1. Учебная (дидактическая) цель: 1-уровень усвоения (сообщение, формирование понятия и т.д.) | -Повторить основные лексические понятий, изученных в 5-6 классах. |
2-уровень усвоения (воспроизведение повторение..., составление алгоритма) | Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, омонимов, антонимов; |
3-уровень усвоения (умения применять знания, решение ситуац. задач и т.д.) | - уметь отличать изучаемые понятия; - уметь употреблять синонимы в речи в соответствии со сферой и ситуацией общения; - уметь дифференцировать пары паронимов. |
4-уровень творчества (решение проблемных задач) | - находить и исправлять в текстах ошибки , связанные с неправильным употреблением паронимов, омофонов, синонимов. |
2. Развивающая цель: (развитие умения ... ) | Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, обобщение, умение классифицировать, систематизировать материал, совершенствовать рефлексивные умения учащихся. |
3. Воспитательная цель: (воспитание профессионально важных личностных качеств личности) | - воспитывать навыки самостоятельности, самоконтроля; - воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку;
|
Межпредметные связи: (дисциплина, раздел) | Литература, история. |
Внутрипредметные связи: (тема занятия) | лексика русского языка |
Методы (М), методические приёмы (МП) в соответствии с уровнями усвоения информации (необходимое подчеркнуть): 1 уровень - М - объяснительно-иллюстративный; МП - словесные: рассказ, лекция, беседа, работа с учебником; наглядные: иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов; практические: опыты, моделирование; 2 - М - репродуктивный; МП - работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий и т.д.; 3 уровень - М - проблемное изложение; МП - постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с граф. лог. структурой и т.д.; 3 уровень - М - частично-поисковый; МП - эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач и т.д.; 4 уровень - М - исследовательский; МП - исследовательская работа. |
ОСНАЩЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ, НАГЛЯДНОСТЬ:Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, словари, учебник.
1.Л.А.Введенская, А.М.Пономарева, «Русский язык для 9 – 11 классов», учебное пособие, «Феникс», 2002 г
2. Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений /
В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 368 с.
1. http// festival.1september.ru/subjects
№ Этапа | Цель этапа | Элементы этапов занятия, учебные задачи, формы и методы | Добавления, замечания, исправления |
1. Организацион-ный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов | |
2. Целевая установка | Обеспечить мотивацию учения студентами. | Вводное слово преподавателя. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ) (слайд 1) Прочтите высказывание , записанное на слайде. Как вы его понимаете? Сократ был одним из умнейших людей своего времени. Что еще вы знаете об этом человеке? (слайд 2,3) Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ? Сколько слов нужно человеку, чтобы выразить свою мысль? В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало. А.С.Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов. ) - А сколько всего слов русском языке? (слайд 4). Послушаем сообщение студентки Ивановой И., подготовленное на эту тему. - Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка? | |
3. Актуалиация опорных знаний | Определить готовность обучающихся к изучению темы урока | -Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. - Вспомним, что обозначают данные термины. Для этого предлагаю выполнить следующее задание. Нужно к определениям подобрать понятия и записать развернутый ответ. | |
4. Обобщение и систематизация учебного материала, формирование новых знаний. | проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных знаний, умений и навыков. | - Итак, предлагаю дополнить уже имеющиеся знания по теме новыми сведениями. На каждое, изучаемое на сегодняшнем уроке, понятие приготовлено сообщение. Ваша задача послушать выступающего , записать новую информацию, а также ответить на мои вопросы. Первое сообщение «Омонимы». Теперь вопросы. Назовите виды омонимов. Как отличить омонимы? Какую сложность могут представлять омофоны? Второе сообщение «Сининомы». Какую роль играют синонимы в речи? Что такое контекстуальные синонимы? Третье сообщение «Антонимы». И послушайте последнее сообщение «Паронимы». Неправильное употребление паронимов ведет к какому типу ошибок? (грамматическая, речевая, логическая, орфографическая) | |
5. Закрепление умений и навыков. | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме. | -Выполним тренировочное задание. Нужно подобрать проверочные слова к омофонам.(слайд 6) -Выполните тренировочное упражнение по синонимам (слайд 7,8). Предлагаю выполнить занимательное задание по контекстуальным антонимам (слайд 9) Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением в речи паронимов. (слайд 10) | |
6. Рефлексия. | обобщение пройденного материала | - Я надеюсь, что вы будете стремиться постепенно узнавать новое, повышать уровень общей культуры, любить русский язык, учиться хорошей, интеллигентной речи. Ведь именно язык не дает народу забыть себя. | |
7. Домашнее задание. | | - Составить тест на 15 вопросов по изученной теме. | |