СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К разработке прилагается презентация с заданиями.

Просмотр содержимого документа
«"Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы"»

Технологическая карта урока

Дисциплина Русский язык

Группа 511

Специальность 53.02.01 «Музыкальное образование» .

Дата 12.11.16

Тема Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы и их употребление.

Тип занятия комбинированный

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Учебная (дидактическая) цель:

1-уровень усвоения (сообщение, формирование понятия и т.д.)

-Повторить основные лексические понятий, изученных в 5-6 классах.



2-уровень усвоения (воспроизведение повторение..., составление алгоритма)

Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, омонимов, антонимов;

3-уровень усвоения (умения применять знания, решение ситуац. задач и т.д.)


- уметь отличать изучаемые понятия;

- уметь употреблять синонимы в речи в соответствии со сферой и

ситуацией общения;

- уметь дифференцировать пары паронимов.



4-уровень творчества (решение проблемных задач)

- находить и исправлять в текстах ошибки , связанные с неправильным употреблением паронимов, омофонов, синонимов.

2. Развивающая цель:

(развитие умения ... )

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, обобщение, умение классифицировать, систематизировать материал, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.


3. Воспитательная цель:

(воспитание профессионально важных личностных качеств личности)

 - воспитывать навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к

русскому языку;




Межпредметные связи:

(дисциплина, раздел)

Литература, история.

Внутрипредметные связи:

(тема занятия)

лексика русского языка

Методы (М), методические приёмы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации (необходимое подчеркнуть):

1 уровень - М - объяснительно-иллюстративный; МП - словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником; наглядные: иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов; практические: опыты, моделирование;

2 - М - репродуктивный; МП - работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий и т.д.;

3 уровень - М - проблемное изложение; МП - постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с граф. лог. структурой и т.д.;

3 уровень - М - частично-поисковый; МП - эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач и т.д.;

4 уровень - М - исследовательский; МП - исследовательская работа.

УМЕТЬ:

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;

  • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах



ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ, НАГЛЯДНОСТЬ:Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, словари, учебник.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1.Л.А.Введенская, А.М.Пономарева, «Русский язык для 9 – 11 классов», учебное пособие, «Феникс», 2002 г

2. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 368 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. http// festival.1september.ru/subjects


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ



Этапа

Цель этапа

Элементы этапов занятия, учебные задачи, формы и методы

Добавления, замечания, исправления

1. Организацион-ный момент

 


Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов

 



2. Целевая установка

Обеспечить

мотивацию учения

студентами.


Вводное  слово  преподавателя.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ) (слайд 1) 

  • Прочтите высказывание , записанное на слайде. Как вы его понимаете? 

  • Сократ был одним из умнейших людей своего времени. Что еще вы знаете об этом человеке? (слайд 2,3)

  • Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?

  • Сколько слов нужно человеку, чтобы выразить свою мысль?

  • В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало. А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. )

- А сколько всего слов русском языке? (слайд 4). Послушаем сообщение студентки Ивановой И., подготовленное на эту тему.

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?




3. Актуалиация  опорных знаний

Определить готовность обучающихся к изучению темы урока

-Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

- Вспомним, что обозначают данные термины. Для этого предлагаю выполнить следующее задание. Нужно к определениям подобрать понятия и записать развернутый ответ.




4. Обобщение

и систематизация учебного материала, формирование новых знаний.


проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных знаний, умений и навыков.

- Итак, предлагаю дополнить уже имеющиеся знания по теме новыми сведениями. На каждое, изучаемое на сегодняшнем уроке, понятие приготовлено сообщение. Ваша задача послушать выступающего , записать новую информацию, а также ответить на мои вопросы.

  • Первое сообщение «Омонимы».

  • Теперь вопросы. Назовите виды омонимов. Как отличить омонимы? Какую сложность могут представлять омофоны?

  • Второе сообщение «Сининомы». Какую роль играют синонимы в речи? Что такое контекстуальные синонимы?

  • Третье сообщение «Антонимы».

  • И послушайте последнее сообщение «Паронимы». Неправильное употребление паронимов ведет к какому типу ошибок? (грамматическая, речевая, логическая, орфографическая)




5. Закрепление умений и навыков.


Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме.

-Выполним тренировочное задание. Нужно подобрать проверочные слова к омофонам.(слайд 6)

-Выполните тренировочное упражнение по синонимам (слайд 7,8).

  • Предлагаю выполнить занимательное задание по контекстуальным антонимам (слайд 9)

  • Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи паронимов. (слайд 10)



6. Рефлексия.

обобщение пройденного материала

- Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. 




7. Домашнее задание.


- Составить тест на 15 вопросов по изученной теме.