Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений
9 класс
Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Графически объясните орфограммы.
Встаю в одно и то(же) время;
делаю то(же), что вчера;
я то(же) стану врачом;
работаю так(же), как все;
брат так(же) учился в институте;
пришёл, что(бы) остаться;
что(бы) нам почитать?;
спрятался за(то) дерево;
было морозно, за(то) солнечно.
Проверьте!
Встаю в одно и то же время (= самое);
делаю то же , что вчера (делаю то, что вчера);
я тоже стану врачом (и я стану врачом);
работаю так же , как все (работаю так, как все);
брат также учился в институте (и брат учился в институте);
пришёл, чтобы остаться (пришёл, для того чтобы остаться);
что бы нам почитать? (что нам почитать бы);
спрятался за то дерево (за какое?);
было морозно, зато солнечно (= но).
Выпишите только те предложения, где есть ошибки. Исправьте ошибки.
- Я спрятался за то дерево.
- Все сдали работу, я тоже сдал.
- Он приехал, что бы остаться.
- Решай эту задачу так-же, как другие.
- Они не смогли повторить то же самое.
- Чтобы я сделал без помощи друзей?
- Я не успел сходить в бассейн, зато встретился с друзьями.
- Я так же прочитал эту повесть.
Проверьте!
Он приехал, чтобы остаться (= для того чтобы).
Решай эту задачу так же, как другие (= решай так, как и другие).
Что бы я сделал без помощи друзей? (= что я сделал бы?)
Я также прочитал эту повесть (= и я прочитал эту повесть).
Выпишите только сочинительные союзы:
но; то … то; и; для того чтобы; если; тоже; где; не только…, но и; зато; куда; как будто; однако; когда; или; либо … либо, который.
Проверьте!
но; то … то; и; тоже; не только…, но и; зато; однако; или; либо … либо.
Замените СПП близким по смыслу ССП. Укажите, какие отношения в них выражены.
- Когда стояли погожие дни, работа на полях не прекращалась даже в глухую ночь.
- Когда уборка была в разгаре, по дорогам днем и ночью шли и шли машины, доверху груж..(н,нн)ые зерном.
Выполните синтаксический разбор предложения. Дайте характеристику предложения. Начертите схему.
В лесу было тихо а по в...ршинам деревьев уже разгуливал осен..ий ветер срывая листья с деревьев.
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выполните пунктуационный разбор.
- Было всё так же темно сыро и холодно но рассвет близился и это пр..давало путникам бодрости.
- В лесу шумел ветер и звонко пели птицы.
- Он н..когда не плакал зато врем..нами находило на него дикое упрямство.
- Рассказ был не только интерес(?)ный но и поучительный.
- Спросите задание у учителя и надо будет выполнить всю работу!
Домашнее задание
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выполните пунктуационный разбор 1 – 4 предложений. Выполните синтаксический разбор последнего предложения, дайте ему характеристику, укажите все части речи и начертите схему.
1. По хлебам на мгновение освещён..ым прокатилась легкая дрожь и они сделались совсем недвижны.
2. Во дворе весело играли ребятишки и лаяла чья(то) собач..нка.
3. Луна освещала дорогу звёзды так(же) сияли на тёмном небе.
4. В доме не то играла скрипка не то кто(то) тихо плакал.
5. Смеркалось и тени ложились на землю 4 .