: чрезмерная привязанность к матери, трудность установления контактов со взрослыми, с детьми (вплоть до отказа от речевого общения в незнакомой обстановке).
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
- недостаточность вегетативной регуляции;
- психические отклонения (повышенная аффективная возбудимость в сочетании с истощаемостью, выраженная тормозимость, пугливость, склонность к психо-патологическим недифференцированным сверхценным страхам (боязнь темноты, одиночества);
- коэффициент интеллектуального развития детей в пределах нормы (96-110).
СИНДРОМ ОРГАНИЧЕСКОЙ НЕВРОПАТИЯ
- сопровождаются разнообразной резидуальной неврологической симптоматикой (косоглазие, нистагм, симптом Грефе, тремор подбородка и рук, повышение сухожильных рефлексов, клонус стоп, судороги, угнетение безусловных рефлексов);
- гипертензионно-гидроцефальный синдром;
- задержка развития психомоторики и речи;
- обнаруживается церебрастенический и гипердинамический синдромы, личностные компоненты, черты тормозимости выражены слабо и мало дифференцированы;
- Интеллект детей в пределах нормы, но коэффициент интеллектуального развития сильно колеблется (от 85 до 115).
СИНДРОМ НЕВРОПАТИИ СМЕШАННОГО ГЕНЕЗА
- отмечается легкая, реже среднетяжелая энцефалопатическая симптоматика (тремор пальцев и подборка, симптом Грефе, замедленное закрытие большого родничка, задержка обратного развития рефлексов раннего возраста, мышечная дистония, повышение сухожильных рефлексов);
- рано обнаруживается личностный компонент;
- возбудимость, эгоцентризм, капризность, требовательность;
- легко вступают в контакт, но не имеют чувства дистанции, назойливы;
- часто возникают аффект-респираторные приступы, реакции протеста;
- имеется большой разброс показателей интеллектуального развития (от 85-95 до 115-130).