СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синтаксические нормы русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы русского языка»

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 11 классе

Тема: «Синтаксические нормы русского языка»

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения задания 7 на ЕГЭ по русскому языку

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки.



Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. 

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические (произносительные). На сегодняшнем уроке мы остановимся на синтаксических нормах, так как уже на уроках повторения вспомнили простые предложения, осложнённые различными синтаксическими конструкциями.

2. Текст-загадка. Начать урок я предлагаю с загадки. Текста-загадки. Внимательно прочитайте текст К. Паустовского и подумайте, о ком он. Текст читает выразительно Романова Елизавета 

Это он написал о себе горькие слова: «Как в ночь звезды падучей пламень, не нужен в мире я». Но, боже мой, как он ошибся! И как нужен миру этот мгновенный пламень падучих звезд! Потому что не единым хлебом жив человек.

Он считал себя пленником земли. Он растратил жар души в пустыне. Но пустыня расцвела после этого и наполнилась его поэтической силой его гневом тоской его постижением счастья. Ведь это он застенчиво признался: «Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой». И кто знает может быть острый и режущий воздух горных вершин забрызганных кровью демона наполнен очень слабым очень отдаленным запахом этого приветливого лесного цветка. А он, как и этот поверженный демон, – просто ребенок не получивший от жизни того к чему он страстно стремился: свободы справедливости и любви. (К.Паустовский)

Как вы думаете, о ком этот текст? А почему мы сегодня обратились к тексту о М.Ю. Лермонтове?

Давайте озаглавим этот текст. Какие вы можете предложить варианты? Остановимся на варианте: К.Паустовский о М. Лермонтове. Запишем заголовок на оставленную для него строчку.

Я предлагаю вам поработать с текстом. Расставьте знаки препинания в предложениях второго абзаца. Выполните пунктуационный разбор предложений. Ученики находят грамматические основы, объясняют, чем осложнены предложения, строят схему последнего предложения на доске.

3. Актуализация знаний синтаксических норм. 

Давайте с вами теперь ещё раз обратимся к первому абзацу текста и вспомним, что синтаксические конструкции часто используются писателями и поэтами как средства выразительности, средства создания художественного образа. Какие фигуры вы найдёте в предложениях первого абзаца? Сравнительный оборот, восклицательные предложения, парцелляция. Что такое парцелляция? По сути, парцелляция – это грамматическая ошибка, состоящая в нарушении границ предложения. А когда ещё в устной и письменной речи мы сталкиваемся с нарушением синтаксических норм?

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся: Дети перечисляют.

  • в предложениях с однородными членами;

  • в именах собственных в предложении;

  • в предложениях с причастным оборотом;

  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;

  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

  • при других формах согласования главных членов предложения;

  • при употреблении деепричастного оборота;

  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом;

  • при употреблении прямой и косвенной речи.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

5. Давайте ещё раз обратимся к самым распространённым ошибкам. “Типичные ошибки в построении предложений”



1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Он не переставал любить и вспоминать о Родине.

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и сборник задач.

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что “в свой жестокий век восславил я свободу”.



РАБОТА В ГРУППАХ 

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам, заполнив таблицу и устно исправив ошибки.

А. Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж. Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Проверяем исправленные ошибки (читаем по цепочке.) Учитель задаёт вопрос: были ли предложения, вызвавшие затруднения?

Проверка (каждая группа показывает свой вариант ответа на зелёных листах).

1) Нарушение норм управления (отсутствие зависимого слова при однородных членах, требующих разного падежа)

Е, Л, Н

2) Употребление в качестве однородных членов разных синтаксических конструкций

И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

4) Замена одной части двойного союза на инородное слово.

З, О

5) Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

6) Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж



Исправляем грамматические ошибки в предложениях. 

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Книга, которая интересует нас и которую мы хотели купить, случайно оказалась в этом магазине.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и делал это с увлечением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию образного мышления.

Текст заставил меня задуматься над умением и необходимостью сочувствия окружающим

Текст заставил меня задуматься над умением понимать окружающих и сочувствовать им.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

Мы узе давно выписываем журнал “Природа”

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.



Молодцы! Все группы поработали продуктивно. Я уверена, что с небольшой проверочной работой, задание которой полностью соответствует заданию 7 в КИМАх, вы справитесь быстро и точно.

6. Проверочная работа в формате задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Укажите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Критерии оценивания: за каждый верный ответ получаете 1 балл (по вариантам).

Если успеваем по времени, то проверяем сразу (взаимопроверка), если нет – то учитель собирает работы.



7. Рефлексия. 

  • У меня сегодня всё получилось (красный листок с домашним заданием)

  • Я не совсем доволен собой ... (оранжевый)

  • Мне было трудно (зелёный)

Мы с вами обязательно продолжим работу на следующих уроках. Мне хочется отметить работу следующих учеников: ОТМЕТКИ.

Домашнее задание я предлагаю вам выполнить в зависимости от ваших ощущений об итогах сегодняшнего урока: у кого всё получилось - задание третьего уровня на красных листах, у кого не совсем удачно сложился урок – задания второго уровня, кто столкнулся с определёнными трудностями – уровень первый. Удачи и спасибо за урок.

Разноуровневые домашние задания учитель может подготовить по своему усмотрению.