СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синтаксический разбор двусоставного предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтакический разбор двусоставного предложения"

Просмотр содержимого документа
«"Синтаксический разбор двусоставного предложения"»

Тема урока: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДВУСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Тип урока: повторительно-обобщающий.


ЦЕЛИ:

Обучающий компонент:

Учащиеся в конце урока должны:

  • Знать порядок синтаксического разбора двусоставного предложения

  • Понимать различия между главными и второстепенными членами предложения.

  • Уметь давать характеристику двусоставному предложению, строить его схему

Развивающий компонент: развитие орфографических умений; умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах, в группах, развитие речи.

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к русскому языку.



Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.

Наглядность и ЭОР: презентация Power Point к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный


Задачи: Подготовить учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке.


Поверка готовности к уроку.


Приветственное слово учителя:

-Я рада вас видеть, а чем вы можете меня порадовать?


Приветствие учителя. Проверка наличия письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Личностные: формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные: управление собственным поведением.





Коррекция знаний.

- Мы с вами заканчиваем раздел «Двусоставное предложение». Давайте вспомним все, что мы о нем знаем:

  • Грамматическая основа

  • Подлежащее

  • Сказуемое

  • Виды сказуемых

  • Второстепенные члены предложения

  • Определение

  • Дополнение

  • Обстоятельство

  • Приложение

  • Тире между подлежащим и сказуемым

Отвечают, дополняют ответы одноклассников, отстаивают свою точку зрения.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: инициативное сотрудничество; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Мотивационно- организующий этап.


Задачи: Обеспечить мотивацию учения,

совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

- Нам осталось обобщить все полученные знания. Какая тема нам в этом поможет? Что еще нам осталось сказать о двусоставном предложении?


Постановка проблемного вопроса.

- Прочитайте высказывания. Что общего между ними?


Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами. Н.Г.Чернышевский


 Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. Б. В. Шергин


- Что такое синтаксис? Как вы поняли слова известных писателей? (синтаксис – это свод правил, которым подчиняются слова для образования предложений)


- Почему на итоговом уроке о двусоставном предложении мы заговорили о синтаксисе?

(Чтобы понять смысл предложения мы должны видеть его структуру)


- Сформулируйте тему и цель урока.


Записывается тема урока.



Отвечают на вопросы, определяют тему урока, ставят цели.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Изучение нового материала


Задачи: обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Работа с текстом.

- Прочитайте текст.


(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (З)Лексика изменяется с каждой эпохой. ( 4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность , и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.


- Определите тему и идею текста.


- Определите стиль речи.


- Определите тип речи.


Работа в группах. Давайте проведем синтаксический анализ текста (подготовка к ОГЭ).


I. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.

2) Грамматическая основа предложения 2 - достижения заставляют исчезать бесследно.

3) Грамматическая основа предложения 3 - лексика изменяется.

4) Предложение 4 содержит косвенную речь.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ______13___


II. Замените словосочетание бесследно исчезать, построенное на основе примыкания, на синонимичное словосочетание со связью управление.

Ответ: исчезать без следа


III. Найдите в тексте простые двусоставные предложения

Ответ: 123


Объяснение новой темы:

Сейчас на примере второго предложения из текста мы выполним полный синтаксический разбор. Давайте вспомним его план.

Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов.




Читают текст, отвечают на вопросы.















Проводят синтаксический анализ текста по вопросам.


Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Закрепление знаний и способов действий


Задачи: обеспечить закрепление знаний и способов действий; коррекция пробелов


Работа в парах.


- Попробуйте выполнить синтаксический разбор первого предложения.

- Сложнее это оказалось сделать? Почему?



В парах выполняют задания, кураторы группы проверяют тетради, оценивают работу.

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; участие в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Контроль знаний.


Задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.

- Выполните синтаксический разбор третьего предложения на листочках. Сдайте их на проверку.

Работают самостоятельно, сдают работу на проверку

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; волевая саморегуляция; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Подведение итогов


Задачи: сделать выводы об уровне усвоения знаний на уроке.

- О чем говорили на уроке?


- Назовите план синтаксического разбора простого предложения.


Отвечают на вопросы, делают выводы

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Коммуникативные: выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Домашнее задание.


Задачи: подготовка учащихся к работе вне школы.

П. упр.

Записывают задание в дневник.

Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Рефлексия.


Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся . Выяснить уровень эмоционального настроя учащихся после урока.

- Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

- Как оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

- Полезен ли был вам урок?

Высказываются об уроке. Анализируют свою деятельность.


Личностные: положительное отношение к учебе.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.
























Работа с текстом.


(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (З)Лексика изменяется с каждой эпохой. ( 4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность , и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.


Синтаксический анализ текста (подготовка к ОГЭ).


I. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.

2) Грамматическая основа предложения 2 - достижения заставляют исчезать бесследно.

3) Грамматическая основа предложения 3 - лексика изменяется.

4) Предложение 4 содержит косвенную речь.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:


II. Замените словосочетание бесследно исчезать, построенное на основе примыкания, на синонимичное словосочетание со связью управление.

Ответ:


III. Найдите в тексте простые двусоставные предложения

Ответ:



Работа с текстом.


(1)Язык движется вперёд, отражая изменения, происходящие в жизни народа. (2)Достижения науки и техники иногда заставляют исчезать бесследно прежние смысловые значения слов. (З)Лексика изменяется с каждой эпохой. ( 4)Многие поборники чистоты языка любят призывать: «Назад, к Пушкину!» (5)Пушкин придал языку прозрачную ясность, простоту, музыкальность , и мы учимся у него и храним его традиции, но и после Пушкина появилось бессчётное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык.


Синтаксический анализ текста (подготовка к ОГЭ).


I. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.

2) Грамматическая основа предложения 2 - достижения заставляют исчезать бесследно.

3) Грамматическая основа предложения 3 - лексика изменяется.

4) Предложение 4 содержит косвенную речь.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Ответ:


II. Замените словосочетание бесследно исчезать, построенное на основе примыкания, на синонимичное словосочетание со связью управление.

Ответ:


III. Найдите в тексте простые двусоставные предложения

Ответ: